Урок риторики в 3-м классе по теме "Поздравляю: кого? с чем? как?" (курс "Детская риторика в рисунках и рассказах")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • возрождать российские традиции эпистолярного жанра;
  • познакомить учащихся с поздравлением как с одним из видов этикетных текстов, с разными формулами поздравления, в основе которых лежит глагол «поздравлять», с пожеланием, сопровождающим поздравления;
  • учить составлять текст поздравления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. – Кто такой почтальон и какую работу он выполняет?

– А что такое «Почта»? (беседа об учреждении)

– Вспомним стихотворение С.Я. Маршака «Почта». (Чтение отрывка стихотворения учителем.)

– Получали ли вы или ваши близкие письма? А какие? (ответы ребят)

Обобщение ответов учащихся: да, верно. Письма бывают разные: поздравительные, личные, деловые…

Работа в парах. (на каждой парте карточка-письмо)

– Определите, какое это письмо?

– Зачитайте письмо, назовите вид письма? Что помогло определить вид письма?

1 карточка-письмо.

Дорогая бабуля!
Я пишу тебе из Крыма. Как здесь тепло и солнечно!
Наш домик стоит на берегу моря. Сначала, в первые дни, не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно накатывало на берег. Но сейчас всё спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится.
У нас всё хорошо, едим много фруктов, загораем на пляже.
Целую тебя, бабуля! Твоя внучка Юля.

(личное)

2 карточка-письмо.

Дорогая мамочка!
От всей души поздравляю тебя с весенним праздником, Днём 8 Марта.
Пусть в этот день у тебя будет тепло и радостно на душе.
Я желаю тебе, конечно, крепкого здоровья, желаю оставаться всегда такой же молодой и красивой.
Никогда не болеть и не грустить.
Твоя дочка Машенька.

(поздравительное)

3 карточка-письмо. 

Директору магазина «Книга-почтой»
Прошу выслать наложенным платежом следующие книги:
П.П. Бажов «Сказы», К. Чуковский Доктор Айболит»
Иванова Нина
Адрес: 665743 пос.Сальногорск, ул. Десятская, д.6, кв.8.

(деловое)

III. Постановка цели урока.

– Письмо – это деловая бумага. А деловые бумаги сопутствуют человеку во многих случаях жизни. Сегодня на уроке мы будем учиться писать хотя бы самые распространённые, поздравительные.

– Как называют человека, кому отправлено письмо? (адресат) А кто пишет это письмо? (адресант)

– Как вы думаете, какие задачи ставит перед собой и стремится решить при общении с другими людьми адресант? (Сообщить; оповестить; поздравить; извиниться; поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить и другое)

VI. Давайте более подробно поговорим о поздравительном письме

– Как вы думаете, кого и с чем люди поздравляют и как приветствуют друг друга, когда происходит что-то приятное, радостное?

(ответы детей)

На доске выстраивается схема:

ПОЗДРАВЛЯЕМ
КОГО? С ЧЕМ? КАК?
знакомых с праздником от всего сердца
друзей с днём рождения искренне
приятелей с выздоровлением с удовольствием

Начало в поздравлении – это само обращение к адресату и оно должно быть ласковым, приветливым, задушевным.

– Смотрите, какие обращения использовали в прошлом веке: (написано на доске), «Бесценная моя, милостивая государыня, родная моя, добрый друг мой, друг мой и благодетель, голубчик мой, любезнейший мой, душенька моя, дорогой мой, любезный друг, бескорыстный друг.» В этих словах выражено чувство любви, признательности, добросердечия.

– А какие слова употребляют сейчас? (Дорогой, уважаемый, любимый и т.д.)

Середина письма – это само поздравление. Поздравляя, можно похвалить адресата, выразить чувство радости от возможности проявить к нему внимание.

Поздравляя кого-либо, мы тем самым как бы передаём следующую информацию: – Я о вас помню, считаю близким (родным) человеком: настоящим другом; беспокоюсь о вашем здоровье; думаю о том, чтобы в ваших делах вам сопутствовал успех; ценю вашу доброту, отзывчивость, талант; помню о ваших добрых делах; искренне желаю вам счастья. Кроме того, напоминаю о себе, о том, что я жив и здоров, мысленно встречаю с вами праздник.

Важной частью поздравления является пожелание. Оно, как правило, образуется со словом «желать», но можно использовать и другие выражения:

– Пусть всё у тебя (у вас) будет хорошо!

– Пусть тебе (вам) повезёт!

Чаще всего люди желают друг другу здоровья, успехов и т.д.

Пожелания не должны быть короткими и сухими, и желать одно и тоже разным людям не принято.

– Послушайте (читает учитель) ещё одно стихотворение С. Маршака «Пожелание друзьям» (текст лежит на столе у каждого ученика) и назовите предложения с пожеланиями.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.

(Учащиеся называют и оценивают пожелания).

– Обратите внимание на слова «добрый ум» и «умное сердце». Как вы их понимаете? (Если у человека добрый ум, он никогда никого не обидит, не причинит никому зла. А человек с умным сердцем, способен делать людям много добра, он будет внимателен к людям, тактичным и обходительным).

– В конце стихотворения поэт желает друзьям «всего хорошего», но при этом замечает, что оно «даётся недёшево». – Почему? (Хорошее отношение к себе надо заслужить хорошими делами и поступками, уважительным отношением к другим людям)

V. – Прочитайте поздравительное письмо

(тексты у каждого ученика), подчеркните ключевые слова и назовите основные части. (Фрагменты письма взяты из книги «Правила светской жизни и этикета…»

Дорогой, уважаемый дедушка!
Сегодня день Вашего ангела (или рождения), я считаю своей нравственной обязанностью пожелать не ради простого обыкновения, а от всего сердца – мирной и долголетней ещё жизни, счастья, ненарушаемого спокойствия, постоянной бодрости, здоровья и всего того, чего только вы себе желаете.
С самых первых дней моего рождения я чувствую к Вам любовь и привязанность.

Поздравьте от меня милую и почтенную бабушку с дорогим именинником и пожелайте ей много лет жизни и радости от истинно любящего и почтенного внука.

– Как вы думаете, такое поздравление дедушке будет приятно читать?

(ДА, из письма видно, что внук очень ласково и почтительно относится к дедушке, признаётся ему в любви и искренней привязанности. Тепло и задушевно внук выразил свои пожелания и «не ради простого обыкновения», то есть не формально, а искренне, от всей души. Безусловно, такое поздравление поднимет настроение, вызовет чувство благодарности и ответной любви).

VI. – А теперь вы самостоятельно попробуйте написать поздравительное письмо.

Подумайте, кому вы хотите адресовать его, с чем поздравить и что пожелать?

(Составление и запись письма самостоятельно)

Не забудьте подписать своё поздравление! 

VII. Зачитывание отдельных писем (по желанию детей)

– Мы написали письма, а теперь должны их отправить.

– Что для этого необходимо? (конверт)

VIП. Практическая работа (написание адреса адресату и адресанта)

IX. Итог урока.

– Дорогие ребята, мы с вами теперь знаем, как можно поздравить кого-либо с праздником, с юбилеем, с днём рождения и т.д.; как выразить пожелание того, кого поздравляем. Но главное, надо всегда помнить о своих друзьях, родных, обо всех, кто вам дорог, не пропустить момент, когда вы можете в поздравлении сказать им добрые слова.