Цели урока:
- возрождать российские традиции эпистолярного жанра;
- познакомить учащихся с поздравлением как с одним из видов этикетных текстов, с разными формулами поздравления, в основе которых лежит глагол «поздравлять», с пожеланием, сопровождающим поздравления;
- учить составлять текст поздравления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. – Кто такой почтальон и какую работу он выполняет?
– А что такое «Почта»? (беседа об учреждении)
– Вспомним стихотворение С.Я. Маршака «Почта». (Чтение отрывка стихотворения учителем.)
– Получали ли вы или ваши близкие письма? А какие? (ответы ребят)
Обобщение ответов учащихся: да, верно. Письма бывают разные: поздравительные, личные, деловые…
Работа в парах. (на каждой парте карточка-письмо)
– Определите, какое это письмо?
– Зачитайте письмо, назовите вид письма? Что помогло определить вид письма?
1 карточка-письмо.
Дорогая бабуля!
Я пишу тебе из Крыма. Как здесь тепло и солнечно!
Наш домик стоит на берегу моря. Сначала, в первые дни, не могла заснуть: море немного штормило, и оно шумно накатывало на берег. Но сейчас всё спокойно, и под тихое шуршание волн хорошо спится.
У нас всё хорошо, едим много фруктов, загораем на пляже.
Целую тебя, бабуля! Твоя внучка Юля.
(личное)
2 карточка-письмо.
Дорогая мамочка!
От всей души поздравляю тебя с весенним праздником, Днём 8 Марта.
Пусть в этот день у тебя будет тепло и радостно на душе.
Я желаю тебе, конечно, крепкого здоровья, желаю оставаться всегда такой же молодой и красивой.
Никогда не болеть и не грустить.
Твоя дочка Машенька.
(поздравительное)
3 карточка-письмо.
Директору магазина «Книга-почтой»
Прошу выслать наложенным платежом следующие книги:
П.П. Бажов «Сказы», К. Чуковский Доктор Айболит»
Иванова Нина
Адрес: 665743 пос.Сальногорск, ул. Десятская, д.6, кв.8.
(деловое)
III. Постановка цели урока.
– Письмо – это деловая бумага. А деловые бумаги сопутствуют человеку во многих случаях жизни. Сегодня на уроке мы будем учиться писать хотя бы самые распространённые, поздравительные.
– Как называют человека, кому отправлено письмо? (адресат) А кто пишет это письмо? (адресант)
– Как вы думаете, какие задачи ставит перед собой и стремится решить при общении с другими людьми адресант? (Сообщить; оповестить; поздравить; извиниться; поделиться впечатлениями, чувствами; поблагодарить и другое)
VI. Давайте более подробно поговорим о поздравительном письме
– Как вы думаете, кого и с чем люди поздравляют и как приветствуют друг друга, когда происходит что-то приятное, радостное?
(ответы детей)
На доске выстраивается схема:
ПОЗДРАВЛЯЕМ | ||
КОГО? | С ЧЕМ? | КАК? |
знакомых | с праздником | от всего сердца |
друзей | с днём рождения | искренне |
приятелей | с выздоровлением | с удовольствием |
Начало в поздравлении – это само обращение к адресату и оно должно быть ласковым, приветливым, задушевным.
– Смотрите, какие обращения использовали в прошлом веке: (написано на доске), «Бесценная моя, милостивая государыня, родная моя, добрый друг мой, друг мой и благодетель, голубчик мой, любезнейший мой, душенька моя, дорогой мой, любезный друг, бескорыстный друг.» В этих словах выражено чувство любви, признательности, добросердечия.
– А какие слова употребляют сейчас? (Дорогой, уважаемый, любимый и т.д.)
Середина письма – это само поздравление. Поздравляя, можно похвалить адресата, выразить чувство радости от возможности проявить к нему внимание.
Поздравляя кого-либо, мы тем самым как бы передаём следующую информацию: – Я о вас помню, считаю близким (родным) человеком: настоящим другом; беспокоюсь о вашем здоровье; думаю о том, чтобы в ваших делах вам сопутствовал успех; ценю вашу доброту, отзывчивость, талант; помню о ваших добрых делах; искренне желаю вам счастья. Кроме того, напоминаю о себе, о том, что я жив и здоров, мысленно встречаю с вами праздник.
Важной частью поздравления является пожелание. Оно, как правило, образуется со словом «желать», но можно использовать и другие выражения:
– Пусть всё у тебя (у вас) будет хорошо!
– Пусть тебе (вам) повезёт!
Чаще всего люди желают друг другу здоровья, успехов и т.д.
Пожелания не должны быть короткими и сухими, и желать одно и тоже разным людям не принято.
– Послушайте (читает учитель) ещё одно стихотворение С. Маршака «Пожелание друзьям» (текст лежит на столе у каждого ученика) и назовите предложения с пожеланиями.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
(Учащиеся называют и оценивают пожелания).
– Обратите внимание на слова «добрый ум» и «умное сердце». Как вы их понимаете? (Если у человека добрый ум, он никогда никого не обидит, не причинит никому зла. А человек с умным сердцем, способен делать людям много добра, он будет внимателен к людям, тактичным и обходительным).
– В конце стихотворения поэт желает друзьям «всего хорошего», но при этом замечает, что оно «даётся недёшево». – Почему? (Хорошее отношение к себе надо заслужить хорошими делами и поступками, уважительным отношением к другим людям)
V. – Прочитайте поздравительное письмо
(тексты у каждого ученика), подчеркните ключевые слова и назовите основные части. (Фрагменты письма взяты из книги «Правила светской жизни и этикета…»
Дорогой, уважаемый дедушка!
Сегодня день Вашего ангела (или рождения), я считаю своей нравственной обязанностью пожелать не ради простого обыкновения, а от всего сердца – мирной и долголетней ещё жизни, счастья, ненарушаемого спокойствия, постоянной бодрости, здоровья и всего того, чего только вы себе желаете.
С самых первых дней моего рождения я чувствую к Вам любовь и привязанность.
Поздравьте от меня милую и почтенную бабушку с дорогим именинником и пожелайте ей много лет жизни и радости от истинно любящего и почтенного внука.
– Как вы думаете, такое поздравление дедушке будет приятно читать?
(ДА, из письма видно, что внук очень ласково и почтительно относится к дедушке, признаётся ему в любви и искренней привязанности. Тепло и задушевно внук выразил свои пожелания и «не ради простого обыкновения», то есть не формально, а искренне, от всей души. Безусловно, такое поздравление поднимет настроение, вызовет чувство благодарности и ответной любви).
VI. – А теперь вы самостоятельно попробуйте написать поздравительное письмо.
Подумайте, кому вы хотите адресовать его, с чем поздравить и что пожелать?
(Составление и запись письма самостоятельно)
Не забудьте подписать своё поздравление!
VII. Зачитывание отдельных писем (по желанию детей)
– Мы написали письма, а теперь должны их отправить.
– Что для этого необходимо? (конверт)
VIП. Практическая работа (написание адреса адресату и адресанта)
IX. Итог урока.
– Дорогие ребята, мы с вами теперь знаем, как можно поздравить кого-либо с праздником, с юбилеем, с днём рождения и т.д.; как выразить пожелание того, кого поздравляем. Но главное, надо всегда помнить о своих друзьях, родных, обо всех, кто вам дорог, не пропустить момент, когда вы можете в поздравлении сказать им добрые слова.