Цели урока:
- Познакомить детей с произведениями А.К. Толстого и А. Плещеева.
- Показать красоту образов весны с помощью разных видов искусства, обратить внимание на специфику художественного выражения языком поэзии, музыки, живописи.
- Влиять на формирование у детей образа весны опорой на индивидуальный опыт общения с природой.
- Развивать произвольное внимание, воображение, устную связную речь.
- Воспитывать художественный вкус, любовь к природе.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1.
- Прозвенел звонок и позвал нас на урок.
- Ребята, отгадайте загадку:
Река подо льдом,
Все бело кругом,
Метелица вьется…
Как время зовется?
- Какое время года?
- Опишите признаки зимы. (На улице холодно,
много снега, мало птиц, деревья в зимнем наряде
спят, солнце греет плохо).
- На улице холодно, а как хочется тепла.
2. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие, побываем в другом времени года.
- Послушайте чудесную, прекрасную музыку Петра
Ильича Чайковского “Вальс цветов”. (1-1,5 минут).
- Закройте глаза и представьте картину, которую
нарисует вам ваше воображение.
- С каким временем года идет ассоциация?
- Каким чувством наполнена природа? (Стремительно
идут перемены, чувство восторга, счастья, полет к
своим мечтам).
- Какими элементами музыкального языка
пользуется композитор для создания этого образа
весны? (Мелодия тянется вверх, мажорный лад,
постепенно оживает темп, светлые звуки).
II. Инсценировка.
1. А теперь мы совершим путешествие в весну.
- Ребята, мы попали в сказочный лес. Посмотрите,
кто это?
- Вы узнаете их? (Герои славянской сказки
“Двенадцать месяцев”, которую перевел для нас
Самуил Яковлевич Маршак).
2.
- Здравствуйте, дратья-месяцы. (Выходят дети,
кланяются).
- Помогите нам, пожалуйста, перенестись из зимы в
весну.
Январь: Будь по-вашему (стучит ледяным посохом об пол и говорит).
Не трещите морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам воронье замораживать,
Человечье жилье выхолаживать!
- Ну, теперь твой черед, братец. (Отдает посох лохматому, бородатому февралю).
Февраль: (Стукнул посохом, мотнул бородой и загудел).
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею,
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею.
Теперь твой черед, братец Март.
Март:
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака плывут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Твой черед, братец Апрель.
Апрель: (берет посох – большая ветка покрытая почками)
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!
- Спасибо, вам братья – месяцы (дети уходят).
3. Ребята, вы заметили как изменилась природа?
- Посмотрите на картину Исаака Левитана
“Март”.
- Какие признаки прихода весны изобразил
художник? Как это ему удалось?
III. Постановка темы и цели урока.
- Мы передали свое видение весны. Узнали как
композиторы и художники представляют это время
года. Познакомились с разными образами весны в
музыке и живописи.
- А вот теперь познакомимся, какой и как рисуют
весну поэты. Попробуем передать настроение от
прочитанного произведения своим выразительным
чтением.
IV. Знакомство и работа над содержанием произведения А.К. Толстого “Вот уж снег последний в поле тает…”
1. Раскройте учебники на стр. 172.
- Первое произведение Алексея Константиновича
Толстого.
- Послушайте, что приготовила ученица о поэте (выступление
ученицы).
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Детство провел на Украине в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного читателямпод псевдонимом Анотолий Погорельский. Подростком вместе с дядей путешествовал по Германии и Италии, побывал у знаменитого немецкого поэта Иоганна Гете.
А.К. Толстой вспоминал: “С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображениенекоторые произведеия наших лучших поэтов… Я упивался музыкою разнообразных ритмов и стремился усвоить их технику.”
Получив хорошее домашнее образование, в 1836 г. сдал экзамены за курс словесного отделения в Московском университете.
В 1867г. опубликовал сборник лирических стихотворений, любимыхчитателями всех возрастов.
А.К. Толстой – выдающийся русский лирик, стихотворения которого давали богатейший материал русским композиторам, автор исторического романа, своебразных былин и баллад, замечательный сатирик и юморист.
2. Первичное восприятие текста.
- Послушаем стихотворение (читает наизусть
подготовленный ученик).
- Молодец! Мне кажется, что за чтение заслуживаешь
пятерки.
- Что вы представили?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радости,
ожидания).
- Стихи Алексея Константиновича Толстого не были написаны специально для детей, но постоянно использовались и до сих пор используются для детского чтения, потому что одинаково понятны и взрослым, и детям.
3. Повторное чтение стихотворения детьми (про себя).
- Перечитайте стихотворение про себя и ответьте
на вопрос:
- Как создается поэтом радостное настроение?
(Рисуются картины просыпающейся природы,
последние строчки говорят о долгожданности
весны,ей рады и она отвечает любовью. Вот уж – т.е.
наконец-то).
- Какая строка показалась вам самой красивой?
Зачитайте.
4. Разбор прочитанного по содержанию.
- Прочитайте первую строфу (один ученик вслух, остальные шепотом).
- Сколько действий услышали?
- Почему столько действий в четырех строчках? (Весна
уже в разгаре, все меняется очень быстро).
- Каким чувством пронизаны строчки? (Любовь и
радость).
- Прочитайте вторую строфу (мальчик начинает, девочка повторяет эхом).
- Почему автор называет лес юным? (Описание леса, только что проснувшегося, одетого еще не в листву, а в “зеленый дым”. Лес – все молодое, юное – “нетерпеливое”).
5. Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)
- Попробуйте прочитать стихотворение, передав
чувство радости, любви, доброты.
- Ребята, у кого удалось лучше? Почему?
V. Физминутка.
1. Для улучшения мозгового кровообращения.
И.П. – сидя на стуле.
“Раз, два” – плавный наклон головы назад;
“Три, четыре” – голову наклонить вперед, плечи
не поднимать.
Повторить 4-6 раз, темп медленный.
Повороты головы направо, налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
И.П. – стоя, руки на пояс.
“Раз ” – правая рука вперед, левая вверх;
“Два”– переменить положение рук.
Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потряясти кисти рук, голову наклонить вперед, темп средний.
И.П. – стоя, кисти рук тыльной стороной на поясе.
“Раз, два” – свести локти вперед, голову
наклонить вперед;
“Три, четыре” – локти назад, прогнуться.
Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз и
раслабленно ими потрясти. Темп медленный.
3. Гимнастика для глаз.
Крепко зажмурить глаза (сосчитать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.
Быстро поморгать, закрыть глаза испокойно досчитать до пяти.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленнымим движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дородке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинкне побежим
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем (Ходьба на месте)
VI. Знакомство и работа над содержанием произведения А. Н. Плещеева “Весна”.
1. А теперь познакомимся со стихотворением Алексея Николаевича Плещеева “Весна”.
- Послушайте сообщение о поэте.
Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 декабря 1825 года в старинной обедневшей дворянской семье и получил хорошее домашнее образование и воспитание. Мама мечтала, что Алексей Николаевич будет военным, как отец. Однако военная служба не прельщала будущего поэта.
В 1843 году Плещеев стал студентом Петербургского университета ипробует писать. Его творчество было замечено и одобрено Плетневым П.А., другом Пушкина А.С.
Алексей Николаевич занимался переводом стихотворений. Важное место в поэзии Плещеева заняли стихотворения для детей.
Большое место в пэзии занимала тема природы. Восхищаясь красотой природы, поэт отмечает как природа способна врачеват “страданья незримые духа”, она тоскует вместе с людьми и нередко награждает человека ощущением простоты и свободы.
2. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и
ответьте на вопрос:
- Похожа ли весна Плещеева на ввесну Толстого?
- Чем? (Первыми строками стихотворения).
- С каким чувством ждут ввесну?
3. Разбор прочитанного по содержанию.
- Прочитайте 1 и 2 строфы (дети читают по строчкам цепочкой).
- В первых строках автор использует прием
пересечения реальности и ожидания.
- Зачитайте реальное действие (бегут ручьи,
тает снег, повеяло весной – весна идет).
- Зачитайте ожидание (засвищут, оденется).
- Зачитайте строки, рисующие весну. (1-2 и 5-6
строчки)
- Каким настроением пронизаны эти строчки?
- Прочитайте 3 – 4 строфы (дети читают по строчкам цепочкой).
- Только ли в природе бываеет весна?
- Что противопоставлено счастью и веселью?
(Забота, тяжкий труд, горе).
- О ком идет речь в этих строках, кому автор явно
сострадает? (Вероятнее всего, крестьянам).
- Почему весна для них праздник? (Весной в душе
каждого просыпаются мечты и надежды).
- Прочитайте 5 строфу (дети читают по строчкам цепочкой).
- Кто более всего счастлив в дни “природы
обновления”? Зачитайте.
- Почему именно дети и птички? (Они беззаботны,
для них не существует забот, зла, тяжкого труда,
горя).
- Какие два настроения соседствуют в
стихотворении? (Радость и грусть).
4. Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)
- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы
передать и радость, и оттенок грусти.
- Ребята, у кого удалось лучше?
- О каком обновлении говорит поэт? (В
стихотворении говорится о возрождении природы и
человеческого духа, о неистощимой жизненной
силе, скрытой в природе).
VII. Итог урока.
- Мы познакомились с разными образами весны.
Увидели, как передали красоту весны в
музыкальной композиции, в картинах, стихах.
- Как вы думаете, почему стихи двух поэтов мы
изучаем вместе?
- Что их объединяет? (Общая тема – приход весны;
настроение радости, общие картины весны,
ожидание нового).
- Какое стихотворение ближе вам по настроению?
- Мы еще встретимся с творчеством этих выдающихся
поэтов XVIII века, чьи произведения радуют нас,
будоражат и по сей день.
- У наших ребят тоже есть свои стихотворения о
весне, и они хотят поделиться своими
впечатлениями. Послушаем их. (Выступление
учащихся, написавших стихи).
VIII. Домашнее задание.
- Выберите сами то задание, которое вам ближе.
- Нарисовать иллюстрацию прихода весны.
- Выучить одно стихотворение наизусть.
- Подготовить выразительное чтение стихотворений.
- Подобрать стихи и песни о весне.
- Наш урок подошел к концу. Спасибо всем ребятам,
которые помогли нам совершить это путешествие.
- Мы возвращаемся в наше время года, не менее
замечательное.
- Чувство радости и счастья сохраним до теплых
дней. Костя хочет подарить вам эту композицию.
(Исполнение музыкальной композиции учеником).
- Понравилось вам путешествие? Покажите жестом.
Стихотворения учеников:
1.
У весны особые приметы.
Их без труда увидишь ты:
Если в лугах зацвели первоцветы –
Это верный шаг весны.Если из толстых набухших почек
Вдруг показался зеленый листочек –
Это примета весны.Если услышишь запели
Скворцы, ласточки, галки и чижи
Это примета весны.Если счастьем горят глаза
Значит в сердце твоем весна!
Перевалова Виолетта (4 класс В, 16.12.2008)
2.
Пришла весна.
Пришла весна.
Бегут ручьи, как песня.
И льется музыка весны
В сердцах у нас – как песня.
И скинули с себя леса
Зимы пушистые наряды.
На крыльях птицы нам несут
Привет весны желанной.
Ерошева Ксения (4 класс В, 16.12.2008)
3.
Ой, весна, весна,
Ты красивая моя.
Я тебя люблю,
Уважаю и крещу.И сосульки тают.
Теплый пар идет.
Снег последний тает
И весна идет!
Сеслер Константин (4 класс В, 16.12.2008)