Коллективные работы формируют художественно-творческую активность, развивают творческую фантазию, а также развивают умение работать в коллективе.
Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.
Многие специалисты в области психологии творчества стали отмечать, что творческий процесс все чаще и чаще предстает перед нами в своем коллективном варианте. Для мощных, социальных, научных, технических, художественных проектов требуются одновременные творческие усилия многих людей. И чтобы это произошло, этим людям надо, во- первых, быть творцами; во- вторых, уметь работать в коллективе и, в- третьих, быть способными все это сочетать - творить во взаимодействии с другими.
Особое внимание специалистов всегда привлекало коллективное художественное творчество. Многие виды искусства целиком выстроены на основе коллективного творчества. Театр, кино, хоровое пение и оркестровая музыка не мыслимы вне коллективного взаимодействия. Есть такие искусства, где коллективное творчество рассматривается как редкое явление. К таковым отнести можно литературу и изобразительное искусство.
Однако в педагогическом процессе все это обстоит совсем иначе. Главный предмет занятий художественной деятельностью с детьми не создание ими бессмертных художественных творений, призванных ошеломить зрителей, а развитие их творческих способностей. Художественная деятельность в данном случае - одно из средств решения педагогических задач.
Для понимания механизмов коллективного творчества необходимо знание классификации возможных видов совместной деятельности. На классификацию мы возлагаем также еще одну задачу - структурировать возможные организационно - методические решения и выстроить образовательную деятельность с учетом постепенного усложнения встающих перед детьми коллективных творческих задач.
Известно, что специалистами, занимавшимися проблемами совместной деятельности (В.Г. Асеев Ф.Д. Горбов А.И. Донцов Н.Н.Обозов Л.И.Уманский), выделяются три основные формы её организации:
- совместно - индивидуальная;
- совместно - последовательная;
- совместно - взаимодействующая
Данные наименования видов совместной деятельности предложены психологом Л.И. Уманским. Несмотря на условность их словесного обозначения, каждое из этих наименований указывает на характер взаимодействия членов группы в процессе совместной деятельности.
Коллективная деятельность является одним из методов активизации творчества учащихся в области изобразительного искусства, но эффективность данного метода на уроках изобразительного искусства зависит от того насколько он связан с другими методами обучения и воспитания. Наиболее эффективными методами и приемами на уроках коллективного творчества являются:
- эмоциональный рассказ учителя;
- диалог на равных ученика и учителя в процессе беседы о красоте реального мира и об искусстве;
- взаимодействия различных искусств (музыки, литературы, хореографии и др.) в процессе восприятия произведений изобразительного искусства;
- педагогическая драматизация;
- дидактические и ролевые игры;
- упражнения, направленные как на развитие графических навыков, так и на поиск художественных средств выражения;
- экспериментирование с изобразительными материалами, в основе которого лежит поиск эмоционально- образного содержания в абстрактном рисунке, пятне, форме и др.
Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность, как игровой прием, способствует активному вовлечению детей в учебно- воспитательный процесс урока и, как метод обобщения знаний и умений учащихся, позволяет активизировать процесс их систематизации закрепления знаний и умений. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.
В ходе организации коллективной деятельности столкнулась с такими трудностями, как неумение и нежелание у некоторых детей выполнять работу в коллективе. Сначала такие дети отказывались принимать участие в коллективной форме. Постепенно они не только втянулись, но и им это стало нравиться.
"Салют Победы!"
Очень понравилась коллективная форма проведений занятий. Создали с детьми в этом учебном году уже несколько коллективных работ: математическая газета "Треугольная страна", аппликация "Осень", праздничная открытка "Новогодняя ёлка", к празднику 9 Мая поздравление "Салют Победы!".
Подробнее остановлюсь на создании картины "Салют Победы!" В начале занятия звучат стихи, посвященные Великой Победе! После поэзии идёт беседа по теме занятия. Далее идёт практическая работа.
Задание: создать коллективную работу по теме занятия.
Работа выполняется в технике: гуашь.
Последовательность выполнения работы:
Каждый ученик получает бумагу
Выполнение салюта в цвете.
Соединение индивидуальных рисунков для создания тематической картины.
Составление общей картины - поздравление.
Картина была оформлением праздничного зала, когда поздравляли ветеранов ВОВ и тружеников тыла.
Вопросы по теме занятия для обсуждения с учащимися.
Почему эта картина называется коллективной?
Чем индивидуальная работа отличается от коллективной?
Какие пословицы и поговорки ты знаешь про коллективную деятельность?
Понравилось или не понравилось тебе работать в коллективе?
Почему понравилась (не понравилось) тебе работать в коллективе?