Урок социально-бытовой ориентировки по теме "Правила дорожного движения"

Разделы: ОБЖ


Цели:

  1. Воспитывать гражданскую позицию пешехода. Воспитывать внимательность при переходе через дорогу, при поездке в транспорте.
  2. Развивать устную связную речь через беседу. Развивать мыслительные процессы в ходе разгадывания кроссворда.

Оснащение: дорожные знаки, кроссворд, дидактическая игра “Виды транспорта”, плакат “Поведение людей в транспорте”.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Повторение пройденного материала.

А) Дид.игра “Виды транспорта”.
Б) Беседа по плакату “Правила поведения людей в транспорте”.

- На какой картинке изображены невоспитанные люди, незнающие правил поведения в транспорте?

В) Вспомните, какие правила поведения в транспорте нужно соблюдать?

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы совершим с вами необычное увлекательное дорожное путешествие по маршруту “Историческая площадь-Веселый перекресток”. Посмотри в окно: там на улице по проезжей части мчатся автомобили, мотоциклы, с грохотом и ревом проносятся могучие “Камазы”, шуршат шинами автобусы, троллейбусы, едут по рельсам трамваи. А по тротуару идут пешеходы. Это твои родители, соседи, друзья и просто незнакомые люди. Дети торопятся в детский сад, школу, а взрослые- на работу, в магазины за покупками или на прогулку. Находясь на улице, ты непросто мальчик или девочка, ты- пешеход, участник дорожного движения, а значит, обязан знать, уважать и строго соблюдать дорожные законы, так как от этого зависит не только твоя жизнь, но и безопасность окружающих. Называются эти законы “Правила дорожного движения” (запись темы в тетрадь).

- Ты узнаешь, по каким законам живет улица, на каком языке она “разговаривает”, научишься правильно вести себя в дорожной обстановке, быть внимательным, дисциплинированным пешеходом.

Если ты будешь внимательно слушать, правильно отвечать, успешно выполнять задания, отгадаешь загадки, кроссворды, то в конце маршрута тебя ждет сюрприз.

4. Объяснение нового материала.

- Давайте заглянем в прошлое. Кто был основателем правил дорожного движения. Итак, 18 в. Что же произошло в те далекие годы? Именно тогда в России было доведено “до сведения широкой публики” несколько очень строгих требований:

  1. “В городе и в предместьях кучерам ездить только на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить”.
  2. “Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны. Дабы кому повреждения не учинить или с кем не съехаться (то бишь не столкнуться)”.
  3. “На мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и не скоро”.
  4. “Для хождения пеших подле домов положены большие плашки каменные. Конным на оных камнях отнюдь не становиться, так и подле самых стен, где пеший люд ходит, дабы тем не мешать ходить пешком”.
  5. “На улицах ямщиком предписывается ни в коем разе громко не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать”.

Впервые в России водительские права получил… извозчик. На плотной глянцевой бумаге черным по белому было написано : “Оный билет выдан извозчику Рождественской части, дворовому человеку (то есть крепостному) Ивану сыну Иванову” и дата “1784 г.”

- Вспомните, в какой стране появился первый светофор?

Действительно. Первый светофор появился в Англии, в центре Лондона в 1868 г. Это было что-то вроде газового светофора.

Знаменательный день. Когда на оживленной улице громадного города впервые загорелись разноцветные огни фонаря, регулирующего дорожное движение, считается Днем рождения светофора.

- Дид. игра-физминутка “Светофор”.

- Это был газовый и, как бы мы теперь сказали, двухсекционный светофор, поскольку зажигались всего лишь два сигнала-красный и зеленый.

Такой же двухсекционный. Но уже электрический фонарь вспыхнул на улицах половину столетия спустя. Третью, не существовавшую о смене сигнала, заменяет сам регулировщик. В нужную минуту он свистел в свой свисток, давая знать. Что вот-вот один сигнал сменится другим.

12 лет свисток был вынужден помогать светофору. И это продолжалось до той поры. Пока двуглазый не стал трехглазым, т.е. трехсекционным, красно-желто-зеленым светофором.

У нас первый трехсекционный светофор появился в 1929 г. в Москве.

- Особым языком “разговаривает” улица. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами “разговаривают” улицы всех стран мира.

Интересна история возникновения дорожных знаков. Наши предки заботились о путешественниках. Старались помочь им правильно выбрать направление движения. В людных местах вдоль дорог устанавливали ветки из сучьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы.

В России при царе Алексее Михайловне впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он повелел между Москвой и селом Коломенское, куда часто выезжал. Через каждую версту поставить высокие столбы, которые в народе прозвали “коломенскими верстами”. Тогда же про высоких людей сложилась и поговорка “Высок, как коломенская верста”.

При Петре 1 на больших дорогах столбы стали окрашивать полосами. “Полосатые версты” были хорошо видны издалека. По сей день стоят они на дорогах. Только теперь их зовут километровыми указателями.

Современные дорожные знаки разнообразны. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека.

Было время, когда каждое государство имело свои знаки. Теперь по нашим дорогам легко могут двигаться автомобили из Германии, Франции, Италии и других стран, так как дорожные знаки везде одинаковы.

- В какой последовательности располагаются цвета у светофора? Как ты думаешь, почему запрещающими сигналами считают красный? А вот почему. Красный цвет заметнее, его не спутаешь ни с каким другим. Поэтому ему такое доверие.

Из-за того, что красный цвет заметнее, маяк имеет в море свой красный луч. Потому-то большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены красной краской.

И еще, мало того что красный цвет бросается в глаза, -с ним связано к тому же представление об огне, опасности. Поэтому красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности.

Вот почему красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.

Желтый цвет напоминает нам солнышко. Оно может быть другом или врачом (если перегреться). Солнышко как бы предупреждает: “Внимание! Будь осторожен. Не торопись!”

Другое дело- зеленый цвет: зеленые поля, луга, леса. Словом, все то, что связано у нас с покоем и отдыхом. Это безопасность.

- Отгадайте загадку:

Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины,
И тогда, поднявши, пыль,
Побежит..

В 2006 г. весь мир отметил 120-летие автомобиля.

Автомобиль-слово нерусское. В переводе с греческого оно означает “самодвижущийся” Почему? Чтобы ехать на автомобиле, не требуется на педали крутить, как на велосипеде, ни лошадь запрягать. Автомобиль едет “сам”- его заставляет двигаться собственный двигатель.

Самый первый автомобиль вместо бензина заправлялся… дровами и назывался “омнибус”. Водителя называли шофером, что в переводе с фр. – “истопник”, “кочегар”.

5. Закрепление.

- Угадайте загадку:

Знаки мы дорожные.
Запомнить всем положено,
Кто из нас что говорит:
Здесь направо поворот,
А здесь совсем наоборот.
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решим
И дежурим круглый год.
Будьте очень осторожны,
Уважайте каждый знак,
Ведь без знаков на дороге
Вам не обойтись никак.

- Дид.игра “Половинки”.

а) Как он называется? Двое: школьница и школьник забежали в треугольник. И шофер, и все на свете понимают: близко… (дети).

Этот знак предупреждает водителей о возможном появлении детей на проезжей части дороги. Устанавливается у школ, детских садов.

б) Появился перед вами умный знак. Судите сами: “Нет для въезда, выезд-“да”, запрещается туда (въезд запрещен).

в)

Увидишь знак такой и знай:
Будь осторожен, не зевай.
А скажет этот знак одно:
Движение пешеходов запрещено.

- Это запрещающие знаки.

Другие знаки разрешают движение пешеходов и машин в указанном месте и направлении. Они имеют форму круга голубого цвета.

г)

Человечек в синем круге –
Это ясно всей округе:
Здесь машины не пойдут,
Пешеходы – в добрый путь.

(Пешеходная дорожка).

- Разрешается движение только пешеходам.

д) Эти дорожные знаки указывают на места различных пешеходных переходов. Они имеют форму квадрата или прямоугольника голубого цвета.

Кроссворд.

6. Итог.

- О чем говорили?
- Что нового узнали?
- Почему нужны правила дорожного движения.
- Вручение дипломов.