Использование элементов краеведения в преподавании математики

Разделы: Математика


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Слайд 2)

Цели урока: (Слайд 3)

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме уравнение.
  2. Отработать навыки решения уравнений.
  3. Установить связь математики с окружающей действительностью, расширить знания учащихся о ведущем предприятии г. Губкина Лебединском горно-обогатительном комбинате.

Эпиграф: “Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”.

Д.С.Лихачёв.

(Слайд 4)

Оборудование. (Слайд 5)

  • Магнитофон и кассета с записью мелодии телепередачи “Лебединский экспресс”;
  • Плакат для устного счёта “ Лебединский ГОК”;
  • Демонстрационные карточки, схемы;
  • Файлы на каждом столе с материалами для индивидуальной работы;
  • Портрет Франсуа Виета;
  • Наборные полотна к игре “Лото”;
  • Карточки для парной работы;
  • “Математика” Рабочая тетрадь для 5 класса;
  • Выставка книг, буклетов, памятных медалей о градообразующем предприятии ЛГОКе;
  • Проектор;
  • Презентация.

Структура урока: (Слайд 6)

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы изучим тему “Уравнение”, будем закреплять навыки решения уравнений, узнаем много нового о градообразующем предприятии нашего города.

2. Устный счёт. (Слайд 7)

а) Какое предприятие является для города градообразующим? (Плакат)

На карточках написаны примеры. Учащиеся выбирают разноуровневые задания, устно решают и находят на плакате ответ соответствующий определённой букве.

Ответ: Лебединский ГОК.

(Поднимите руки, чьи родители работают на данном предприятии?)

80% учащихся класса.

Лебединский ГОК – самое крупное в России, входящее в десятку крупнейших в мире предприятий по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии. Комбинат построен на базе Лебединского месторождения железистых кварцитов с целью расширения сырьевой базы черной металлургии. Разработка месторождения железистых кварцитов ведется с 1971 года.

Лебединский горно-обогатительный комбинат является единственным в России производителем сырья для технологии прямого восстановления железа и выпуска его нового вида – брикетов железной руды (железо горячее брекетированное).

Мы уверены: пройдут годы, но Лебединский ГОК, созданный трудом поколений горняков, будет и в дальнейшем сохранять роль предприятия-лидера, являя собой все лучшее, чем славится наш благодатный край – Белгородчина. Сегодня мы с вами узнаем много нового о предприятии где работают многие жители нашего города, а также ваши родители.

б) Математический диктант. Запишите цифрами число.

(Слайды 8, 9, 10)

3. Изучение нового материала. (Слайд 11)

Алгоритм работы:

1) Работа в парах. (Файлы с материалом для индивидуальной работы до начала урока находятся на каждом столе)

Работа с учебником - п.10 (один ученик читает, другой слушает):

1 вариант: стр. 58-59 до слов Пример 1.
2 вариант: стр. 59-60 до вопросов к пункту.

Выучите определения, стр. 59-60.

Устно ответьте на вопросы в конце п. 10 (работа в парах)

- Какое равенство называют уравнением?
- Какое число называют корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Как найти неизвестное слагаемое; вычитаемое; уменьшаемое?

2) Фронтальная работа. (Слайд 12, 13)

(СХЕМА 1. 0тработка понятий: уравнение, корень уравнения, решение уравнения. Составление опорной записи в тетрадях).

Самостоятельная работа в рабочей тетради (Математика М.Б. Миндюк, В.Н. Рудницкая, Р-10, стр. 24-25)

Уравнение:

80 + У = 200 – уравнение.
120 – корень уравнения, так как 80 + 120 = 200.

4. Индивидуальная работа. Первичный контроль усвоения знаний (Математика. Рабочая тетрадь для 5 класса)

Уравнение:

8 + у = 20 – уравнение.
12 – корень уравнения, так как 8 + 12 = 20
Х + 200 = 450, у - 280 = 131
Х = 450 - 200, у = 131 + 280
Х = 250, у = 411

Ответ: х = 250, у = 411.

1. Запишите и сформулируйте определения.

Уравнением называется______________________________________________
Корнем уравнения называется ________________________________________
Решить уравнение – значит ___________________________________________

2. Придумайте и запишите какое- нибудь:

Выражение______________________________________________________
Числовое выражение _______________________________________
Выражение с буквой ___________________________________________
Равенство_______________________________________________________
Уравнение______________________________________________________

3. Придумайте и запишите уравнение, корнем которого является число 200. ______________________________________________________
4. Придумайте и запишите уравнение, которое не имеет ни одного корня________________________________________________________
5. Может ли уравнение иметь два разных корня? __________________________________________________________

Определите корни уравнения х (5- х) = 0 способом подбора и запишите их.

Ответ:____________

Историческая справка. Франсуа Виет (1540 -1603г.) (Слайд 14)

5. Физкультурная минутка.

6. Фронтальная работа

(Схемы 2 и 3. Оотработка понятий: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, над которыми учащиеся работали в парах. Составление опорной записи).

Сложение натуральных чисел и его свойства.

16 + 24 = 40
Слагаемое Слагаемое Сумма

16 = 40 - 24
24 = 40 - 16

(Схема 2)

Вычитание.

25 - 16 = 9
Уменьшаемое Вычитаемое Разность

25 = 16 + 9
16 = 25 - 9

(Схема 3)

7. Работа в парах (решение уравнений) (Слайд 15)

у – 10 = 20
50 + х =72

х + = 46
у - = 64

- у = 29
- х = 17

Ответы:

у – 10 = 20
50 +х = 72

х +22 = 46
у -30 = 64

94 - у = 29
24 - х = 17

8. Работа в группах. Математическое лото, 6 групп по 4 учащихся.

У каждой группы получается свой вид панорамы Лебединского ГОКа.

Математическое лото (задания) (Слайд16-23)

Ответы. (Слайд 24)

9. Задание на дом. П.10, №385(а, б, в), №392, №379*

(Слайд 25,26)

10. Рефлексия. Подведение итогов урока.