Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Слайд 2)
Цели урока: (Слайд 3)
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме уравнение.
- Отработать навыки решения уравнений.
- Установить связь математики с окружающей действительностью, расширить знания учащихся о ведущем предприятии г. Губкина Лебединском горно-обогатительном комбинате.
Эпиграф: “Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества”.
Д.С.Лихачёв.
Оборудование. (Слайд 5)
- Магнитофон и кассета с записью мелодии телепередачи “Лебединский экспресс”;
- Плакат для устного счёта “ Лебединский ГОК”;
- Демонстрационные карточки, схемы;
- Файлы на каждом столе с материалами для индивидуальной работы;
- Портрет Франсуа Виета;
- Наборные полотна к игре “Лото”;
- Карточки для парной работы;
- “Математика” Рабочая тетрадь для 5 класса;
- Выставка книг, буклетов, памятных медалей о градообразующем предприятии ЛГОКе;
- Проектор;
- Презентация.
Структура урока: (Слайд 6)
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
На сегодняшнем уроке мы изучим тему “Уравнение”, будем закреплять навыки решения уравнений, узнаем много нового о градообразующем предприятии нашего города.
2. Устный счёт. (Слайд 7)
а) Какое предприятие является для города градообразующим? (Плакат)
На карточках написаны примеры. Учащиеся выбирают разноуровневые задания, устно решают и находят на плакате ответ соответствующий определённой букве.
Ответ: Лебединский ГОК.
(Поднимите руки, чьи родители работают на данном предприятии?)
80% учащихся класса.
Лебединский ГОК – самое крупное в России, входящее в десятку крупнейших в мире предприятий по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии. Комбинат построен на базе Лебединского месторождения железистых кварцитов с целью расширения сырьевой базы черной металлургии. Разработка месторождения железистых кварцитов ведется с 1971 года.
Лебединский горно-обогатительный комбинат является единственным в России производителем сырья для технологии прямого восстановления железа и выпуска его нового вида – брикетов железной руды (железо горячее брекетированное).
Мы уверены: пройдут годы, но Лебединский ГОК, созданный трудом поколений горняков, будет и в дальнейшем сохранять роль предприятия-лидера, являя собой все лучшее, чем славится наш благодатный край – Белгородчина. Сегодня мы с вами узнаем много нового о предприятии где работают многие жители нашего города, а также ваши родители.
б) Математический диктант. Запишите цифрами число.
3. Изучение нового материала. (Слайд 11)
Алгоритм работы:
1) Работа в парах. (Файлы с материалом для индивидуальной работы до начала урока находятся на каждом столе)
Работа с учебником - п.10 (один ученик читает, другой слушает):
1 вариант: стр. 58-59 до слов Пример 1.
2 вариант: стр. 59-60 до вопросов к пункту.
Выучите определения, стр. 59-60.
Устно ответьте на вопросы в конце п. 10 (работа в парах)
- Какое равенство называют уравнением?
- Какое число называют корнем уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Как найти неизвестное слагаемое; вычитаемое;
уменьшаемое?
2) Фронтальная работа. (Слайд 12, 13)
(СХЕМА 1. 0тработка понятий: уравнение, корень уравнения, решение уравнения. Составление опорной записи в тетрадях).
Самостоятельная работа в рабочей тетради (Математика М.Б. Миндюк, В.Н. Рудницкая, Р-10, стр. 24-25)
Уравнение:
80 + У = 200 – уравнение.
120 – корень уравнения, так как 80 + 120 = 200.
4. Индивидуальная работа. Первичный контроль усвоения знаний (Математика. Рабочая тетрадь для 5 класса)
Уравнение:
8 + у = 20 – уравнение.
12 – корень уравнения, так как 8 + 12 = 20
Х + 200 = 450, у - 280 = 131
Х = 450 - 200, у = 131 + 280
Х = 250, у = 411
Ответ: х = 250, у = 411.
1. Запишите и сформулируйте определения.
Уравнением называется______________________________________________
Корнем уравнения называется
________________________________________
Решить уравнение – значит
___________________________________________
2. Придумайте и запишите какое- нибудь:
Выражение______________________________________________________
Числовое выражение _______________________________________
Выражение с буквой ___________________________________________
Равенство_______________________________________________________
Уравнение______________________________________________________
3. Придумайте и запишите уравнение, корнем
которого является число 200.
______________________________________________________
4. Придумайте и запишите уравнение, которое не
имеет ни одного
корня________________________________________________________
5. Может ли уравнение иметь два разных корня?
__________________________________________________________
Определите корни уравнения х (5- х) = 0 способом подбора и запишите их.
Ответ:____________
Историческая справка. Франсуа Виет (1540 -1603г.) (Слайд 14)
5. Физкультурная минутка.
6. Фронтальная работа
(Схемы 2 и 3. Оотработка понятий: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, над которыми учащиеся работали в парах. Составление опорной записи).
Сложение натуральных чисел и его свойства.
16 + | 24 = | 40 |
Слагаемое | Слагаемое | Сумма |
16 = 40 - 24
24 = 40 - 16
(Схема 2)
Вычитание.
25 - | 16 = | 9 |
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность |
25 = 16 + 9
16 = 25 - 9
(Схема 3)
7. Работа в парах (решение уравнений) (Слайд 15)
у – 10 = 20
50 + х =72
х + = 46
у - = 64
- у = 29
- х = 17
Ответы:
у – 10 = 20
50 +х = 72
х +22 = 46
у -30 = 64
94 - у = 29
24 - х = 17
8. Работа в группах. Математическое лото, 6 групп по 4 учащихся.
У каждой группы получается свой вид панорамы Лебединского ГОКа.
Математическое лото (задания) (Слайд16-23)
Ответы. (Слайд 24)
9. Задание на дом. П.10, №385(а, б, в), №392, №379*
10. Рефлексия. Подведение итогов урока.