Технология развития критического мышления по предмету "Окружающий мир". Тема "Разнообразие растений"

Разделы: Начальная школа


Тема: Разнообразие растений.

Место урока в теме: изучение нового материала.

Цель: сформировать знания о разнообразии растений.

Задачи:

  • познакомить с различными группами растений, видами растений;
  • формировать умение работать с текстом учебника, с атласом-определителем «От земли до неба», рисунками;
  • учить детей рассуждать, делать выводы.

Оборудование: учебник «Окружающий мир». 3-й класс. Автор: А.А. Плешаков; иллюстрации растений, энциклопедии «Всё обо всем»; ноутбук, проектор.

Ход урока

1-й этап. Вызов

Деятельность учителя.

– Прочитайте выражение: «Зеленая одежда Земли».

– О какой такой зеленой одежде говорится? (О траве, о деревьях, о кустарниках, о цветах...)

– Наверное, вы слышали и такое выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? Верно. О растениях.

Тему урока определяют дети.

– Что мы знаем о растениях? Отвечая на этот вопросы, мы будем заполнять таблицу:

Знаем

Хотим узнать

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

Дети заполняют таблицу.

Предлагается использовать рисунок учебника на с. 71. (Рисунок поможет им в составлении таблицы.)

– Попробуйте рассказать, что вы знаете о растениях.

– Что мы не знаем?

Знаем

Хотим узнать

1. Растения – часть живой природы.

 

2. Растения выделяют в воздух кислород.

 

3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.

Почему?

4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы.

Какие еще есть группы растений?

Что такое виды растений?

Какие названия дают им ученые?

Дети работают самостоятельно.

– Это и станет темой нашего урока – «Разнообразие растений».

Обобщаются ответы обучающихся.

2-й этап. Осмысление (реализация)

– Начинаем приобретать знания. Предлагаю заполнить третью строку таблицы. Будем работать в парах. Откроем учебник на с. 72 – 75. Внимательно ознакомимся с текстом. (Дети работают с текстом.)

– Что вы узнали? Давайте запишем, что у вас получилось. Заполняем таблицу.

Систематизируются знания.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

 

 

Растения делятся на несколько групп.

В каждой группе растений много видов.

Науку о растениях называют ботаникой.

– Молодцы. Давайте отдохнем.

Минутка отдыха

Включается музыка П.И. Чайковского «Времена года».

– Положите голову на руки, закройте глаза. Мысленно представьте, что вы совершаете прогулку по лесу.

– Что вы увидели в лесу?

– А какие растения встретили?

– Все ли они одинаковы?

Предлагается быстро составить кластер «Группы растений», используя страницы учебника (с. 72) и рисунки на с. 73.

- Давайте проверим. Что получилось?

Составление кластера. Индивидуальная работа в тетради.

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

– Что вы не знали? (Существуют и другие группы растений: мхи и водоросли...)

– Что вам помогло это узнать и запомнить? (Чтение текста и заполнение кластера.)

– Посмотрите, пожалуйста, внимательно видеосюжет «Тайна растений». Это нам поможет выполнить следующую интересную работу.

Используется как дополнительный материал и как следующий шаг к переходу на новый прием.

– Выскажите свое мнение.

– Что интересного узнали?

3-й этап. Рефлексия

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. (Используется прием «Шесть шляп мышления».)

1-я группа. Белая шляпа

Раздаются шляпы, определяется направление поиска. Уточняются задание по группам.

– С помощью энциклопедий и атласа-определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2-я группа. Желтая шляпа

– Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3-я группа. Черная шляпа

– Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

Используйте материал учебника на с. 76 – 78.

4-я группа. Красная шляпа

– Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5-я группа. Зеленая шляпа

– Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась все краше и краше?

6-я группа. Синяя шляпа

– Обобщите высказывания других групп.

Предлагается походить по группам, послушать, что они говорят, и обобщить собранный материал.

– Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Выслушаем представителей каждой группы.

– Что вы узнали нового?

– Какой вывод сделали ребята группы «Синяя шляпа»?

– Внесем данные в таблицу. Что же получилось?

Слушаем представителей всех групп, последним выступает представитель «Синей шляпы».

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1. Растения – часть живой природы.

 

Растения делятся на несколько групп.

В каждой группе растений много видов.

Науку о растениях называют ботаникой.

Существует 350 тысяч видов растений.

Названия видов дают им ученые.

Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас.

Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше сажать растения и ухаживать за ними.

Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

2. Растения выделяют в воздух кислород.

 

3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.

Почему?

4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы.

Какие еще есть группы растений?

Что такое виды растений?

Какие названия им дают ученые?

Итог урока

- Просто замечательно, ребята, вы сегодня поработали. Мы не только узнали, что мир растений разнообразен, но и то, что без растений не будет жизни на Земле.

Помните, что зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!

Берегите растения!

Предлагается дальше работать с приемом по таблице «З – Х – У».

Домашнее задание

– Прочитайте текст учебника еще раз на с. 73 – 79.

– Найдите материал о растениях в энциклопедии. Дополните третью строку нашей таблицы самостоятельно.

- Дерзайте! Стремитесь к новому!

Обучающиеся весь урок самостоятельно добывали знания, используя приемы «З – Х – У», кластер, «Шесть шляп». Учитель был в роли координатора. Использование каждого приема было осмысленным, так как ребята выполняли задание, рассуждали, делали выводы.

Литература

1. Атлас-определитель «От земли до неба». 2009.
2. Институт развития образования/Технология развития критического мышления. СПб., 2005.
3. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир». С. 72 – 79.