Тема: Разнообразие растений.
Место урока в теме: изучение нового материала.
Цель: сформировать знания о разнообразии растений.
Задачи:
- познакомить с различными группами растений, видами растений;
- формировать умение работать с текстом учебника, с атласом-определителем «От земли до неба», рисунками;
- учить детей рассуждать, делать выводы.
Оборудование: учебник «Окружающий мир». 3-й класс. Автор: А.А. Плешаков; иллюстрации растений, энциклопедии «Всё обо всем»; ноутбук, проектор.
Ход урока
1-й этап. Вызов
Деятельность учителя.
– Прочитайте выражение: «Зеленая одежда Земли».
– О какой такой зеленой одежде говорится? (О траве, о деревьях, о кустарниках, о цветах...)
– Наверное, вы слышали и такое выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? Верно. О растениях.
Тему урока определяют дети.
– Что мы знаем о растениях? Отвечая на этот вопросы, мы будем заполнять таблицу:
Знаем |
Хотим узнать |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
Дети заполняют таблицу.
Предлагается использовать рисунок учебника на с. 71. (Рисунок поможет им в составлении таблицы.)
– Попробуйте рассказать, что вы знаете о растениях.
– Что мы не знаем?
Знаем |
Хотим узнать |
1. Растения – часть живой природы. |
|
2. Растения выделяют в воздух кислород. |
|
3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. |
Почему? |
4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы. |
Какие еще есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия дают им ученые? |
Дети работают самостоятельно.
– Это и станет темой нашего урока – «Разнообразие растений».
Обобщаются ответы обучающихся.
2-й этап. Осмысление (реализация)
– Начинаем приобретать знания. Предлагаю заполнить третью строку таблицы. Будем работать в парах. Откроем учебник на с. 72 – 75. Внимательно ознакомимся с текстом. (Дети работают с текстом.)
– Что вы узнали? Давайте запишем, что у вас получилось. Заполняем таблицу.
Систематизируются знания.
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
|
|
Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. |
– Молодцы. Давайте отдохнем.
Минутка отдыха
Включается музыка П.И. Чайковского «Времена года».
– Положите голову на руки, закройте глаза. Мысленно представьте, что вы совершаете прогулку по лесу.
– Что вы увидели в лесу?
– А какие растения встретили?
– Все ли они одинаковы?
Предлагается быстро составить кластер «Группы растений», используя страницы учебника (с. 72) и рисунки на с. 73.
- Давайте проверим. Что получилось?
Составление кластера. Индивидуальная работа в тетради.
Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.
– Что вы не знали? (Существуют и другие группы растений: мхи и водоросли...)
– Что вам помогло это узнать и запомнить? (Чтение текста и заполнение кластера.)
– Посмотрите, пожалуйста, внимательно видеосюжет «Тайна растений». Это нам поможет выполнить следующую интересную работу.
Используется как дополнительный материал и как следующий шаг к переходу на новый прием.
– Выскажите свое мнение.
– Что интересного узнали?
3-й этап. Рефлексия
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. (Используется прием «Шесть шляп мышления».)
1-я группа. Белая шляпа
Раздаются шляпы, определяется направление поиска. Уточняются задание по группам.
– С помощью энциклопедий и атласа-определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2-я группа. Желтая шляпа
– Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3-я группа. Черная шляпа
– Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на с. 76 – 78.
4-я группа. Красная шляпа
– Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5-я группа. Зеленая шляпа
– Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась все краше и краше?
6-я группа. Синяя шляпа
– Обобщите высказывания других групп.
Предлагается походить по группам, послушать, что они говорят, и обобщить собранный материал.
– Давайте посмотрим, что же у нас получилось? Выслушаем представителей каждой группы.
– Что вы узнали нового?
– Какой вывод сделали ребята группы «Синяя шляпа»?
– Внесем данные в таблицу. Что же получилось?
Слушаем представителей всех групп, последним выступает представитель «Синей шляпы».
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
1. Растения – часть живой природы. |
|
Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им ученые. Растения выделяют в воздух кислород: если бы не было растений, не было бы и нас. Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше сажать растения и ухаживать за ними. Охранять растения – значит заботиться обо всем живом. |
2. Растения выделяют в воздух кислород. |
|
|
3. Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. |
Почему? |
|
4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы. |
Какие еще есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия им дают ученые? |
Итог урока
- Просто замечательно, ребята, вы сегодня поработали. Мы не только узнали, что мир растений разнообразен, но и то, что без растений не будет жизни на Земле.
Помните, что зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой!
Берегите растения!
Предлагается дальше работать с приемом по таблице «З – Х – У».
Домашнее задание
– Прочитайте текст учебника еще раз на с. 73 – 79.
– Найдите материал о растениях в энциклопедии. Дополните третью строку нашей таблицы самостоятельно.
- Дерзайте! Стремитесь к новому!
Обучающиеся весь урок самостоятельно добывали знания, используя приемы «З – Х – У», кластер, «Шесть шляп». Учитель был в роли координатора. Использование каждого приема было осмысленным, так как ребята выполняли задание, рассуждали, делали выводы.
Литература
1. Атлас-определитель «От земли до неба». 2009.
2. Институт развития образования/Технология развития критического мышления. СПб., 2005.
3. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир». С. 72 – 79.