Содержательный анализ работы по формированию педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности образовательного учреждения

Разделы: Работа с родителями


Предваряла работу с неполной семьей диагностика, которая включала следующие направления:

  • Изучение духовной и экономической жизни неполной семьи;
  • Изучение нравственного уровня, микроклимата жизни неполной семьи;
  • Изучение режимных моментов, досуга в неполной семье;
  • Диагностика микроклимата, атмосферы в неполной семье;
  • Изучение личностной и познавательной сферы ребенка.

Диагностический этап, предшествующий этапу формирования педагогической культуры родителей в неполных семьях предполагал 5 занятий с семьей.

1 занятие.

Уточнение целей коррекционной работы с неполной семьей.

Выяснение жалоб родителей на определенные проблемы в воспитании, развитии и обучении детей.

Сбор информации:

  • О ребенке, беседа с родителем, заполнение анкет для родителей;
  • О неполной семье в целом через составление “карты семьи”: состав семьи, характеристика семьи, типовое состояние неполной семьи (эмоционально-психологический комфорт-дискомфорт, нервно-психическое напряжение), особенности семейного воспитания.

Рисуночный тест “Моя семья”, беседа с ребенком по теме “Моя семья”.

2 занятие.

Диагностика познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

Уровни развития познавательных процессов ребенка:

Памяти – “Методика 10 слов”, опосредованное запоминание по Леонтьеву, запоминание текста, фраз, цифровых рядов в прямом и обратном порядке;

Мышления – классификация, исключение четвертого, составление рассказа по картинкам;

Написание итогового заключения по развитию ребенка.

Работа с родителями по методике “Десять положительных и десять отрицательных качеств моего ребенка”.

3 занятие.

Диагностика родительского отношения в неполной семье с помощью “Теста-опросника родительских отношений”, составленных А.Я. Варгой и В.В. Столиным, в котором родительские отношения понимаются как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия в понимании характера и личности ребенка, его поступков.

Беседа о духовной жизни неполной семьи: что выписывают, читают, есть ли книги по педагогике и психологии?

Родители пишут сочинение “Мой ребенок”.

4-ое занятие.

Анализ сочинений “Мой ребенок”, обсуждение в родительской группе по желанию родителей, не называя имени автора. В ходе данной работы осуществляется выяснение проблем воспитания в неполной семье, отношения родителей к этому, совместный поиск возможных путей выхода из сложившейся ситуации.

5-ое занятие.

Методика “Архитектор-строитель”. Методика направлена на выявление уровня делового и личностного общения ребенка с родителем: кто является ведущим, а кто ведомым при выполнении задания, насколько это распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогические приемы родителя, каков уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполненного задания.

Тест-опросник “Анализ семейного воспитания”, разработанный Э.Г. Эйдемиллером для анализа особенностей семейного воспитания.

Обобщающая беседа по полученным диагностическим данным.

Разработке алгоритма деятельности в данном направлении также предшествовало анкетирование родителей в неполных семьях, которое позволило выявить типичные ошибки в воспитании младших школьников.

Наиболее часто встречающимися ошибками оказались следующие:

  • “Слепая” материнская любовь к ребенку;
  • Чрезмерная строгость;
  • Перекладывание забот о воспитании ребенка на других;
  • Недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания;
  • Авторитарный стиль общения с ребенком.

Перечисленные ошибки свидетельствовали о низкой в целом педагогической культуре родителей в неполных семьях.

Цель программы деятельности – это педагогическая поддержка родителей в неполных семьях по формированию их педагогической культуры.

Педагогическая поддержка в свою очередь включала две составляющие: образовательная составляющая и коррекционная составляющая.

Для решения поставленных задач использовались разные формы обучения родителей: лекции, беседы, консультации, семинары-тренинги.

1. Образовательная составляющая включала в себя помощь в обучении родителя в неполной семье.

Помощь в обучении была направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителя в неполной семье. Эта деятельность предусматривала проведение широкого просвещения по следующему кругу вопросов:

  • Значение личного примера и авторитета родителей в воспитании ребенка;
  • Воспитание с учетом пола и возраста;
  • Поощрение и наказание в неполной семье;
  • Трудовое воспитание в неполной семье;
  • Нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей.

Передача матерям такого рода знаний проводилось в виде лекций, круглых столов, педагогических мастерских.

2. Коррекционная работа по формированию педагогической культуры родителя в неполной семье предполагала:

  • Моделирование содержания и способов организации информирования родителей в неполных семьях по проблемам, связанным с воспитанием и развитием ребенка, с повышением уровня педагогической культуры родителя, нормализации семейной ситуации в целом и т.д.;
  • Разработку системы конкретных мер, направленных на коррекцию взаимоотношений с ребенком, способов и приемов общения с ним.

Для выполнения данной задачи использовались семинары – тренинги, в ходе которых происходило обсуждение общих проблем по развитию и воспитанию детей младшего школьного возраста. В основе данных тренингов лежали педагогические задачи, которые вызывали особый интерес родителей в неполных семьях.

Например, ситуация 1.

Ваш ребенок не может выполнить домашнее задание, нервничает: “Надоело учиться! Больше в школу не пойду!”

Ваши действия………………

Ситуация 2.

Ваш сын подрался в школе. Получил мелкие царапины, но при этом остался доволен: “Я получил, что хотел!”

Ваши действия………………………..

На семинарах-тренингах происходило обсуждение проблем по развитию и воспитанию детей на различные темы.

Например:

  1. Закономерности психического развития детей.
  2. Возрастные особенности детей.
  3. Способы общения с ребенком: показ понимания и родительского сообщения.
  4. Искусство поощрения: плюсы и минусы.
  5. Можно ли наказывать детей?
  6. Наши конфликты с детьми на данном этапе развития. Выходы из конфликтных ситуаций.

Обсуждение прочитанной литературы: книг и статей о воспитании, развитии и обучении в семье, - также являлись формами групповой работы с родителями. В основном, это были научно-популярные книги, посвященные проблемам семейного воспитания, такие как Л.Ю. Гордин “Поощрения и наказания в воспитании детей”, Ю.Н. Кандрашев “Как дети понимают мир взрослых?”, А.М. Низова “Острые углы в воспитании,Л.Ф. Осторовский “Надо ли наказывать детей?”, А.С. Спиваковская “Как быть родителями?”, В.И. Столетова “Диалоги о воспитании. Наш ребенок: педагогика семейных отношений”, В.А. Сухомлинский “Как воспитать настоящего человека” и другие.

В процессе групповой работы родители, воспитывающие детей в неполных семьях, включались в интенсивное обсуждение, ориентированное на актуализацию собственного опыта воспитания. Родители начинали делать первые шаги по самосовершенствованию и старались преодолевать преграды, возникшие на этом пути, включая процесс перестройки и коррекции сложившегося личностного потенциала.

Примерами работы являются упражнения, выполняемые на занятиях родительской группы “Вместе с тобой”. Целью упражнений было научить матерей осознавать свою роль ответственного родительства.

Упражнение 1.

“Представление участников по именам”.

В начале работы родительской группы каждый участник рассказывает о том, что означает его имя, как оно было дано. Так участники группы получают представление друг о друге и своих семьях. Например, кто был более важным в семье родителей, какие темы обсуждались.

Упражнение 2.

“Обсуждение развития самого себя в собственной семье”.

Членам группы предлагалось обсуждать, как в семье растет и развивается ребенок. Каждый говорит о своей собственной родительской семье – ее правилах: писанных и неписанных.

Во время общего обсуждения кто-то рассказывает о правилах в своих семьях, может быть, сравнивая, родительскую и собственную семью. Упражнение выявляет перенос правил родительской семьи в свою семью и может быть использовано в индивидуальной работе.

Упражнение 3.

“Ваши роли”.

Каждому участнику группы предлагалось подумать о собственной семейной ситуации и о тех ролях, которые на них она накладывает: какие четыре типа ролей наложены на вас и как вы жонглируете ими, как можно примирить все эти роли (например, женщина, мать, дочь, жена, служащая).

Упражнение 4.

“Окончание фраз”.

Упражнение выполняется в диаде. Сначала первый, а затем второй член группы должен закончить фразу первыми пришедшими в голову словами. Далее необходимо обсудить, почему именно эти слова заканчивают фразу.

  1. Семья, из которой я пришла, лучше всего может быть описана следующим образом…
  2. В моей семье мама всегда была тем человеком, который…
  3. Я в моей семье всегда была тем, кто…
  4. В моей семье отец был всегда таким человеком…
  5. Если и была тема, которая не могла обсуждаться в семье, это было…
  6. Самой сильной чертой моей семьи является…
  7. Разногласия в нашей семье всегда регулировались следующим образом…
  8. Я научилась у моей матери…
  9. Я научилась у моего отца…
  10. Мои близкие сверстники научили меня…
  11. Для меня семейные события, праздники, поездки за город были…
  12. Моменты приема пищи были для нас…
  13. Эмоция, которую редко выражали в нашей семье, была…
  14. В нашей семье я дальше всего от…
  15. В нашей семье мне больше всего нравится…
  16. Если бы я могла что-нибудь изменить в нашей семье, это было бы…

Эта процедура вызывала сильные эмоции в родительской группе, так как была связана с воспоминаниями о своей семье людей, теперь уже самих ставшими родителями, которые не всегда и не у всех бывают приятными.

Упражнение 5.

“Рисование плана своего дома”.

Задание состояло в том, чтобы родитель нарисовал свой дом по памяти из детства, который ему запомнился больше всего. Затем шло групповое обсуждение, по вопросу кто, какой дом нарисовал и почему.

Другой формой была индивидуальная работа с неполной семьей.

Индивидуальная помощь родителю в неполной семье в решении конкретных текущих педагогических проблем с ребенком по запросу родителя очень важна, так как позволяет выяснить все проблемы неполной семьи и наметить пути их решения. Помощь в данном случае носит в основном информационный характер.

Таким образом, программа действий по повышению педагогической культуры родителя в неполной семье была разработана на основе результатов диагностики уровней сформированности педагогической культуры родителя в неполной семье.

Данная программа взаимодействия с неполной семьей позволила выполнить следующие задачи:

  • Информировать родителей об общих закономерностях развития детей, индивидуально-возрастных особенностях развития ребенка, о недостатках и проблемах воспитания, которые привели к определенному уровню развития;
  • Обсудить проблемы родителей в отношениях с ребенком;
  • Определить пути решения педагогических проблем неполных семей;
  • Разработать совместно с родителями меры педагогической работы по формированию их педагогической культуры, нормализации семейной ситуации в целом.

Программа взаимодействия содержала педагогическую поддержку родителей, воспитывающих детей в неполных семьях и включала индивидуальные и групповые формы работы с семьей, методы повседневного общения и воздействия на ребенка, а также приемы, через которые эти методы реализуются.