Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.
Одним из важных стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний (историзм). При этом, с одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем неизвестный материал, овладевая которым учащиеся в еще большей мере осознают то, что им дает школа, урок, учитель, с другой стороны, исторический подход в изучении учебных предметов в какой-то мере приближает процесс учения к научному познанию.
Вводимый на уроках исторический материал:
- Усиливает творческую активность учащихся;
- Дает ученикам возможность самостоятельно приходить к формулировкам теорем, как бы вновь “открывая” их ;
- Способствует воспитанию у школьников толерантности;
- Повышает общую культуру, уровень грамотности, расширяет знания, кругозор учащихся;
- Приучает мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях.
Применение исторического материала, как средства повышающее познавательную активность учащихся можно уже с 5 класса.
Немаловажным фактором развития познавательного интереса является проблемное изложение материала. Проблемное обучение наиболее соответствует задаче развития творческих способностей и познавательной активности учащихся.
Ошибочно полагать, что чем подробнее, досканальнее учитель дает материал, тем интереснее его слушать. Понятия “интересно” и “легко” – совершенно не совпадающие понятия, и сделать преподавание интересным совсем не означает сделать его легким. Наоборот, учет этого условия требует такой организации работы, при которой мысль учащихся держится в напряжении, а успешное преодоление трудностей укрепляет уверенность его в своих силах. Если материал слишком прост или объяснен настолько подробно, что исключается возможность самостоятельной малейшей мыслительной деятельности, ученики остаются пассивными слушателями. Напротив, если в ходе изложения материала учитель создает проблемные ситуации, то тем самым он включает учащихся в научный поиск правильного решения, активизирует учебно-познавательный процесс.
Заинтересовать новой проблемой и вызвать познавательный интерес можно с помощью занимательных задач.
Проблемную ситуацию можно создать и при помощи вопросов- задач. В этом случае решение вопроса - задачи также должно интересовать учащихся. С этой целью нужно подбирать вопросы, связанные со знакомыми жизненными ситуациями, но в то же время достаточно трудными для объяснения. Ученики сталкиваются с тем, что не могут объяснить знакомую ситуацию, с которыми встречались в жизни; у них возникает желание разобраться в сути, следовательно, пробуждается познавательный интерес.
Поэтому проблема первостепенной важности, стоящая перед учителем,— вызвать у учащихся интерес к решению той или иной задачи. Необходимо тщательно отбирать интересные задачи и делать их привлекательными для учащихся. Наибольший интерес вызывают у учащихся задачи, взятые из окружающей их жизни, задачи, естественным образом связанные со знакомыми учащимся вещами, опытом, служащие понятной ученику цели.
Конечно, нельзя приучать учащихся решать только те задачи, которые вызывают у них интерес. Но нельзя и забывать, что такие задачи учащийся решает легче и свой интерес к решению одной или нескольких задач он может в дальнейшем перенести и на “скучные” разделы, неизбежные при изучении любого предмета, в том числе и математики.
Огромная значимость для развития познавательного интереса, творческого мышления, выработки исследовательских навыков учащихся является нахождение различных способов решения задач. Из различных способов решения одной и той же задачи надо предложить учащимся выбрать наиболее рациональный, красивый. После нахождения очередного метода решения задачи учащийся, как правило, получает большое моральное удовлетворение.
Все дети любят играть. А некоторые еще любят, и решать задачи. Соединение на уроке этих двух составляющих, позволяет сделать урок интересным и насыщенным. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
В любом возрасте детям нравятся задачи практического характера. Когда формулы можно “потрогать” на практике (вывод числа , сложение чисел с разными знаками, теорема о сумме углов в треугольнике). Ученики с интересом слушают объяснения учителя, воспринимая их уже не как “скучную тему”, а как раскрытие “загадочного явления”. Следовательно, непосредственный познавательный интерес, вызванный занимательным опытом, превращается в опосредствованный устойчивый интерес ко всей новой теме как к средству разрешения проблемы.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.
Не менее результативным способом формирования познавательного интереса является способ, в основе которого лежит противоречие между новой информацией и имеющимися знаниями. Причем, чем выше степень несоответствия нового прежним представлениям, тем сильнее познавательная активность учащихся.
В некоторых случаях учащиеся, изучая какую-нибудь тему, теряют к ней интерес, полагая, что достаточно хорошо ее усвоили. Оживить интерес в этом случае возможно с помощью математического парадокса (софизма).
Рассмотренные способы – лишь небольшая часть всей системы формирования познавательного интереса. Тем не менее, они показывают целесообразность их использования в процессе обучения, так как, формируя познавательный интерес, они активизируют мышление и самостоятельную творческую деятельность учащихся.