Урок-путешествие по теме "Прощай, Азбука"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать у учащихся положительное отношение к школе;
  • Развивать мыслительные и творческие способности обучающихся; совершенствовать коммуникативные свойства устной речи;
  • Воспитывать у учащихся чувство уверенности в себе и желание демонстрировать свои достижения.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

У:

Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы!

(На экране высвечивается пословица: Азбука – к мудрости ступенька).

II. Целеполагание.

У: Наш сегодняшний урок посвящён прощанию с нашей первой книгой – Азбукой. И начнём его с добрых слов Азбуке.

(Учащиеся читают стихи).

1.

В день осенний, день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех в подарок)
На столах своих нашли.

2.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!

3.

Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.

4.

Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода
Научила нас она!

5.

Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на Азбуку глядели.

У: И не просто глядели, а серьёзно её изучали. Давайте сегодня ещё раз мысленно перелистаем наш первый учебник и вспомним, чему же учила нас азбука.

(Ответы детей: – учила нас читать, познакомила с русским алфавитом и т.д.).

У: Все эти знания пригодятся вам в путешествии по волшебной стране Букваландии. Но нам нужна карта, чтоб не заблудится. Помогите открыть замок. Для этого нам нужны ключи.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”.

- Кто догадался, что это за ключи? (Ответы детей).

У: Давайте вспомним алфавит.

(Один ученик называет все буквы или если детей в классе много можно называть буквы по цепочке используя стихи про алфавит).

(На экране высвечивается карта Букволандии).

III. Игровой этап.

У: Первая наша остановка – большой и прекрасный остров Алфавитово.

Здесь живут все буквы родного языка. Каждая в своём домике. А сколько всего букв в нашем алфавите, кто знает?

Ученики: Тридцать три.

У: Порадуем жителей Алфавитова и споём им песню про буквы.

(Дети поют на мотив песни “Голубой вагон”).

Да, минутки быстро убегают вдаль,
Встречи с ними мы уже не ждём
Расстаёмся мы с тобою Азбука,
Буквы все с собою заберём.

Трудно пока ещё путь наш школьный катится,
Буквы помогут нам веселей шагать,
Будут у нас ещё радости, праздники,
Но не забудем мы буквы никогда.

У: Хорошо в Алфавитово, но пора ехать дальше. Чем быстрее вы произнесёте скороговорку, тем быстрее кораблик домчит нас до следующего остова.

(Дети хором произносят “Галчиную скороговорку”).

У:

Есть на речке на Чернильной, город маленький, непыльный,
С незапамятных времён “ Букваринск” зовётся он.
В этом городе живёт удивительный народ,
Хлебосольный, незлобивый, дружный и трудолюбивый.

- Со всеми гостями своего городка жители играют в игру “Угадай-ка!”. Правила игры простые:

Я описываю букву, 1 ряд – её угадывает и называет, 2 ряд – выкладывает букву на парте фасолинками, 3 ряд – вспоминает слово-предмет начинающееся на эту букву и говорит нам.

(Проводится игра с использованием загадок).

Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла. (О)

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три. (З)

Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок. (И)

У: Молодцы. А теперь поедем дальше. Скороговорочку включаем и кораблик передвигаем.

(Дети читают “ Синичью скороговорку”).

У: Мы попали к Деду-Буквоеду. Этот дед путает буквы в словах. А что происходит со словами, если в них поменять звуки?
Ученики: В словах меняется смысл.
У: Помогите Деду-Буквоеду исправить ошибки в словах.

(Дети исправляют ошибки: каждому ряду раздаётся печатный текст. Работа по подгруппам).

1 текст:

Закричал охотник злой:
“Ой, двери гонятся за мной!”

2 текст:

Жучка будку не доела,
Неохота, надоело.

3 текст:

Говорят, один рыбак
В печке вытащил башмак.

У: Дед-Буквоед говорит вам большое спасибо за помощь. А нам снова пора в путь.

Кто будет двигать кораблик при помощи скороговорки.

(Учащийся читает скороговорку, кораблик подплывает к следующему острову).

У: Вот мы и прибыли на Звонкий остров . Недавно здесь случилась необычная история. Звуки забыли где они живут и все перепутались,. Чтобы мы вновь смогли отправиться в путь, надо на ленте букв навести порядок. Вся надежда на вас, ребята. Но прежде скажите, на какие две группы делятся все звуки?

Ученики: Гласные и согласные.

(Девочка и мальчик читают стихотворения).

1.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу – звать и аукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

2.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

У: Делимся на две команды: девочки – наведут порядок и расставят на места гласные.

Мальчики – ставят на место согласные.

(Дети выполняют задание).

У: Путь свободен, но чтобы кораблик смог поплыть дальше его надо заправить скороговоркой.

(Дети читают скороговорку).

У: Мы в посёлке Шифровщиков. Здесь живут шифровки – секретные записи. Нам надо их расшифровать. Для этого поставьте буквы в нужном порядке. Интересно, кто справится быстрее: ученики или их мамы?

На доске слова: икнаг (книга), ачкур (ручка), вакбу (буква), кузаба (азбука).

(Шифровки внутри домиков, с одной стороны шифровка, с другой – слово, слово отгадывается домик – переворачивается).

(Родители и дети отгадывают шифровки).

У: Едем дальше? Кто будет помогать, кораблику? Может кто-нибудь из гостей?

(Родители по очереди читают скороговорки, их можно напечатать заранее).

IV. Заключительный этап.

У: И вот мы с вами в главном городе Букваландии. Прочитайте его название сами. (Читалия).
У: Уметь читать – это здорово! Любые книги можно прочитать – рассказы, стихи, сказки.

Да вы лучше меня можете сказать об этом. Давайте прочитаем стихотворение В.Д.

Берестова “Читалочка.”.

(Инсценировка стихотворения Берестова “Читалочка”).

У: Теперь, когда вы умеете читать, книги смогут ответить на все ваши “почему?”.

Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться!

(Слова напечатаны на экране, дети читают по строчке).

У: И в этом вам поможет ваша новая книга “Литературное чтение”. Она уже давно ждёт встречи с вами, ребята.

(Библиотекарь с помощниками торжественно вносят книги и раздают детям).

У: Поприветствуем её.

- Здравствуй, гостья дорогая!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!

(Хором повторяют за учителем).

V. Итог урока.

У: Наше путешествие заканчивается, но ваше умение читать навсегда останется с вами.

(На экране высвечивается пословица: Кто много читает, тот много знает).

У: А значит, ждут нас впереди удивительные открытия, интересные встречи и новые знания.

Спасибо всем за внимание. Урок окончен.