Урок-сказка "Поведение при пожаре"

Разделы: ОБЖ


Цели урока:

  • дать учащимся представление о причинах возникновения пожара, его последствиях;
  • изучить навыки поведения в ЧС.

Задачи:

1. Образовательные:

  • формирование системы понятий о чрезвычайной ситуации, пожаре, первичных средствах пожаротушения, последовательности действий при пожаре;

2. Развивающие:

  • развитие устной речи;
  • развитие общеучебных умений: обобщать, делать выводы;
  • развитие коммуникативных умений: работать в коллективе, излагать свою точку зрения;
  • формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
  • развитие познавательного интереса к предмету через практическое применение знаний на практике.

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательной дисциплины, чувства товарищества;
  • способствовать нравственному воспитанию учащихся.
  • воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.
  • Основные понятия: чрезвычайная ситуация, пожар, огнетушитель (ПСП), эвакуация.

Реквизит персонажей:

  • костюмы кошки, петуха, козла, курицы;
  • ведра, “дождь”, лепестки пламени (вырезанные из бумаги), вырезанное из картона изображение дома, колокольчик.

Форма проведения: урок – сказка.

Для решения основных задач была применена следующая структура:

  • организационный момент, создание благоприятной атмосферы общения.
  • сообщение темы и задач урока;
  • объяснение нового материала.
  • подведение промежуточных итогов, общий вывод;
  • применение полученных знаний на практике;
  • итог урока;
  • домашнее задание.
Этапы урока Действия на этапе Средства Деятельность учеников
I. Организационный момент Создать благоприятный климат. Речь учителя Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность
II. Сообщение темы и цели урока. Тема: Поведение при пожаре.

Цель: Изучить навыки поведения при пожаре.

Речь учителя Восприятие и осмысление новой информации
III. Изучение нового материала В нашей жизни с нами происходят разные ситуации. Одни из них приятные, другие не очень. Но есть и такие, которые могут принести много неприятных ощущений, они связаны с потерей дома, имущества. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Сегодня мы посмотрим, как герои нашей сказки выходят из сложной ситуации.

Речь учителя Восприятие и осмысление новой информации
С чего же мы начнем?

В ходе шумного веселья,

Тили-тили-тили-бом.

Загорелся, загорелся, загорелся ……….. .

(кошкин дом)

Кошка выскочила, глаза …………..

(выпучила)

Помогает всем зверям,

близким всем своим друзьям.

Быстро из огня бежать,

Только не паниковать.

Идет сценка с эвакуацией (кошка выключает свет, все герои в полуприсяде двигаются за кошкой к выходу, при движении рот закрыт одной рукой, а вторая рука лежит на плече впереди идущего, последний закрывает дверь).

Речь учителя,

герои сказки (учащиеся старших классов) демонстрируют, как правильно эвакуироваться при пожаре, на доме поднимаются бумажные языки пламени.

Восприятие и осмысление новой информации. В месте, где учитель делает паузу, учащиеся заканчивают строку. Внимательно следят за ходом эвакуации и действием героев.
Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

 

Речь учителя, “курица” посыпает из ведра дождем картонный дом, на котором подняты бумажные языки пламени, которые потом исчезают. Восприятие и осмысление информации.
Мы отправили козла,

Позвонить в …….. . (колокола)

Речь учителя,

“козел” бегает и звонит в колокольчик.

Восприятие и осмысление новой информации. В месте, где учитель делает паузу, учащиеся заканчивают строку.
IV. Подведение промежуточных итогов, общий вывод. Итак, про что мы рассмотрели сценку?

(про пожар)

Что такое пожар?

(Пожар – неконтролируемый процесс горения, создающий опасность для жизни людей и материальных ценностей).

Как правило, пожар возникает из-за несоблюдения мер предосторожности при работе с огнем и нарушения правил противопожарной безопасности.

А теперь давайте вспомним, как вели себя герои сказки и определим, что нужно делать при пожаре:

отключить электроэнергию

вызвать пожарных (01*,01, 112, ФИО, адрес)

эвакуироваться (вдоль стен, рот закрыть, в полуприсяде, рука на плече впереди идущего)

Проблемные вопросы, записанные на доске Учащиеся отвечают на вопросы, заданные учителем. Учитель записывает ответы на доске, дети в тетради.
А почему именно кошка знала, куда бежать?

(ее дом)

А где мы можем узнать, куда бежать?

(план эвакуации)

Чем кроме воды можно тушить пожар?

(огнетушителем)

Учитель задает вопросы на понимание материала. Если дети затрудняются ответить, помогает наводящими вопросами. При вопросе по огнетушителю, учитель демонстрирует его и объясняет принцип работы. Учащиеся отвечают на вопросы, заданные учителем. Внимательно слушают учителя при демонстрации огнетушителя и объяснении принципа его работы.
V. Применение полученных знаний на практике А теперь ребята, герои сказки помогут нам эвакуироваться из класса. Учитель и

герои сказки помогают правильно эвакуироваться.

Учащиеся эвакуируются из класса.
VI. Итог урока. Оценка знаний. Ребята, посмотрите еще раз на тему урока и на задачи урока, которые мы перед собой ставили. А на следующем занятии, мы поможем самой хорошей, доброй маме, у которой семеро детей, выйти из другой чрезвычайной ситуации Проблемные вопросы, записанные на доске. Учитель оценивает работу учащихся. Учащиеся самостоятельно подводят итог урока по вопросам, записанным на доске.
VII. Домашнее задание Ответьте на вопросы:

Как называется эта сказка?

Кто является главными героями сказки?

Ну, а кто забыл, о ком эта сказка, еще раз прочитать.

  Записывают домашнее задание.