Цели урока:
- дать учащимся представление о причинах возникновения пожара, его последствиях;
- изучить навыки поведения в ЧС.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование системы понятий о чрезвычайной ситуации, пожаре, первичных средствах пожаротушения, последовательности действий при пожаре;
2. Развивающие:
- развитие устной речи;
- развитие общеучебных умений: обобщать, делать выводы;
- развитие коммуникативных умений: работать в коллективе, излагать свою точку зрения;
- формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
- развитие познавательного интереса к предмету через практическое применение знаний на практике.
3. Воспитательные:
- воспитание сознательной дисциплины, чувства товарищества;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся.
- воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.
- Основные понятия: чрезвычайная ситуация, пожар, огнетушитель (ПСП), эвакуация.
Реквизит персонажей:
- костюмы кошки, петуха, козла, курицы;
- ведра, “дождь”, лепестки пламени (вырезанные из бумаги), вырезанное из картона изображение дома, колокольчик.
Форма проведения: урок – сказка.
Для решения основных задач была применена следующая структура:
- организационный момент, создание благоприятной атмосферы общения.
- сообщение темы и задач урока;
- объяснение нового материала.
- подведение промежуточных итогов, общий вывод;
- применение полученных знаний на практике;
- итог урока;
- домашнее задание.
Этапы урока | Действия на этапе | Средства | Деятельность учеников |
I. Организационный момент | Создать благоприятный климат. | Речь учителя | Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность |
II. Сообщение темы и цели урока. | Тема: Поведение при пожаре. Цель: Изучить навыки поведения при пожаре. |
Речь учителя | Восприятие и осмысление новой информации |
III. Изучение нового материала | В нашей жизни с нами происходят разные ситуации. Одни
из них приятные, другие не очень. Но есть и такие, которые могут
принести много неприятных ощущений, они связаны с потерей дома,
имущества. Такие ситуации называются чрезвычайными.
Сегодня мы посмотрим, как герои нашей сказки выходят из сложной ситуации. |
Речь учителя | Восприятие и осмысление новой информации |
С чего же мы начнем? В ходе шумного веселья, Тили-тили-тили-бом. Загорелся, загорелся, загорелся ……….. . (кошкин дом) Кошка выскочила, глаза ………….. (выпучила) Помогает всем зверям, близким всем своим друзьям. Быстро из огня бежать, Только не паниковать. Идет сценка с эвакуацией (кошка выключает свет, все герои в полуприсяде двигаются за кошкой к выходу, при движении рот закрыт одной рукой, а вторая рука лежит на плече впереди идущего, последний закрывает дверь). |
Речь учителя,
герои сказки (учащиеся старших классов) демонстрируют, как правильно эвакуироваться при пожаре, на доме поднимаются бумажные языки пламени. |
Восприятие и осмысление новой информации. В месте, где учитель делает паузу, учащиеся заканчивают строку. Внимательно следят за ходом эвакуации и действием героев. | |
Бежит курица с ведром, Заливает кошкин дом.
|
Речь учителя, “курица” посыпает из ведра дождем картонный дом, на котором подняты бумажные языки пламени, которые потом исчезают. | Восприятие и осмысление информации. | |
Мы отправили козла, Позвонить в …….. . (колокола) |
Речь учителя,
“козел” бегает и звонит в колокольчик. |
Восприятие и осмысление новой информации. В месте, где учитель делает паузу, учащиеся заканчивают строку. | |
IV. Подведение промежуточных итогов, общий вывод. | Итак, про что мы рассмотрели сценку? (про пожар) Что такое пожар? (Пожар – неконтролируемый процесс горения, создающий опасность для жизни людей и материальных ценностей). Как правило, пожар возникает из-за несоблюдения мер предосторожности при работе с огнем и нарушения правил противопожарной безопасности. А теперь давайте вспомним, как вели себя герои сказки и определим, что нужно делать при пожаре: отключить электроэнергию вызвать пожарных (01*,01, 112, ФИО, адрес) эвакуироваться (вдоль стен, рот закрыть, в полуприсяде, рука на плече впереди идущего) |
Проблемные вопросы, записанные на доске | Учащиеся отвечают на вопросы, заданные учителем. Учитель записывает ответы на доске, дети в тетради. |
А почему именно кошка знала, куда бежать? (ее дом) А где мы можем узнать, куда бежать? (план эвакуации) Чем кроме воды можно тушить пожар? (огнетушителем) |
Учитель задает вопросы на понимание материала. Если дети затрудняются ответить, помогает наводящими вопросами. При вопросе по огнетушителю, учитель демонстрирует его и объясняет принцип работы. | Учащиеся отвечают на вопросы, заданные учителем. Внимательно слушают учителя при демонстрации огнетушителя и объяснении принципа его работы. | |
V. Применение полученных знаний на практике | А теперь ребята, герои сказки помогут нам эвакуироваться из класса. | Учитель и
герои сказки помогают правильно эвакуироваться. |
Учащиеся эвакуируются из класса. |
VI. Итог урока. Оценка знаний. | Ребята, посмотрите еще раз на тему урока и на задачи урока, которые мы перед собой ставили. А на следующем занятии, мы поможем самой хорошей, доброй маме, у которой семеро детей, выйти из другой чрезвычайной ситуации | Проблемные вопросы, записанные на доске. Учитель оценивает работу учащихся. | Учащиеся самостоятельно подводят итог урока по вопросам, записанным на доске. |
VII. Домашнее задание | Ответьте на вопросы: Как называется эта сказка? Кто является главными героями сказки? Ну, а кто забыл, о ком эта сказка, еще раз прочитать. |
Записывают домашнее задание. |