Занятие по теме "Глаза"

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст детей: старшая группа.

Занятие с подгруппой детей.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций животных и их среды обитания.
  • Разучивание гимнастики для глаз.

Демонстрационный дидактический материал: картинки с изображением совы, орла, рака, зайца, лягушки; белый халат и шапочка окулиста для воспитателя; книга «Уроки Айболита», картинки «вредно и полезно для глаз».

Раздаточный дидактический материал: картинки с изображением совы, человека, зайца, рака, орла, лягушки без глаз – для дорисовывания детьми.

Словарь новых слов: окулист, хрусталик, радужная оболочка, зрачок.

Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи:

  1. Закрепить знания детей о внешнем строении глаза.
  2. Познакомить детей с внутренним строением глаза. Дать первоначальное понятие о функциях радужки, зрачка, хрусталика.
  3. Вызвать у детей интерес и желание познать свой организм.
  4. Дать детям знание о функциях органов зрения и их внешнем строении (глаза видят, их форма, цвет, размер).
  5. Дать знание о различных особенностях животных (орел, сова, заяц, лягушка, крот, рак), показать детям особенности глаз животных, их механизмов приспособления к окружающему миру (различной среде обитания).
  6. Показать детям, что полезно, а что вредно для глаз. Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению и к зрению других людей.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель. Отгадайте загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг дружку не видят»?

Дети. Глаза.

Воспитатель. Почему вы думаете, что это глаза. (Ответы детей). Правильно, вы можете видеть все окружающее нас благодаря глазам.

Сегодня мы с вами поговорим о глазах человека и животных.

Разберёмся вместе дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

Основная часть

А как вы думаете, еще что-нибудь нужно, чтобы нам видеть? (Ответы детей). Конечно, нам нужен свет. Если мы с вами окажемся в темноте, даже наши глазки не помогут нам видеть.

Вы все пойдёте в школу, а для чего вам будут нужны там глаза? (ответы детей)

Правильно. С помощью глаз мы можем различать цвета, радоваться если видим что-то весёлое, смешное или грустить. С помощью глаз мы можем видеть опасность, например огонь, и не обжечься. Поэтому глаза нужно беречь.

С помощью зрения распознаются формы и детали предметов, их цвет и движения. Ребята, а если ваши глазки заболели куда вы пойдёте? А как называют врача, который лечит глаза? Вот сейчас мы отправимся с вами в поликлинику на приём к врачу окулисту, (надеваю белый халат и шапочку окулиста).

Путешествие к окулисту

Ой, ребята, смотрите, какое необычное окошечко! Но на что же оно похоже? (На глаз человека.) Точно, да это же и есть глаз! Посмотрите, у него, как у обычных окошечек, есть свои ставни. Когда их закрываешь, наступает полная темнота. (Предлагает детям попробовать закрывать и открывать глаза.) А как эти ставни называются? (Веки.) Для чего нужны веки? (Они предохраняют глаза от пыли, грязи, яркого света.) Векам помогают в этом ресницы. Может, кто-то из вас знает, для чего нам нужны брови? (Они помогают защищать глаза от пота, который появляется в жаркую погоду на лбу.) Молодцы, все правильно вспомнили. Ой, да здесь и шторки тоже есть!

Воспитатель: Они круглые и называются красивым словом «радужка». Они бывают разного цвета: коричневые, серые, зеленые и голубые. А знаете, для чего нужны на окошках шторы? (Чтобы в комнату не попадал слишком яркий свет.) Правильно, вот радужка и контролирует яркость света. Если свет очень яркий, радужка оставляет для его лучей маленькую круглую щелочку.
Посмотрите, вот она – в центре радужки. Называется она «зрачок». Именно через зрачок свет и попадает внутрь глаза. А если солнечный свет слабый, радужка оставляет для лучей большое круглое отверстие – зрачок увеличивается.

Теперь мы рассмотрим с вами картинки и выясним, что полезно, а что вредно для наших глаз.

Работают с картинками: Как нужно себя вести чтобы глаза не болели и сохранить хорошее зрение.

Дети. Не смотреть на солнце, мыть глаза утром и вечером.

Воспитатель. Для улучшения зрения полезно есть чернику и пить морковный сок. Ещё чтобы сохранить зрение нужно регулярно делать зарядку для глаз:

(Этот комплекс разработали профессор-офтальмолог Э.С. Аветиосов, кандидат медицинских наук, специалист по спортивной медицине Е.И. Ливадо и кандидат педагогических наук Ю.И. Курпан.)

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз.
    Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.
  2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает кровообращение мышц глаз.
  3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
    Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение. Желательно проделывать этот комплекс по нескольку раз в день перед зрительной работой и после нее.

Путешествие в краеведческий музей

Ребята, а у животных есть глаза?

А как вы думаете все животные видят одинаково или по разному?

Чтобы узнать какие глаза у животных мы отправимся в краеведческий музей.

Летать летаю,
Птиц всех забиваю. (орёл)

Орёл парит на большом расстоянии от земли и из-за облаков высматривает свою добычу.

Днём спит, ночью летает
И прохожих пугает? (сова)

А кто лучше всех видит ночью? (Ответы детей).Почему ночью лучше всех видит сова? У совы глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается по полному кругу. Эта ночная птица видит только в темноте.

Живу в лесу и на лугу,
Я порчу в огороде грядки
И удираю без оглядки. (заяц)

А почему зайца называют «косым»? – Может быть, он плохо видит? (Ответы детей). Чтобы убегать от волка и лисы заяц видит не только то что впереди, но и сбоку.

Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит.
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
Родилась в воде,
А живёт на земле. (лягушка)

А как вы думаете, у лягушки есть глаза и какую особенность имеет глаз лягушки? (Ответы детей). Лягушка, оказывается, видит только движущиеся предметы; она умрет от голода среди обилия пищи, если эта пища не движется.

В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца. (крот)

А кто из животных совсем «не видит»?

Дети. Крот.

Воспитатель. Почему крот не видит? Под землей темно и кроту видеть не обязательно. У него хорошо развит слух и обоняние, он чувствует запахи и слышит приближающуюся опасность.

Под водою он живёт
Ходит задом наперёд.

У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, когда сам рак неподвижен. И еще у него есть особый глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад.
А зачем человеку глаза? Зачем нам видеть? (Ответы детей). Глаза первыми сообщают нам об опасности, еще о еде, о предметах на пути. И из всех наших органов самыми удивительными являются глаза. Через них, как через два окошка, мы видим мир.

Возвращение из путешествия

Теперь мы возвратимся в детский сад (проходят и садятся на свои места).

Закрепление и следующий вид деятельности

Вы уже знаете у кого из животных есть глаза а у кого их нет, у кого 2 глаза, а у кого 5. Теперь вам нужно нарисовать глаза. На рисунках нарисованы человек и животные с которыми мы познакомились в краеведческом музее, вам нужно нарисовать им глаза.

Заключительная часть

Показ выполненных заданий детям, оценка результатов. Эти работы мы поместим в наш экологический уголок, чтобы вы не забывали о чём мы сегодня говорили.

Где мы сегодня побывали?

Из чего состоит глаз человека? Что нужно чтобы сохранить зрение?