Особенностью современной методики развития связной речи школьников является обращение к тексту как к коммуникативной единице. Исследователь Н.С.Валгина характеризует текст как “последовательность знаковых единиц,…информационное пространство, как речевое произведение”.[1, с.12] Н.А.Ипполитова рассматривает текст как основную коммуникативную единицу и выделяет основные его признаки: “цельность, связность, тематическое единство, композиционную оформленность и др.”.[2, с.32] Текст в качестве дидактического материала используется нами на этапе формирования коммуникативных умений учащихся 5 – 9 классов для реализации практических целей обучения школьников.
Чтобы научить учащихся адекватно воспринимать информацию (тексты) разного характера, учитывая ситуацию общения, а также конструировать коммуникативно-правильные тексты, особое внимание на уроках русского языка мы уделяем обучению тексту как единице языка и речи, как единице общения. Основной прием работы с текстом – его анализ. В содержание работы входит подбор заголовка текста, выбор названия из ряда предложенных, сравнение заглавий текста; определение темы, основной мысли текста, анализ его композиционного оформления; составление плана текста; определение способа соединения предложений и частей текста. Особое внимание уделяется определению функционального стиля, жанра, типа текста, а также анализу языковых средств и выявлению их роли в передаче содержания текста.
Так, на уроке в 6 классе на тему “ Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе” мы предлагаем учащимся текст:
Удивительное утро! Пуховым одеялом укутана сонная земля. Над серебристым лесом синеет зимнее небо. В голубоватом снегу причудливым узором переплетаются глубокие следы рыженькой лисицы и доверчивого зайчонка.
Задания:
- Озаглавьте текст;
- Какова основная мысль текста?
- Какое настроение у вас создает зимний пейзаж?
- Найдите прилагательные в тексте, определите их роль.
- Попробуйте прочитать текст без прилагательных. А теперь какие чувства у вас вызывает этот зимний пейзаж?
- Словами какой части речи являются эпитеты? Есть ли в тексте эпитеты? Определите их роль.
- Определите стиль, тип текста;
- Для чего создан текст? Для кого он предназначен?
Как показывает наш опыт работы с учащимися 5-9 классов, в содержании подобной аналитической работы по тексту особое внимание должно быть уделено определению коммуникативного намерения автора текста. На наш взгляд, недостаточно определить, к какому стилю относится текст, какова его основная мысль, более важно заставить учащихся задуматься: для чего создан текст, какова была задача автора и для кого предназначен текст. Учащиеся, анализируя вышеназванный текст, приходят к выводу, что автор сумел увидеть прекрасное в обыкновенном зимнем утре и передать чувство восхищения чудесным пейзажем читателям. Это работа необходима для убеждения учащихся в том, что любой текст создается для реализации идей, замыслов автора.
Коммуникативное умение формируется также в ходе выполнения специальных заданий, упражнений, которые мы практикуем в своей практической деятельности через:
- Восстановление в тексте опущенных элементов, слов, словосочетаний, описательных оборотов;
- Подбор синонимов к определенным элементам текста, сцепляющим словам, изобразительно-выразительным средствам, для усиления стилистической окраски, более точной передачи содержания.
Результативным является анализ элементов текста, если он сопровождается выполнением других заданий, например, грамматических. Так, при изучении темы “Имя прилагательное”, опираясь на семантико-функциональный подход, мы рассматриваем роль прилагательных в тексте и предлагаем различные творческие задания:
- Заменить прилагательные в предлагаемом тексте, чтобы его можно было назвать “Удивительное осеннее утро”;
- Вставить нужные по смыслу прилагательные.
В результате проведенной работы учениками созданы следующие тексты:
- Удивительное утро! Разноцветным одеялом укутана сонная земля. Над прозрачным лесом синеет осеннее небо. В раннем снегу причудливым узором переплетаются затейливые следы рыженькой лисицы и доверчивого зайчонка;
- Хорош зимний лес! Вершину могучей сосны освещает ослепительное солнце. В ажурной косынке красуется развесистая береза. Приветливыми огоньками алеют из-под меховых шапочек гроздья рябины. В большом зимнем лесу каждое дерево сказочное.
(Слова для справок: ажурный, большой, сказочный, приветливый, зимний, хороший, ослепительный, меховой, могучий, развесистый).
Подобные задания дают учащимся возможность применить на практике полученные знания о правилах построения текстов и роли языковых средств.
Чтобы научить школьников конструировать текст в определенной композиционной форме, нами используются упражнения на написание продолжения текста, составление текста из данных предложений и готовых частей, которые расположены не последовательно, а в “рассеянном состоянии”.
Например, в вышеназванном первом тексте учащимся было предложено задание: дописать текст (1-2 предложения), используя опорные слова ( I вариант: хрустальный, морозный, золотистый, яркий, легкий; II вариант: веселый, волшебный, звонкий, высокий, еловый); определить род, число и падеж прилагательных; поставить прилагательные в разных грамматических формах.
Образец выполнения задания:
I вариант: Хрустальным звоном звенит
морозная тишина. В золотистых лучах осеннего
солнца танцуют легкие снежинки.
II вариант: Веселый клест нарушает
волшебную тишину. Со звонким криком ищет он на
высоком дереве еловую шишку.
Задания на дополнение текста недостающими частями, а также на исключение из него частей, не соответствующих теме и жанру помогают учащимся осмысленно подойти к созданию текста, учитывая его специфику.
Для облегчения решения задачи самостоятельно составить текст на первых порах используются упражнения, в которых содержится подсказка для выполнения задания:
- Восстановление диалогов на основе данных реплик;
- Развертывание предложений в текст;
- Написание небольших текстов по образцу (словарная статья, образец применения правила).
Одним из важнейших коммуникативных умений является совершенствование написанного текста. Мы практикуем в работе со школьниками 8-9 классов задание на редактирование:
- Определение ошибок в построении текста;
- В передаче его содержания;
- В исправлении допущенных ошибок.
Таким образом, опора на текст как основную дидактическую единицу способствует формированию коммуникативных умений школьников.
Литература:
- Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003, с.279
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М., 1998, с.171