Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Уже несколько лет в школе, где я работаю, разрабатывается идея внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Меня заинтересовала возможность применения компьютера на уроках в младших классах.

Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

Рассмотрим применение компьютерных средств на примере одной из сквозных тем, изучаемых в курсе «Окружающий мир» А.А.Плешакова. Эта тема – «Разнообразие растительного мира».

В 1 классе у детей больше развито непроизвольное внимание, ведущим видом деятельности является игровая, слаба учебная мотивация. Большой проблемой при изучении «Окружающего мира» на этом этапе является то, что не все дети умеют читать. Следовательно, объяснение нового материала может вестись только в наглядной форме, с применением большого количества картинок. Исходя из психологических особенностей учащихся данного возраста, урок строим по следующим принципам (картинки "кликабельны").


  • Начало урока должно быть ярким, чтобы привлечь внимание ребёнка к учебному материалу. Поэтому появляются сказочные герои, красивые картинки. Урок по теме «Что растёт на клумбе?» начинается необычно. На экране компьютера расцвёл сказочный цветок, поприветствовал ребят и пригласил их отправиться в путешествие в мир декоративных растений.

  • В ходе урока требуется большое количество анимации, иллюстраций для объяснения процессов, происходящих в природе. Для их поиска мы используем возможности Интернета. Тему «Части растений» ребята лучше усвоили, увидев на экране корень, стебель, листья, цветок, соединившиеся в итоге в целое растение.
  • Компьютер предоставляет также большие возможности для расширения кругозора и пополнения лексического запаса учеников. Например, объяснение нового материала на уроке по теме «Что растёт на подоконнике?» можно построить в виде презентации, демонстрирующей ряд изображений комнатных растений в сопровождении анимации, спецэффектов. Использование на уроке компьютерной презентации позволило несколько раз продемонстрировать те растения, которые ученики плохо запомнили.

Во 2 классе дети уже научились читать, обогатился их словарный запас, внимание стало в большей степени произвольным. Поэтому основной упор в деятельности на уроке делаем на работу с учебником. Но для объяснения нового материала используем мультимедийные презентации, которые дают ребёнку и текстовую, и наглядную информацию.


  • Так как дети научились читать, то на уроках на экране компьютера появляются загадки, шарады, ребусы, кроссворды, викторины. Изучение нового материала по теме «Какие бывают растения» ребята начали с отгадывания загадок. Правильность своих ответов они проверяли по появляющимся картинкам.

  • У учеников данного возраста хорошо сформированы процессы обобщения, выделения существенных признаков предметов, классификации. В ходе урока, построенного с использованием компьютерной презентации, дети учатся самостоятельно делать выводы, отвечая на наводящие вопросы, опираясь на картинки и анимацию. Поэтому в презентации важно включать задания вида «Найди отличия», «Исключи лишнее», «Раздели на группы». На уроке по теме «Какие бывают растения» ученикам было предложено из одного и того же набора картинок, демонстрируемого на экране компьютера, выбрать сначала деревья, затем кустарники, затем травянистые растения. После этого они выделяли существенные признаки в каждой группе. Результаты обсуждения выводились на экран. В итоге урока ребята, опираясь на слайд презентации, провели классификацию растений.

В 3 классе начинаем привлекать учеников к самостоятельному общению с компьютером. Поэтому некоторые уроки окружающего мира проводятся в компьютерном классе совместно с учителем информатики.


  • Ребятам предлагаются дидактические игры, которые помогают им закреплять материал по изученным темам. На уроке по теме «Солнце, растения и мы с вами» детям было предложено на компьютере заполнить схемы «Дыхание растений» и «Питание растений». С этой целью я использую обучающие программы.

  • К 9-10 годам у учащихся уже хорошо сформировано умение сотрудничать в коллективе при выполнении заданий. Поэтому часто на уроках мы используем групповые формы работы. Работая в группах, ученики находят ответы на проблемные вопросы, выполняют на компьютере творческие задания. Например, на уроке по теме «Размножение и развитие растений» ребята должны были соединить растения и способ их размножения. Конечно, эта деятельность ведётся под постоянным контролем и с помощью педагогов.

В 4 классе мы ставим своей целью начать учить ребят самостоятельно находить знания с помощью компьютера.


  • В ходе уроков ребята знакомятся с электронными справочниками («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др. и электронными учебниками (например, «Естествознание. 5 класс», «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.4 класс»). К концу года дети при подготовке к урокам самостоятельно пользуются этими учебными пособиями.
  • Открывается хорошая перспектива в области творческого применения информационных технологий не только на уроке, но и в домашней подготовке учащихся. Ребята получают задание подготовить доклад-сообщение по теме урока. Некоторые ученики с помощью родителей делают простые презентации к своим выступлениям. В течение года каждый ученик хотя бы один раз выполняет подобное творческое задание.

  • Итоговый контроль в 4 классе по программе «Окружающий мир» можно организовать в форме компьютерного теста. Детей радует возможность «общения» с компьютером, смена обстановки, нетрадиционная форма урока. Ученики хорошо понимают, что каждый заработал ту оценку, которую заслужил. Так, изучив тему «Растениеводство», ребята ответили на вопросы компьютерного теста.

В заключение хочется сказать одно: мои ребята очень разные, они отличаются по способностям, интересам, но их роднит одно: любовь к родному краю, стремление лучше узнать его, которые привито детям благодаря использованию на уроках окружающего мира компьютерных технологий. А всё это напрямую влияет на качество знаний учеников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // М.: ACADEMIA, 2002.
  2. Г.П. Рябов. Новые информационные технологии: чудо или мираж? // «Педагогическое обозрение», №3, 2006.