Цель урока: Дать представление об овощах и фруктах, о витаминах.
Задачи урока:
Образовательные:
- Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
- Сформировать у детей представление о витаминах, раскрыть их значение для здоровья человека.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции, творческие способности;
- Развивать логическое мышление, внимание, речь, воображение, интерес к предмету.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательную активность, культуру общения, бережное отношение к своему здоровью;
- Способствовать повышению работоспособности на уроке, формированию положительного эмоционального настроя.
Оборудование:
- Карточки с названиями станций;
- Картинка с изображением поезда;
- Рисунки с овощами, фруктами;
- Плакат с кроссвордом; картинки с изображением витаминов А, В и С;
- Рисунки с героями – Мудрая Черепаха, Муравьишка, Злючка-Грязючка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
– Внимание, внимание!
Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску.
– Догадайтесь, на чем мы с вами поедем:
Кто на бегу,
Пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя,
Да и меня с тобой?
(Поезд)
2. Постановка проблемного вопроса.
– В ходе путешествия мы должны ответить на вопрос “Почему нужно есть много овощей и фруктов?”.
Итак, отправляемся в путь.
3. Изучение нового материала.
– Ребята, сейчас вам надо узнать название первой станции. Послушайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима:
Хозяйка однажды
С базара пришла,
Хозяйка с базара
Домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу…
– Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка?
– Как назвать одним словом все это?
+ Овощи.
– Кто догадался, какая станция ждет нас впереди?
+ “Овощная” станция.
Ждут здесь овощи ребят,
Они загадки загадать хотят!
Как на нашей грядке
Выросли загадки:
1.
Сочные, да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют.
К осени краснеют.
(Помидоры).
2.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец).
3.
Скинул с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка.
(Лук).
4.
Маленький, горький,
Луку брат.
(Чеснок).
5.
Щеки розовы, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редис).
6.
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко
Что это?
(Репка).
– Какие овощи еще изображены на рисунках?
+ Свекла, морковь, дыня.
– Отгадайте, какие овощи еще ждут вас:
7.
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
По кустом …
(Картошка).
8.
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла .
Голова велика
Только шея тонка.
(Тыква).
9.
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох).
10.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста).
– Какие овощи вы еще знаете?
+ Баклажаны, перец, кабачок.
4. Работа в тетради (практическая работа):
– Мудрая Черепаха решила сварить борщ.
– Откройте рабочие тетради на стр. 43 (задание 2).
Подскажите Мудрой Черепахе, из чего приготовить это блюдо.
– Ребята, как много овощей вы знаете! А
Муравьишка задумался, как отличить овощи?
Помогите ему.
+ Овощи растут на грядках.
– Нам пора спешить на следующую станцию, ее
жители уже ждут нас, но посмотрите, что говорят
нам овощи:
Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!
5. Физкультминутка.
“По дорожке”
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И опять пешком пойдем.
6. Продолжение изучения нового материала.
– Что изображено на рисунках?
+ Фрукты.
– Догадайтесь, как называется вторая станция?
+ “Фруктовая” станция.
– Ребята, фрукты приготовили для вас задание. Но
сначала давайте подумаем, как отличить фрукты от
овощей?
+ Фрукты растут в саду, а овощи в огороде. Фрукты
сладкие, кроме лимона, а овощи нет.
7. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунок на стр. 104 учебника,
соедините линиями названия только фруктов и
рисунки красным карандашом.
– Какие из этих фруктов выращивают в нашей
местности?
– А какие привозят из далеких краев?
8. Работа в тетради (практическая работа).
– Муравьишка решил сварить компот. Откройте
рабочие тетради на стр. 43 (задание 2).
– Давайте поможем Муравьишке сварить компот.
– А вот и задание для вас, которое приготовили
фрукты.
– Впишите названия фруктов в кроссворд и вы
прочитаете новое слово.
– Ребята, как вы думаете, почему появилось это
слово?
– А вы знаете, что витамины – это вещества,
которые содержатся в овощах и фруктах, они
полезны для организма человека.
– А теперь попробуйте ответить на вопрос
Муравьишки “Почему нужно есть много овощей и
фруктов?”
+ Они полезные, в них много витаминов.
– Прочитайте слова Мудрой Черепахи на стр. 105
учебника и скажите: “Почему надо есть овощи и
фрукты?”
+ В них много витаминов и других полезных веществ.
Без витаминов человек болеет.
9. Физкультминутка.
– Нас ждет следующая станция, но впереди препятствие: речка!
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно осветились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной рукой – это кроль.
Все как один, плывем как дельфин,
Вышли на берег крутой,
Но не отправимся домой.
– Нам еще рано домой. Ведь впереди нас ждут очень полезные друзья – Витамины, которые нас ждут на станции “Витаминная”.
10. Работа по учебнику.
– Давайте познакомимся с ними на странице 105
учебника.
– Посмотрите, в зеленой одежде нас встречает
витамин А, в синей одежде – витамин В, в красной –
витамин С.
– Что в руках у друзей-Витаминов?
+ Корзины с овощами и фруктами.
– А почему у них разные овощи и фрукты?
+ В разных овощах и фруктах содержатся разные
витамины.
– Рассмотрите, что лежит в корзине у витамина А?
+ Морковь, капуста, помидоры.
– Почему в его корзине только эти овощи?
+ В них содержится витамин А.
– Прочитайте, что говорит нам витамин А?
– Почему надо есть продукты, в которых есть
витамин А?
+ Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь
крепкие зубы.
– Рассмотрите, что лежит в корзине у витамина В?
+ Свекла, яблоки, редиска.
– Почему в его корзине только эти овощи и фрукты?
+ В них содержится витамин В.
– Прочитайте, что говорит нам витамин В?
– Для чего нужен витамин В?
+ Чтобы быть сильными, иметь хороший аппетит, не
огорчаться и не плакать по пустякам.
– Рассмотрите, что лежит в корзине у витамина С?
+ Черная и красная смородина, лимон и лук.
– Почему в его корзине только эти овощи и фрукты?
+ В них содержится витамин С.
– Прочитайте, что говорит нам витамин С?
– Для чего нужен витамин С?
+ Чтобы реже простужаться, быть добрым, быстрее
выздоравливать при болезни.
11. Закрепление.
– Ребята, посмотрите, что любит Муравьишка?
+ Морковку.
– Какой витамин есть в моркови?
+ Витамин А.
– А что будет с Муравьишкой, если он будет есть
только морковку?
+ Он все равно может заболеть, т.к. он не ест
витамины В и С. Он может простудиться, не будет
сильным, будет иметь плохой аппетит.
– Какой вывод можно сделать?
+ Надо есть овощи и фрукты, потому что в них разные
витамины и полезные вещества.
– Для чего организму человека нужны витамины?
+ Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие
зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит,
не огорчаться, не плакать по пустякам, чтобы реже
простужаться, быть бодрым, быстрее
выздоравливать при болезни.
– Муравьишка выкопал морковку и понес ее домой.
На его пути появилась Злючка-Грязючка.
– Да, она любит грязь. А что должен сделать
Муравьишка, чтобы она не появилась?
– Давайте отправимся на последнюю станцию
города Здоровейска “Чистюлькино”.
– Так что должен сделать Муравьишка, чтобы она не
появилась?
+ Вымыть морковку.
– Да, Муравьишка знает это правило. Давайте
прочитаем, что он нам говорит.
– Почему надо мыть овощи и фрукты?
12. Итог урока.
– Наше путешествие по городу Здоровейску
подошло к концу.
– Ребята, что нового и полезного вы сегодня
узнали?
+ Надо есть больше овощей и фруктов. Надо мыть
овощи и фрукты.
– Почему надо есть много овощей и фруктов?
Литература:
- Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрктного мышления / О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: Астрель: АСТ, 2007.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). Практические разработки физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.
- Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов (1-2 классы). – М. ТЦ Сфера, 2002.
- Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: занимательные материалы. – Выпуск 2 / автор-составитель Н.А.Касаткина, - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7