Урок-праздник по развитию речи в начальной школе по теме "Главное слово весны"

Разделы: Начальная школа


“Красота и доброта – две родные сестры.”
Феликс Дзержинский.

Цели: обобщить знания о весенних изменениях в природе, углубить и расширить знания о некоторых видах растений и животных, воспитывать любовь к родной природе, любовь к красивому, доброму, развивать внимание, смекалку, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, а особенно речь.

Оборудование: плакат – Весна, плакаты – Стихи, загадки, пословицы, поговорки о весне, растениях и о животных, короны с изображением растений и животных, деревьев и насекомых. Кроссворд, живая зелень распустившихся веток дерева.

Учитель: Встаньте, дети, возьмитесь за руки, повернитесь друг к другу, скажите доброе слово соседу и нашим гостям. Начинаю свой урок со слов, а вы определите, какой это урок.

“И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское слово,
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим и от плена спасем.”
Анна Ахматова

“Язык наш – учитель, (Дети: урок развития речи.)
А каждое слово – урок.”

Учитель: последние слова нашего прошлого урока были такие: “Красота и доброта – две родные сестры”. Смысл этих слов мы должны раскрыть в нашей большой теме сегодня “Главное слово весны”, запомнить их и подготовиться к сочинению.

Учитель:

“Сквозь снег и туман, сквозь снежные бури
Пробился на землю единственный лучик,
Записку от солнца принес он сорокам:
Крепитесь! Мужайтесь! Что? Недалеко? (Весна)”

Учитель: Давайте вспомним: какая весна бывает? Какая она придет?

Дети: (ранняя, солнечная, долгожданная, теплая, приветливая, красная, яркая, дождливая).

Учитель: назовите её действия?

Дети: (наступает, грядет, собирается, улыбается, воодушевляет, завораживает, расцветает, освежает, шагает, приближается и т.д.).

Учитель: с чем же весна придет?

Дети: (с песнями птиц, с дождями, с солнышком ярким, с весенними говорливыми ручейками и т.д.).

Учитель: Как, когда она может прийти?

Дети: (внезапно, неожиданно, скоро, быстро, торопливо и т.д.).

Учитель: Готовясь к уроку, вы подбирали дома слова, которые можно отнести к теме: ”Весна”. Приклейте листочки со словами на доску!

(свежесть, солнышко, оттепель, прохлада, ручеёк, вдохновение, воодушевление, радость, душистая и др.)

Учитель: Давайте составим предложения о весне.

Дети: (

  1. К нам весна шагает быстрыми шагами.
  2. Весна душистая повеяла крылом.
  3. Теплей и ярче солнце стало.
  4. Пройдет зима холодная, наступят дни весенние.)

Учитель: проверка домашнего задания по группам.

1-я группа приготовила загадки:

1 ученик:

Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

2 ученик:

Яростно река ревет и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернется,
В небе жаворонка трель. Кто же к нам придет?
(Апрель)

3 ученик:

Зеленеет даль полей, запевает соловей.
Белый свет оделся, пчелы первые летят,
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?
(Май)

2-я группа готовила пословицы:

1 ученик: Февраль три часа дня прибавляет.

2 ученик: На Сретенье 2-го февраля зима с весной встретились.

3 ученик: Вьюги да метели под февраль полетели.

4 ученик: Весна да осень – на дню погод 8.

Учитель: Я вам тоже скажу по одной пословице на каждый весенний месяц:

  • Март у матери – зимы шубу купил, а через три дня её продал. Как понять?
  • Апрель – месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума. Почему?
  • В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается. Объяснить.

Молодцы.

3-я группа приготовила скороговорки.

1 ученик: Валин валенок провалился в проталинок (повторить несколько раз)

2 ученик: Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Кто повторит?)

3 ученик: Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок. (Повторяют 5-6 человек).

4 ученик: Дятел дерево долбит, день деньской хору дробит. (Кто повторит?)

4-я группа приготовила нам приметы-изречения.

1 ученик: 20-е марта – день Василия Капельника. В это время особенно тают снега, наступает время капели.

2 ученик: 14-е марта – Марья Зажги снега. Если разлив рек на Марью, летом будет много травы.

3 ученик: 12-е апреля – Родион Певучие воды. В это время шумит река, несутся льдины.

4 ученик: 26 мая. В этот день появляются комары.

Учитель: Молодцы, ребята. Что ни говори, а зима не хочет уходить.

– По какому признаку мы видим, что зима продолжается?

(Снега много)

– Проведем игру “Да или нет”.

  1. Он уже не пышный? (Нет)
  2. Он уже не лыжный? (Нет)
  3. Он не из ваты? (Нет)
  4. Он ноздреватый? (Да)
  5. Он уже не белый? (Нет)
  6. Он потемнелый? (Да)
  7. Старый, добрый? (Снег)

Учитель: Ребята, а почему снег потемнелый, ноздреватый? (Да потому, что наступает весна.) Да, правильно, ребята.

Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик,
Всё весною пахнет.

А вы слышали выражение “Весною пахнет”? Как это понять? Чем пахнет? (Свежестью, веет теплым ветерком, черемуха цветёт).

А кто знает и кто расскажет стихотворение о весне?

1 ученик:

“Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит
И мертвый в поле стебль колышет
И ели ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну услышала она,
И ей невольно улыбнулась.”

Учитель: Молодец, очень хорошо!

2 ученик:

“Весна, весна, как воздух чист,
Как ясен небосклон.
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна, как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.”
(Е. Баратынский)

Учитель: Молодец. А чьи это стихи? Да, ребята, замечательно. Вот, что значит владеть словом. А вот, например, больше 200 лет прошло со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. А мы его слово слышим сейчас, как будто он рядом. Вот и сегодня мы с вами не случайно занимаемся развитием речи, чтобы и ваше слово было всегда красивым, ярким, праведным, добрым.

Учитель: Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением. На Руси весну звали и пели ей песню. Ну, например:

“Мы весняночку споем,
Весну красну позовем.
Ой, споем, ой, споем,
Весну красну позовем.”

(Дети поют вместе с учителем повторно.)

Давайте разделимся на группы и попробуем разбудить весну. (Деревья, кусты, травы, насекомые, звери, птицы.)

– Кто помогает оживлять природу? Кто же главный у вас? Узнайте из строчек.

“Своей лазурию живой слепит мне очи он”. (Солнечный лучик).

– Выберите в каждой группе ваш солнечный лучик, т.е. главного.

– У вас на партах материал. Внимательно прочитайте, разберитесь в нём и приготовьтесь к ответам.

Учитель: Деревья, кусты и травы, готовы ли вы нарядить природу? (Да)

Птицы, а вы готовы лечить и наполнять звуками природу? (Да)

Насекомые, готовы ли вы к возрождению новой жизни? (Да)

Звери, готовы ли вы украшать лес? (Да)

А вы, ребята, готовы ли вы охранять природу? (Да)

1-я группа.

1 ученик: Вот-вот и хлопнет почкой тополь, как ветки к солнцу поднялись.

Вот-вот на днях цветным потоком заблещет дол, заблещет высь!

(Дети стоя в затылок друг другу, изображают дерево)

2-я группа.

1 ученик: Скворец прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Хороша весенняя песенка этих птиц.

2 ученик:

Дремлет лес, ни звука. Лес не шелестит.
Только жаворонок в воздухе летит.

3 ученик:

Ты послушай поутру,
Как синички тенькают в саду.
С ветки на ветку все летают,
Петь вольным птицам помогают.

4 ученик:

Сколько гибнет их, не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Учитель: Молодцы, ребята. “Приручите птиц в мороз к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.”

3-я группа.

1 ученик: барсук просыпается рано в феврале и ждет, когда мышки забегают, ящерицы выйдут, жуки выползут.

2 ученик: Бурундук уже проснулся, часто выбегает посмотреть на первую оттепель.

3 ученик: Уже начинают выходить из нор суслики. Раскупоривают свои норки сурки и просыпаются первые летучие мыши.

4 ученик: В марте просыпается медведь в своей берлоге. С этого времени он уже не спит, а так, слегка дремлет, ждет подходящей погоды.

4-я группа.

Приготовила кроссворд о насекомых (Приложение)

Учитель: Конечно, проснутся сейчас и деревья, и кусты, и птицы, насекомые и звери, побегут ручьи.

Ребята, а вы хотели бы попускать кораблики по весенним ручейкам? (Да)

Тогда каждый из вас сделает кораблик и будет передавать по кругу друг другу. А мы придумаем желание любое, поздравление бабушке в деревню с 8м марта. Каждый из вас говорит слово или мысль, чтобы получилась связная речь, т.е. красивая поздравительная открытка. А кораблик ваш передаст бабушке кусочек тепла, доброты, весеннего настроения, крепкого здоровья. (Каждый ученик говорит поочередно).

“Дорогая1 моя2 бабушка3. Поздравляю4 тебя5 с днем6 8е марта7. Желаю8 тебе9 крепкого10 здоровья11 и большого12 счастья13. Я14 очень15 соскучилась16 и хочу17, чтобы18 ты19 приехала20 к нам21 в гости22. Передавай23 привет24 дедушке25 и коту26 Ваське27.”

Учитель: молодцы, ребята!

Каждая группа получит ещё задание.

1-я группа готовит устный рассказ, 2-я группа – две девочки у доски рисуют картинки весны (одновременно), 3я группа – на партах деформированный текст. Составить предложения по порядку. 4я группа – кто-то сочинит стихи или строчки о весне.

3я группа составила такой текст: В мае распускается один из самых изящных и красивых цветов – ирис. Назван он так в древности по имени греческой богини радуги Ириды. И на самом деле, ирис – это живая радуга.

Минутка сюрпризов.

1 сюрприз: подарить детям веточки зелени, заранее приготовленные. (За хорошие ответы).

Учитель: И правда, весна наступает! Давайте позовем весну!

1 ученик: Приди, весна красная!

2 ученик: Приди, весна, с радостью!

3 ученик: Весна, просим милости к нам!

Разбудив поля от сна, по дороге санной
Нынче в лес придет весна гостьей долгожданной.
И березовые пни словно просияли,
Шапки снежные они перед гостьей сняли!

2 сюрприз: Заходит весна (девочка красивая, нарядная, в костюме весны, с длинной косой, на голове венок). Встречаем ее с пряниками.

Весна:

“Я нашей встрече тоже рада, пришла я вновь, настал мой час.
И сегодня вам, ребята, я хочу всем пожелать –
Не дарите друг другу черемухи цвет, боль сирени и вопли жасмина.
Будьте шедры душой, не тревожа кустов. Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу, берегите красу первозданную.
Когда с поля ромашки в охапках несут, мне становится грустно и страшно.
Подарите друг другу ромашковый луг, васильковое поле, ржаное,
Подарите березу иль Царственный дуб, только пусть это будет живое!”

Весна: А теперь я задам вопросы любознательным.

  1. Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей).
  2. Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее).
  3. Какая птица никогда в жизни не садится на землю? (Это стриж. У него очень длинные крылья, а вот ноги совсем короткие.)
  4. Кто спит в полете? (В полете спит стриж, который проводит в воздухе большую часть своей жизни.)
  5. У какой птицы нет голоса? (У аиста нет голосовых связок, и он не имеет голоса. Иногда аист может шипеть.)
  6. Какая птица с наступлением весны бормочет: «Куплю балахон, продам шубу»? (Это тетерев-косач).
  7. Какие птицы прилетают к нам весной последними? (Иволги.)

Учитель: Дети, я думаю, что только ваше доброе сердце, любовь ко всему живому, щедрость души, забота, ласка, внимание сохранит всю красоту нашей природы и доброту ваших душ! Это делает человек! “А в человеке должно быть все прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли.” (А.П. Чехов)

Итог урока:

Вот и закончился наш урок. Я думаю, вы хорошо будете готовы написать сочинение: “Главное слово весны”. Так какое главное слово весны? (Дети называют множество слов, и каждое для них есть главное.) Смысл слов “красота” и “доброта” заключается в каждом весеннем слове, в каждом цветочке, в каждом живом существе, в красоте поступков самых добрых людей. Красота – это, когда нет ничего лишнего, а доброта таится в добром, который не совершит ничего лишнего. «Красота и доброта» – две родные сестры.

Вдруг стук в дверь. В класс вошел человек. Это почтальон. Он вошел шустро, быстро, улыбался, потому что за окном все ярче светило солнышко и на его пальто не оставалось ни одной снежинки. Он принес приглашение: «Дорогие ребята! Приглашаем вас в клуб юных сочинителей и фантазеров. Членом нашего клуба может быть тот, кто сочинит стихотворение или рассказ о весне».

Дети поднимают руки.

1-й ученик: У меня уже готов отрывок к сочинению: «Однажды я выйду на прогулку еще до восхода солнца и сразу услышу крики грачей. Значит грачи объявляют весну! Они суетятся, кричат, прыгают по веткам».

2-й ученик: А я знаю стихотворение о весне.

«Яркий луч скользнет в оконной раме
Сразу в классе веселей.
От цветов с лиловыми кудрями,
Первенцев весенних светлых дней.
И дружней решаются задачи,
Оживают цифры, краски карт –
Будто сразу стало все иначе,
И сама весна идет средь парт.»

Учитель: Это стихотворение, которое написал А. Фет, я прочитаю вам, ребята, для того, чтобы подвести итог всей нашей работы в подготовке к сочинению. Желающие выучат наизусть.

“Это утро, радость эта, эта мощь и дня, и света.
Этот синий свод, этот крик вереницы, эти стаи, эти птицы, этот говор вод.
Эти ивы и березы, эти капли – эти слезы, это пух – не лист,
Эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчелы, этот зык и свист.
Эти зори без затменья, этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна.
Эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели.
Это всё – весна.”
А. Фет.

Урок закончен, до новых встреч!