“Красота и доброта – две родные сестры.”
Феликс Дзержинский.
Цели: обобщить знания о весенних изменениях в природе, углубить и расширить знания о некоторых видах растений и животных, воспитывать любовь к родной природе, любовь к красивому, доброму, развивать внимание, смекалку, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, а особенно речь.
Оборудование: плакат – Весна, плакаты – Стихи, загадки, пословицы, поговорки о весне, растениях и о животных, короны с изображением растений и животных, деревьев и насекомых. Кроссворд, живая зелень распустившихся веток дерева.
Учитель: Встаньте, дети, возьмитесь за руки, повернитесь друг к другу, скажите доброе слово соседу и нашим гостям. Начинаю свой урок со слов, а вы определите, какой это урок.
“И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское слово,
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим и от плена спасем.”
Анна Ахматова“Язык наш – учитель, (Дети: урок развития речи.)
А каждое слово – урок.”
Учитель: последние слова нашего прошлого урока были такие: “Красота и доброта – две родные сестры”. Смысл этих слов мы должны раскрыть в нашей большой теме сегодня “Главное слово весны”, запомнить их и подготовиться к сочинению.
Учитель:
“Сквозь снег и туман, сквозь снежные бури
Пробился на землю единственный лучик,
Записку от солнца принес он сорокам:
Крепитесь! Мужайтесь! Что? Недалеко? (Весна)”
Учитель: Давайте вспомним: какая весна бывает? Какая она придет?
Дети: (ранняя, солнечная, долгожданная, теплая, приветливая, красная, яркая, дождливая).
Учитель: назовите её действия?
Дети: (наступает, грядет, собирается, улыбается, воодушевляет, завораживает, расцветает, освежает, шагает, приближается и т.д.).
Учитель: с чем же весна придет?
Дети: (с песнями птиц, с дождями, с солнышком ярким, с весенними говорливыми ручейками и т.д.).
Учитель: Как, когда она может прийти?
Дети: (внезапно, неожиданно, скоро, быстро, торопливо и т.д.).
Учитель: Готовясь к уроку, вы подбирали дома слова, которые можно отнести к теме: ”Весна”. Приклейте листочки со словами на доску!
(свежесть, солнышко, оттепель, прохлада, ручеёк, вдохновение, воодушевление, радость, душистая и др.)
Учитель: Давайте составим предложения о весне.
Дети: (
- К нам весна шагает быстрыми шагами.
- Весна душистая повеяла крылом.
- Теплей и ярче солнце стало.
- Пройдет зима холодная, наступят дни весенние.)
Учитель: проверка домашнего задания по группам.
1-я группа приготовила загадки:
1 ученик:
Дует теплый южный ветер, снег чернеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
2 ученик:
Яростно река ревет и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернется,
В небе жаворонка трель. Кто же к нам придет?
(Апрель)
3 ученик:
Зеленеет даль полей, запевает соловей.
Белый свет оделся, пчелы первые летят,
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?
(Май)
2-я группа готовила пословицы:
1 ученик: Февраль три часа дня прибавляет.
2 ученик: На Сретенье 2-го февраля зима с весной встретились.
3 ученик: Вьюги да метели под февраль полетели.
4 ученик: Весна да осень – на дню погод 8.
Учитель: Я вам тоже скажу по одной пословице на каждый весенний месяц:
- Март у матери – зимы шубу купил, а через три дня её продал. Как понять?
- Апрель – месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума. Почему?
- В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается. Объяснить.
Молодцы.
3-я группа приготовила скороговорки.
1 ученик: Валин валенок провалился в проталинок (повторить несколько раз)
2 ученик: Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Кто повторит?)
3 ученик: Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок. (Повторяют 5-6 человек).
4 ученик: Дятел дерево долбит, день деньской хору дробит. (Кто повторит?)
4-я группа приготовила нам приметы-изречения.
1 ученик: 20-е марта – день Василия Капельника. В это время особенно тают снега, наступает время капели.
2 ученик: 14-е марта – Марья Зажги снега. Если разлив рек на Марью, летом будет много травы.
3 ученик: 12-е апреля – Родион Певучие воды. В это время шумит река, несутся льдины.
4 ученик: 26 мая. В этот день появляются комары.
Учитель: Молодцы, ребята. Что ни говори, а зима не хочет уходить.
– По какому признаку мы видим, что зима продолжается?
(Снега много)
– Проведем игру “Да или нет”.
- Он уже не пышный? (Нет)
- Он уже не лыжный? (Нет)
- Он не из ваты? (Нет)
- Он ноздреватый? (Да)
- Он уже не белый? (Нет)
- Он потемнелый? (Да)
- Старый, добрый? (Снег)
Учитель: Ребята, а почему снег потемнелый, ноздреватый? (Да потому, что наступает весна.) Да, правильно, ребята.
Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик,
Всё весною пахнет.
А вы слышали выражение “Весною пахнет”? Как это понять? Чем пахнет? (Свежестью, веет теплым ветерком, черемуха цветёт).
А кто знает и кто расскажет стихотворение о весне?
1 ученик:
“Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит
И мертвый в поле стебль колышет
И ели ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну услышала она,
И ей невольно улыбнулась.”
Учитель: Молодец, очень хорошо!
2 ученик:
“Весна, весна, как воздух чист,
Как ясен небосклон.
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна, как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.”
(Е. Баратынский)
Учитель: Молодец. А чьи это стихи? Да, ребята, замечательно. Вот, что значит владеть словом. А вот, например, больше 200 лет прошло со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. А мы его слово слышим сейчас, как будто он рядом. Вот и сегодня мы с вами не случайно занимаемся развитием речи, чтобы и ваше слово было всегда красивым, ярким, праведным, добрым.
Учитель: Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением. На Руси весну звали и пели ей песню. Ну, например:
“Мы весняночку споем,
Весну красну позовем.
Ой, споем, ой, споем,
Весну красну позовем.”
(Дети поют вместе с учителем повторно.)
Давайте разделимся на группы и попробуем разбудить весну. (Деревья, кусты, травы, насекомые, звери, птицы.)
– Кто помогает оживлять природу? Кто же главный у вас? Узнайте из строчек.
“Своей лазурию живой слепит мне очи он”. (Солнечный лучик).
– Выберите в каждой группе ваш солнечный лучик, т.е. главного.
– У вас на партах материал. Внимательно прочитайте, разберитесь в нём и приготовьтесь к ответам.
Учитель: Деревья, кусты и травы, готовы ли вы нарядить природу? (Да)
Птицы, а вы готовы лечить и наполнять звуками природу? (Да)
Насекомые, готовы ли вы к возрождению новой жизни? (Да)
Звери, готовы ли вы украшать лес? (Да)
А вы, ребята, готовы ли вы охранять природу? (Да)
1-я группа.
1 ученик: Вот-вот и хлопнет почкой тополь, как ветки к солнцу поднялись.
Вот-вот на днях цветным потоком заблещет дол, заблещет высь!
(Дети стоя в затылок друг другу, изображают дерево)
2-я группа.
1 ученик: Скворец прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Хороша весенняя песенка этих птиц.
2 ученик:
Дремлет лес, ни звука. Лес не шелестит.
Только жаворонок в воздухе летит.
3 ученик:
Ты послушай поутру,
Как синички тенькают в саду.
С ветки на ветку все летают,
Петь вольным птицам помогают.
4 ученик:
Сколько гибнет их, не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Учитель: Молодцы, ребята. “Приручите птиц в мороз к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.”
3-я группа.
1 ученик: барсук просыпается рано в феврале и ждет, когда мышки забегают, ящерицы выйдут, жуки выползут.
2 ученик: Бурундук уже проснулся, часто выбегает посмотреть на первую оттепель.
3 ученик: Уже начинают выходить из нор суслики. Раскупоривают свои норки сурки и просыпаются первые летучие мыши.
4 ученик: В марте просыпается медведь в своей берлоге. С этого времени он уже не спит, а так, слегка дремлет, ждет подходящей погоды.
4-я группа.
Приготовила кроссворд о насекомых (Приложение)
Учитель: Конечно, проснутся сейчас и деревья, и кусты, и птицы, насекомые и звери, побегут ручьи.
Ребята, а вы хотели бы попускать кораблики по весенним ручейкам? (Да)
Тогда каждый из вас сделает кораблик и будет передавать по кругу друг другу. А мы придумаем желание любое, поздравление бабушке в деревню с 8м марта. Каждый из вас говорит слово или мысль, чтобы получилась связная речь, т.е. красивая поздравительная открытка. А кораблик ваш передаст бабушке кусочек тепла, доброты, весеннего настроения, крепкого здоровья. (Каждый ученик говорит поочередно).
“Дорогая1 моя2 бабушка3. Поздравляю4 тебя5 с днем6 8е марта7. Желаю8 тебе9 крепкого10 здоровья11 и большого12 счастья13. Я14 очень15 соскучилась16 и хочу17, чтобы18 ты19 приехала20 к нам21 в гости22. Передавай23 привет24 дедушке25 и коту26 Ваське27.”
Учитель: молодцы, ребята!
Каждая группа получит ещё задание.
1-я группа готовит устный рассказ, 2-я группа – две девочки у доски рисуют картинки весны (одновременно), 3я группа – на партах деформированный текст. Составить предложения по порядку. 4я группа – кто-то сочинит стихи или строчки о весне.
3я группа составила такой текст: В мае распускается один из самых изящных и красивых цветов – ирис. Назван он так в древности по имени греческой богини радуги Ириды. И на самом деле, ирис – это живая радуга.
Минутка сюрпризов.
1 сюрприз: подарить детям веточки зелени, заранее приготовленные. (За хорошие ответы).
Учитель: И правда, весна наступает! Давайте позовем весну!
1 ученик: Приди, весна красная!
2 ученик: Приди, весна, с радостью!
3 ученик: Весна, просим милости к нам!
Разбудив поля от сна, по дороге санной
Нынче в лес придет весна гостьей долгожданной.
И березовые пни словно просияли,
Шапки снежные они перед гостьей сняли!
2 сюрприз: Заходит весна (девочка красивая, нарядная, в костюме весны, с длинной косой, на голове венок). Встречаем ее с пряниками.
Весна:
“Я нашей встрече тоже рада, пришла я вновь, настал мой час.
И сегодня вам, ребята, я хочу всем пожелать –
Не дарите друг другу черемухи цвет, боль сирени и вопли жасмина.
Будьте шедры душой, не тревожа кустов. Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу, берегите красу первозданную.
Когда с поля ромашки в охапках несут, мне становится грустно и страшно.
Подарите друг другу ромашковый луг, васильковое поле, ржаное,
Подарите березу иль Царственный дуб, только пусть это будет живое!”
Весна: А теперь я задам вопросы любознательным.
- Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей).
- Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее).
- Какая птица никогда в жизни не садится на землю? (Это стриж. У него очень длинные крылья, а вот ноги совсем короткие.)
- Кто спит в полете? (В полете спит стриж, который проводит в воздухе большую часть своей жизни.)
- У какой птицы нет голоса? (У аиста нет голосовых связок, и он не имеет голоса. Иногда аист может шипеть.)
- Какая птица с наступлением весны бормочет: «Куплю балахон, продам шубу»? (Это тетерев-косач).
- Какие птицы прилетают к нам весной последними? (Иволги.)
Учитель: Дети, я думаю, что только ваше доброе сердце, любовь ко всему живому, щедрость души, забота, ласка, внимание сохранит всю красоту нашей природы и доброту ваших душ! Это делает человек! “А в человеке должно быть все прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли.” (А.П. Чехов)
Итог урока:
Вот и закончился наш урок. Я думаю, вы хорошо будете готовы написать сочинение: “Главное слово весны”. Так какое главное слово весны? (Дети называют множество слов, и каждое для них есть главное.) Смысл слов “красота” и “доброта” заключается в каждом весеннем слове, в каждом цветочке, в каждом живом существе, в красоте поступков самых добрых людей. Красота – это, когда нет ничего лишнего, а доброта таится в добром, который не совершит ничего лишнего. «Красота и доброта» – две родные сестры.
Вдруг стук в дверь. В класс вошел человек. Это почтальон. Он вошел шустро, быстро, улыбался, потому что за окном все ярче светило солнышко и на его пальто не оставалось ни одной снежинки. Он принес приглашение: «Дорогие ребята! Приглашаем вас в клуб юных сочинителей и фантазеров. Членом нашего клуба может быть тот, кто сочинит стихотворение или рассказ о весне».
Дети поднимают руки.
1-й ученик: У меня уже готов отрывок к сочинению: «Однажды я выйду на прогулку еще до восхода солнца и сразу услышу крики грачей. Значит грачи объявляют весну! Они суетятся, кричат, прыгают по веткам».
2-й ученик: А я знаю стихотворение о весне.
«Яркий луч скользнет в оконной раме
Сразу в классе веселей.
От цветов с лиловыми кудрями,
Первенцев весенних светлых дней.
И дружней решаются задачи,
Оживают цифры, краски карт –
Будто сразу стало все иначе,
И сама весна идет средь парт.»
Учитель: Это стихотворение, которое написал А. Фет, я прочитаю вам, ребята, для того, чтобы подвести итог всей нашей работы в подготовке к сочинению. Желающие выучат наизусть.
“Это утро, радость эта, эта мощь и дня, и света.
Этот синий свод, этот крик вереницы, эти стаи, эти птицы, этот говор вод.
Эти ивы и березы, эти капли – эти слезы, это пух – не лист,
Эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчелы, этот зык и свист.
Эти зори без затменья, этот вздох ночной селенья, эта ночь без сна.
Эта мгла и жар постели, эта дробь и эти трели.
Это всё – весна.”
А. Фет.
Урок закончен, до новых встреч!