Урок по теме "Правописание НЕ с существительными"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Правописание НЕ с существительными.

Цели урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; повторить написание НЕ с глаголами; воспитание нравственных качеств.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы, Д.Н. Ушаков. «Толковый словарь». М.: Альта-Принт, 2005, картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору».

Ход урока

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости на лесную поляну к героям известного вам стихотворения Агнии Барто «Медвежонок-невежа». (Слайд 1)

Вы помните, что родители жалели, хвалили своего медвежонка, а он вырос избалованным.

I. Повторение и закрепление знаний

Класс работает по вариантам.

1)

Сыночек дисциплины
Совсем (не) признает!
Нашел он мед пчелиный –
И грязной лапой в мед! (Слайд 2)

(Два человека у доски.)

1. Синтаксический разбор первого предложения.

2. Выписать словосочетания по схеме: глагол + сущест. Первый вариант – в тетрадях.

2)

Родители беседуют –
Мешает он беседе.
Перебивать (не) следует
Взрослого медведя! (Слайд 3)

(Синтаксический разбор второго предложения, морфемный разбор глаголов. Два человека у доски.) Второй вариант – в тетрадях.

3) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1

Определите склонение имен существительных, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены как члены предложения.

Пр...ветливость доброта делают человека красивее.

Карточка №2

Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.

Не причиняй людям зла обиды тревоги беспокойства.

Карточка №3

Просклоняйте по падежам существительное приветливость.

4) Ребята нашего класса очень сочувствуют медведице.

А) Коллективная работа с классом. Синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях.

Пятиклассники (не)навидят лентяев, нерях и невежд. (Повест., невоскл., распр., простое, осложнено однородными дополнениями.)

- Ребята, давайте вспомним, как пишется НЕ с глаголами?

Б) Выпишите слово ненавидят и подберите однокоренной ряд, произведите морфемный разбор данных слов. (Справочные материалы – с. 5.)

Ненавидят, ненависть, ненавистный.

- Сделайте вывод, как будет писаться НЕ в слове ненависть?

II. Работа по новой теме

- Запишем тему урока в справочник. Составляем опорный конспект.

Не с существительными пишется слитно, если:

1) слово без НЕ не употребляется. Неряха, невежда, невежа, ненависть. (Слайд 4)

- Мама-медведица в раздумье: кто же ее сынок? Невежа или невежда? Обратимся за советом к «Толковому словарю».

НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
НЕВЕЖДА – необразованный, малознающий человек.

- Итак, во-первых, НЕ пишется слитно с существительными, если слово без НЕ не употребляется.

- А в семье-то, ребята, медвежьей что делается, что делается!

Нелады в семье
Медвежьей –
А сынок
Растет невежей! (Слайд 5)

- Выпишем: Нелады.

- Как можно иначе сказать, подберем синоним без НЕ.

Неладыссоры. (Пишем слитно, потому что можем заменить синонимом без НЕ – ссоры.)

- Записываем второй пункт опорного конспекта.

2) Замена синонимом. Недругвраг. (Слайд 6)

- Ребята, откройте с. 80 учебника, подумайте, как перестроить предложение, чтобы НЕ писалось раздельно. Что нужно добавить, чтобы НЕ стала отрицательной частицей?

Нелады в семье медвежьей.

Не лады в семье медвежьей, а ссоры.

- Молодцы! Записываем в опорный конспект.

3) Противопоставление с союзом а. Неправда, а лож... (Слайд 7)

III. Закрепление изученного

- А теперь внимательно прочитаем еще раз опорный конспект. Запомним правило.

- Давайте напомним Мишке, каких ребят мы не любим. Запишем слова: недотепа, недоучка, неряха, непоседа, недотрога.

- Вот интересно: о мальчиках или о девочках идет речь? (Существительные общего рода.)

- Составьте предложение, используя любое из данных существительных, так, чтобы у I варианта было жен. р., а у II варианта – муж. рода.

- Проведем конкурс на самое смешное предложение.

- Уважаемые Мишки, у нас есть пословицы, которые многому вас научат. Я читаю пословицу, вы поднимаете карточку, показываете мне, как следует писать НЕ с существительными. (Использование сигнальных карточек. Синие – слитно, красные – раздельно.)

Ум определяется не возрастом, а головой.

Неправдой не проживешь.

Каждая неудача прибавляет ума.

Не боги горшки обжигают, а люди. (Слайд 8)

- Ой, ребята, видите: здесь, на полянке, приветливо кивают нам головками ромашки. Давайте сорвем только одну, а остальные осторожно обойдем, ведь растения тоже живые и их нужно беречь. (Отрываем лепестки ромашки и выполняем задание.)

- Заменить данные словосочетания существительными с приставкой НЕ, записать в тетрадь.

1. Низкий урожай – неурожай.
2. Отсутствие внимания – невнимание.
3. Отсутствие вежливости – невежливость.
4. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – несчастье, неудача.
5. Отсутствие самостоятельности – несамостоятельность.
6. Недостаток организованности – неорганизованность.
7. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – неблагозвучие.

- Поработайте учителями, проверьте тетрадь у соседа по парте. (Правильный вариант на экране.) (Слайд 9)

IV. Самостоятельная работа

- Давайте прочитаем лесным жителям стихотворение Станислава Бондаренко. Запишите слова с НЕ, вернув им прежний облик. Какая орфографическая особенность объединяет эти слова? (Читает выразительно подготовленный ученик. Текст у каждого ученика, работаем с печатной основой самостоятельно, сдаем на проверку.)

Побывал я однажды в стране.
Где исчезла частица не.
Посмотрел я кругом с доумением:
Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи. (Слайд 10)

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
А навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
(С. Бондаренко)

V. Итоги урока

- Наше путешествие подошло к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие правила поведения должны соблюдать сыночки и дочки, чтобы не быть похожими на Медвежонка-невежу?

Итоги урока, оценки.

VI. Домашнее задание

1. Упражнение 783 (устное высказывание).
2. Сочинение-миниатюра по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». (Слайд 11)