Тема урока: Правописание НЕ с существительными.
Цели урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; повторить написание НЕ с глаголами; воспитание нравственных качеств.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы, Д.Н. Ушаков. «Толковый словарь». М.: Альта-Принт, 2005, картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Ход урока
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости на лесную поляну к героям известного вам стихотворения Агнии Барто «Медвежонок-невежа». (Слайд 1)
Вы помните, что родители жалели, хвалили своего медвежонка, а он вырос избалованным.
I. Повторение и закрепление знаний
Класс работает по вариантам.
1)
Сыночек дисциплины
Совсем (не) признает!
Нашел он мед пчелиный –
И грязной лапой в мед! (Слайд 2)
(Два человека у доски.)
1. Синтаксический разбор первого предложения.
2. Выписать словосочетания по схеме: глагол + сущест. Первый вариант – в тетрадях.
2)
Родители беседуют –
Мешает он беседе.
Перебивать (не) следует
Взрослого медведя! (Слайд 3)
(Синтаксический разбор второго предложения, морфемный разбор глаголов. Два человека у доски.) Второй вариант – в тетрадях.
3) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
Определите склонение имен существительных, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены как члены предложения.
Пр...ветливость доброта делают человека красивее.
Карточка №2
Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.
Не причиняй людям зла обиды тревоги беспокойства.
Карточка №3
Просклоняйте по падежам существительное приветливость.
4) Ребята нашего класса очень сочувствуют медведице.
А) Коллективная работа с классом. Синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях.
Пятиклассники (не)навидят лентяев, нерях и невежд. (Повест., невоскл., распр., простое, осложнено однородными дополнениями.)
- Ребята, давайте вспомним, как пишется НЕ с глаголами?
Б) Выпишите слово ненавидят и подберите однокоренной ряд, произведите морфемный разбор данных слов. (Справочные материалы – с. 5.)
Ненавидят, ненависть, ненавистный.
- Сделайте вывод, как будет писаться НЕ в слове ненависть?
II. Работа по новой теме
- Запишем тему урока в справочник. Составляем опорный конспект.
Не с существительными пишется слитно, если:
1) слово без НЕ не употребляется. Неряха, невежда, невежа, ненависть. (Слайд 4)
- Мама-медведица в раздумье: кто же ее сынок? Невежа или невежда? Обратимся за советом к «Толковому словарю».
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
НЕВЕЖДА – необразованный, малознающий человек.
- Итак, во-первых, НЕ пишется слитно с существительными, если слово без НЕ не употребляется.
- А в семье-то, ребята, медвежьей что делается, что делается!
Нелады в семье
Медвежьей –
А сынок
Растет невежей! (Слайд 5)
- Выпишем: Нелады.
- Как можно иначе сказать, подберем синоним без НЕ.
Нелады – ссоры. (Пишем слитно, потому что можем заменить синонимом без НЕ – ссоры.)
- Записываем второй пункт опорного конспекта.
2) Замена синонимом. Недруг – враг. (Слайд 6)
- Ребята, откройте с. 80 учебника, подумайте, как перестроить предложение, чтобы НЕ писалось раздельно. Что нужно добавить, чтобы НЕ стала отрицательной частицей?
Нелады в семье медвежьей.
Не лады в семье медвежьей, а ссоры.
- Молодцы! Записываем в опорный конспект.
3) Противопоставление с союзом а. Неправда, а лож... (Слайд 7)
III. Закрепление изученного
- А теперь внимательно прочитаем еще раз опорный конспект. Запомним правило.
- Давайте напомним Мишке, каких ребят мы не любим. Запишем слова: недотепа, недоучка, неряха, непоседа, недотрога.
- Вот интересно: о мальчиках или о девочках идет речь? (Существительные общего рода.)
- Составьте предложение, используя любое из данных существительных, так, чтобы у I варианта было жен. р., а у II варианта – муж. рода.
- Проведем конкурс на самое смешное предложение.
- Уважаемые Мишки, у нас есть пословицы, которые многому вас научат. Я читаю пословицу, вы поднимаете карточку, показываете мне, как следует писать НЕ с существительными. (Использование сигнальных карточек. Синие – слитно, красные – раздельно.)
Ум определяется не возрастом, а головой.
Неправдой не проживешь.
Каждая неудача прибавляет ума.
Не боги горшки обжигают, а люди. (Слайд 8)
- Ой, ребята, видите: здесь, на полянке, приветливо кивают нам головками ромашки. Давайте сорвем только одну, а остальные осторожно обойдем, ведь растения тоже живые и их нужно беречь. (Отрываем лепестки ромашки и выполняем задание.)
- Заменить данные словосочетания существительными с приставкой НЕ, записать в тетрадь.
1. Низкий урожай – неурожай.
2. Отсутствие внимания – невнимание.
3. Отсутствие вежливости – невежливость.
4. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – несчастье, неудача.
5. Отсутствие самостоятельности – несамостоятельность.
6. Недостаток организованности – неорганизованность.
7. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – неблагозвучие.
- Поработайте учителями, проверьте тетрадь у соседа по парте. (Правильный вариант на экране.) (Слайд 9)
IV. Самостоятельная работа
- Давайте прочитаем лесным жителям стихотворение Станислава Бондаренко. Запишите слова с НЕ, вернув им прежний облик. Какая орфографическая особенность объединяет эти слова? (Читает выразительно подготовленный ученик. Текст у каждого ученика, работаем с печатной основой самостоятельно, сдаем на проверку.)
Побывал я однажды в стране.
Где исчезла частица не.
Посмотрел я кругом с доумением:
Что за лепое положение!Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи. (Слайд 10)
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
А навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
(С. Бондаренко)
V. Итоги урока
- Наше путешествие подошло к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие правила поведения должны соблюдать сыночки и дочки, чтобы не быть похожими на Медвежонка-невежу?
Итоги урока, оценки.
VI. Домашнее задание
1. Упражнение 783 (устное высказывание).
2. Сочинение-миниатюра по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». (Слайд 11)