Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Компьютер и программное обеспечение"

Разделы: Информатика


Тип урока: Урок-обобщение с использованием игровой технологии.

Вид урока: урок-игра.

Цели урока:

  • образовательная – повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
  • развивающая – развитие у школьников памяти, внимательности, алгоритмического мышления, умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
  • воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

Оборудование: карточки с заданиями, кроссворд, ребусы.

Подготовка к уроку: Разделиться на две команды, выбрать капитана, придумать название, девиз команды (название и девиз должны быть связаны с информатикой).

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, наш с вами урок пройдет в необычной форме, форме КВН. Наш КВН будет проходить под таким девизом: “Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем”.

Урок мне хочется начать словами Н. Винера “Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает”. Действительно, каким бы совершенным не был компьютер, он сам по себе ничего не стоит. Что бы он заработал, и начал что-то выполнять, ему необходим руководитель, и насколько грамотным будет человек, который на нем работает, настолько и эффективным будет его производительность.

Вы начинаете делать только первые шаги по овладению компьютерной грамотностью. Но, уже знаете, из каких устройств состоит компьютер, их назначение, взаимосвязь, основные характеристики. Знаете основные программы, и какова их роль при работе компьютера. Легко сможете теперь найти и победить любой вирус. А это не так уж и мало! Но насколько каждый из вас владеет этими знаниями, и ориентируется в данной области, мы сможем определить после игры в КВН, в которой участвуют две команды. Итак, начинаем!

II. Представление жюри.

III. Приветствие команд – 5 баллов.

IV. Разминка. Блиц-турнир по вопросам информатики. За каждый правильный ответ –

1 балл.

Перечень вопросов:

  1. Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации?
    Ответ: Процессор.
  2. Устройство ввода информации, часто применяемое в компьютерных играх?
    Ответ: Джойстик.
  3. Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК?
    Ответ: Клавиатура.
  4. Комбинация символов после последней точки в имени файла?
    Ответ: Расширение.
  5. Устройство визуального отображения информации.
    Ответ: Дисплей.
  6. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению?
    Ответ: вирус.
  7. Программа для обслуживания периферийного устройства?
    Ответ: Драйвер.
  8. Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию.
    Ответ: Дисковод.
  9. Лицо, которое пользуется ЭВМ.
    Ответ: Пользователь.
  10. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер.
    Ответ: Сканер.
  11. Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером.
    Ответ: Винчестер.
  12. Печатающее устройство.
    Ответ: Принтер.
  13. Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде.
    Ответ: Архиватор.
  14. Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш.
    Ответ: Курсор.

V. Конкурс “От А до Я” – 5 баллов.

(Вспомнить русский алфавит, на каждую букву алфавита написать те понятия информатики, которые мы с вами изучили).

Например,

А – антивирус, архиватор, абак, арифмометр…
Б – бит, буфер обмена…
В – вирус, винчестер, видеокарта…
Г – графопостроитель…
Д – диск, дисковод, данные, джойстик, дефрагментация диска…
…………………………………………………..
Я – ярлык, язык программирования…

VI. Конкурс “Пойми меня” – 5 баллов.

Задание для конкурса “Пойми меня”.

1-й команде: Изобразить с помощью мимики и жестов:

  1. Принтер.
  2. Компьютер завис.

2-й команде: Изобразить с помощью мимики и жестов:

  1. Мышь.
  2. Мальчика, играющего в компьютерную игру.

VII. Конкурсы “+ БУКВА = НОВОЕ СЛОВО”, “ – БУКВА = НОВОЕ СЛОВО” (по 1 баллу за каждый конкурс).

К перечисленным словам необходимо добавить одну букву и получить слово, связанное с информатикой.

  1. График – Графика.
  2. Иск – Диск.
  3. Копи – Копия.
  4. Кран – Экран.
  5. Око – Окно.
  6. Папа – Папка.
  7. Ставка – Вставка.
  8. Форма – Формат.

Удалить одну букву и получить новое слово.

  1. Белок – Блок.
  2. Бинт – Бит.
  3. Оплата – Плата.
  4. Справка – Правка.
  5. Спринтер – Принтер.
  6. Спуск – Пуск.

VIII. Антианаграмма – 1 балл.

(Анаграмма: “монитор” можно составить слова рот, мир и т.д., но нельзя составить слово “ротор”, т.к. два раза встречается буква “р”).

Из слов на карточке составить слова связанные с информатикой и компьютером. Буквы в словах могут повторяться, и все имеются в слове.

  1. Овод, диск (дисковод).
  2. Детка, си (дискета).
  3. Миф, нота, икра (информатика).
  4. Сор, процесс (процессор).
  5. Кол, кони (колонки).
  6. Грамм, порог (программа).

IX. Конкурс следопытов.

Командам предлагается разгадать кроссворд. За каждый правильный ответ в кроссворде команда получает по 1 баллу.

  1. Устройство, при помощи которого человек вводит информацию в компьютер.
  2. Набор условных обозначений для записи заранее определенных понятий.
  3. Устройство, при помощи которого считали люди в древние века.
  4. Печатающее устройство.
  5. Запоминающее устройство.
  6. Список, из которого нужно выбрать команду.
  7. Устройство, на которое выводится информация.
  8. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков.
  9. Главное устройство, “мозг” компьютера, который управляет всеми устройствами компьютера и выполняет вычисления.

X. “Таинственное слово” (Расшифруйте слова) – 1 балл.

Предлагаются зашифрованные слова. Расшифруйте их и дайте определение каждому слову. Ответы:
ТОРНИМО монитор
ПЬЮТЕРМОК компьютер
ШИКЛАВА клавиша
СИПЛЕЙД дисплей
РОКСУР курсор
НИРПТЕР принтер

XI. Конкурс мудрецов.

Командам, предлагается разгадать ребусы. За каждый правильно разгаданный ребус команда получает по 2 балла.

Ребусы для 1-й команды.

 

 

1

2

Ребусы для 2-й команды.

3

4

1. ВИНЧЕСТЕР 2. КЛАВИАТУРА
3. МОНИТОР 4. ПРИНТЕР

XII. “Отгадай слова”

Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК.

“ _ _ ПК _ (Часть печи.)

“ _ _ ПК _ (Холм, курган, вулкан.)

“ _ _ ПК _ (Орудие труда огородника.)

“ _ _ ПК _ (Головной убор.)

“ _ _ ПК _ (Головной убор с козырьком.)

“ _ _ ПК _ (Мелкая частица деревяшки.)

“ _ _ ПК _ (Канцелярская принадлежность для бумаг.)

“ _ _ _ ПК _ (Застежка и острая канцелярская принадлежность.)

“ _ _ _ ПК _ (Лоскут ткани для хозяйственных нужд.)

“ _ _ _ ПК _ (Лодка с прочным широким корпусом.)

“ _ _ _ ПК _ (Птица, бегающая по дну водоема.)

“ _ _ _ _ ПК _ (Зажим для бумаг.)

“ _ _ _ _ ПК _ (Положительный результат похода в магазин.)

XIII. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги конкурсов. Ведущий выделяет лучшие конкурсы. Отмечает удачные ответы и самых активных участников.

XIV. Домашнее задание.

Учащимся предлагается создать кроссворд по пройденному материалу.