Развитие творческих способностей и эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста через занятия по предмету "Этическая грамматика". "Ежели вы вежливы"

Разделы: Социальная педагогика


Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. Следовательно, когда мы говорим о гуманизации воспитания, то имеем ввиду прежде всего повседневное пробуждение и утверждение в личности принципов гуманизма. Важно поставить так учебно-воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались так же в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит их осознанию и закреплению.

Данное занятие по теме: “Развитие творческих способностей и эмоциональной отзывчивости детей младшего и школьного возраста через занятия по предмету “Этическая грамматика” “Ежели вы вежливы” разработана и входит в состав, как и многие другие, образовательной программы комплексного эстетического развития младших школьников студии “Гармония” (2-го года обучения).

“Этическая грамматика” основана на авторской программе, разработанной Шемшуриной А.И., кандидатом педагогических наук, старшего научного сотрудника Института развития личности РАО. Ее программа для детей 7–8 летнего возраста становится той первой ступенью познания себя рядом с другими, чувствования нравственной основы собственного поведения, которая формирует главную эстетическую направленность развития личности, ее будущего самоопределения в мире людей.

Содержание занятий, их дозировка, методические приемы включения детей в процесс мышления, общения, игры приведены в соответствие с возрастными особенностями детей. Учтена потребность ребят в наглядности, яркости, красочности оформления занятий.

Разнообразие текстов, игр, возможность использования материалов приложений позволяет использовать пособие в различных разновозрастных объединениях детей.

Основным методом и одновременно средством воспитания этического поведения детей этого возраста является игра. В игре дети учатся общению и взаимодействию друг с другом, приучаются следовать принятым правилам, познают на практике значение простейших этических понятий: добро – зло, хорошо – плохо, честно – нечестно. В ходе занятий используются игры – инсценировки, игры – путешествия, дидактические игры, настольные игры, подвижные и музыкальные игры.

На занятии используется метод создания ситуации выбора – специально создаваемых педагогом ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно и довольно быстро принять то или иное решение, затем дети объясняют мотивы своего выбора.

Цели и задачи:

  • закрепить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг с другом;
  • способствовать формированию у детей понимания необходимости и желания выполнять основы этики общения;
  • воспитывать готовность к сочувствию, сопереживанию;
  • выявить уровень сформированности у детей этических представлений и навыков;
  • воспитать коммуникативные навыки, умение общаться с детьми разных возрастов.

Материал к занятию:

Костюмы: неряхи, Мойдодыра, ветра, Мальвины, Буратино, Феи Здравствуйте, 2-х гномиков, маски: Кролика, змеи, лисы, волка, белки, свиток и 2 конверта, по 2 иллюстрации к сказкам “Гуси-лебеди”, “Морозко”, тексты стихов, частушек, сказок, волшебная палочка, сувениры (по количеству детей).

Оборудование:

Магнитофон.

План занятия

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

  1. Эмоционально-этический настрой.
  2. Сообщение темы и целей занятия.
  3. Повторение знаний норм этики общения (выполнение заданий Феи Здравствуйте).
  4. Игра, закрепляющая знаний норм этики общения.
  5. Получение, обсуждение и закрепление знаний основ этики общения через ситуации с персонажами сказок (неряхи – Мойдодыра, Буратино – Мальвины, Вежливого Кролика – Змеи, Волка – Белки) и частушек.
  6. Оценка знаний и навыков воспитанников.

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

Ход занятия

Звучит детская песня “Если добрый ты”. Дети заходят в класс. Сначала девочки, затем маль-чики помогают девочкам сесть. Входит воспитанник театра игры “Браво” в костюме Мудрой Совы. Дети встают. Музыка микшируется.

Мудрая Сова: Здравствуйте, дети! Меня зовут Мудрая Сова!

Дети: Здравствуйте, Мудрая Сова! (Музыка усиливается).

Мудрая Сова: А как вы думаете, почему в начале нашей встречи зазвучала эта песня? Потому что вы попали в школу вежливости на праздник вежливых ребят.

Звучат звуки ветра. В класс влетает ветер, в руках у него свиток и два конверта. Отдав их учителю, ветер улетает.

Мудрая Сова: Что это такое? Посмотрим, посмотрим. Это письмо от Феи Здравствуйте. (Читает свиток). “Дорогие ребята! Здравствуйте! Я очень рада, что у вас сегодня праздник вежливых ребят. А чтобы быть вежливым, нужно как можно чаще пользоваться “волшебными” словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Но не только слова должны быть вежливыми, добрыми. Надо, чтобы и поступки были радостными, ясными и разумными. И я хочу, чтобы на ваш праздник пришли сказочные герои, а какие – это вы сами отгадайте. Желаю вам удачи! До встречи! Сова открывает конверты.

Мудрая Сова: Давайте отгадаем, что же это за сказки такие. А чтобы узнать их, вы должны сложить картинку и назвать вслух название сказки. Сигналом о том, что работа закончена – соединенные вместе и поднятые вверх руки – “цветок дружбы”.

Идет игра “Собери картинку”.

Мудрая Сова: Молодцы, очень дружно работали, давайте поблагодарим друг друга за дружную работу. Итак, первая сказка у нас…

Дети: “Гуси-лебеди!”

Мудрая Сова: Давайте вспомним эту сказку. Почему Печка, Яблонька и Речка не ответили Маше на ее вопрос? Она была неприветлива, не по-доброму обратилась к ним, обидела. А почему потом они ей помогли? Она уважила их просьбу, была ласкова и приветлива. Есть очень хорошая пословица: “Доброе слово, что ясный день”. Как вы понимаете эту пословицу?” Доброе слово дарит радость, тепло как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека.

Мудрая Сова: И вот наша следующая сказка… (“Морозко”).

Как падчерица согрела теплым словом Деда Мороза. Кто помнит эту сказку? Давайте вспомним как разговаривала падчерица и родная дочь старухи с Морозо. Почему Морозко помог одной и не помог другой девушке? От добрых слов – всегда хорошее настроение. Хочется делать приятное другим. А как мы называем человека, который никогда не забывает, что надо быть внимательным, сердечно и по-доброму относиться ко всем?

(Вежливым, воспитанным)

Вежливость – это одно из самых важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Попробуем определить какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру “Вежливо-невежливо”. Если вежливо – хлопайте, а невежливо – топайте.

поздороваться при встрече;

толкнуть, не извиниться;

помочь подняться, поднять упавшую вещь;

обращаясь к учителю – вставать необязательно;

не уступить место в транспорте;

не заметить недовольство мамы;

поблагодарить за помощь.

Мудрая Сова: Молодцы, правильно отвечали. А помните, есть такое стихотворение “Ежели вы вежливы”. Кто его написал? (С.Я. Маршак).

1 чтец:

Ежели вы вежливы
И к совести неглухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

2 чтец:

Ежели вы вежливы,
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

3 чтец:

И ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.

4 чтец:

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Мудрая Сова: Правильно. А теперь, задание посложнее – уже поступки. С позиции вежливого человека определите правильность решения ситуации.

Учитель предлагает детям картинки в различными ситуациями. Дети получают кружочки красные и зеленые. Если ребята согласны с ситуацией, то поднимают зеленый кружок, а если нет – красный. Затем идет обсуждение.

Мудрая Сова: Так значит нужны правила вежливости? Почему? (Дети отвечают).

Вбегает неряха.

Мудрая Сова: Ой, ребята, кто это к нам пришел?

Неряха:

Ой, куда же я попала?
Я бежала, так устала!
От Мойдодыра убежала.

Ребята, он хотел меня вымыть, причесать. И все ему не так. Спрячьте меня, ребята.

Ребята кричать, что не спрячут.

Неряха: Почему?

Дети: Потому, что ты – неряха.

4 чтеца подходят к неряхе, осматривая ее со всех сторон.

1 чтец:

Тротуар ему не нужен
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.

2 чтец:

Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит,
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.

3 чтец:

Мне признаться, непонятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил.

4 чтец:

Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином?
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?

Дети: Неряха!

Неряха: Помогите мне понять, что надо делать, чтобы не быть неряхой.

Дети отвечают.

Мудрая Сова: Ребята, скажите, а это вежливо быть неряхой? Это приятно окружающим?

Вбегает Мойдодыр.

Мойдодыр: Здравствуйте, ребята. Ребята, я долго шел по следам Неряхи и они привели меня сюда. Не заходила она к вам? Где же она?

Неряха: Я здесь. Только, милый Мойдодыр, я поняла все. Быть Неряхой это очень невежливо. Мне ребята помогли. Спасибо вам, ребята!

Мойдодыр:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!

Мудрая Сова: А к нам в гости пришли помощники Мойдодыра. Отгадайте, кто они?

Неряха:

Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого
Было, было… (мыло)

Мойдодыр:

Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала –
Всю грязь повыгнала. (зубная щетка)

Неряха: А кто из помощников Мойдодыра самый главный? (вода).

Мойдодыр: Ребята! Вежливости, внимательности, доброте учит Книга Мудрости. Я дарю ее вам. И спасибо вам за то, что помогли понять Неряхи ее ошибку. А теперь нам пора идти, надо отмыть Неряху. До свидания, ребята!

Сова открывает книгу и читает пословицы, которые дети обсуждают.

Скромность красит человека.

Учись добру – худое на ум не пойдет.

Уважая человека, уважаешь себя.

Входит Мальвина и Буратино.

Мальвина (приветливо): Здравствуйте, дети! Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино: Невеселый и все. А тебе что от меня надо.

Мальвина (обидчиво): Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось? Может тебе помочь?

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино: Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина: Что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но и с папой Карло.

Буратино: Подумаешь – тон! Может, я иногда говорю громко или капризно, зато я хороший товарищ, веселый, помогаю вам, веселю всех. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро подскользнулся и так шлепнулся о землю! Я, конечно, рассмеялся и спросил: “Ну как посадка прошла?” А он обиделся и ушел. Я что я плохого сказал?

Мальвина (обращаясь к ребятам): Ребята, объясните Буратино, почему Пьеро обиделся. Почему ему была неприятна шутка Буратино?

Дети высказывают свое мнение.

Мальвина: Недаром в народе говорят: “Слово лечит, слово и калечит”.

Буратино: Мальвина, ребята, я понял что мне делать: мне надо извиниться перед Пьеро за мою злую шутку. Правильно? Мальвина, пойдем скорее к Пьеро.

Мальвина: Но сначала надо поблагодарить детей за помощь, а затем попрощаться.

Буратино: Спасибо вам, друзья. До свидания!

Мальвина: До встречи, ребята (уходит).

Мудрая Сова: Ребята, а какие вы знаете “волшебные” слова? Говорить эти слова надо приветливым тоном, тогда они становятся добрыми и действительно волшебными. Ребята, но есть еще у нас и такие случаи и ситуации.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны,
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!

1) Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак
“Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак”.

2) В поезд входят три юнната –
Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.

3) Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только “Здравствуй” и “Спасибо”
Не умеет говорить.

4) Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

5) Говорит лентяйке мать:
“Убери скорей кровать!”
– Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.

Все вместе:

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.

Мудрая Сова: Спасибо вам, частушечники. Ребята, что вы поняли из этих частушек? Вежливо или невежливо поступали ребята в них? А теперь давайте послушаем и посмотрим шутливую мексиканскую сказку “Вежливый кролик”.

Дети, исполняющие роль, надевают маски и занимают свои места в первой мизансцене.

Мудрая Сова: Жил-был кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу из крестьянского двора и она была очень сердита и голодна. У кролика дрогнуло сердце. Бежать-то куда? Кролик опрометью бросился в пещеру. Он не знал, что там поджидала его другая опасность, – в пещере поселилась змея. Кролик, однако, хорошо был воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

Кролик: Нужно поздороваться. (подумал он) Но с кем? С пещерой, конечно.

Мудрая Сова: И присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: “Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти?” До чего же обрадовалась змея, услышав голос Кролика. Она очень любила кроличье мясо.

Змея: Входите, входите! (Ответила она, но Кролик по голосу понял прекрасно, с кем имеет дело).

Кролик: Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха. До свиданья.

Мудрая Сова: И бросился бежать со всех ног. Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала: “Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж мне эти, вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешение войти!”

Понравилась вам сказка? Чему она вас учит? А вас когда-нибудь выручала вежливость? Скажите, как вы думаете, вежливый человек может быть злым? А почему не может? Верно, вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой. А если человек добр, он спокоен, а значит, весел, правда? Об этом очень убедительно говорится в маленькой сказке Л.Н. Толстова “Белка и волк”.

Дети, играющие роли, надевают маски.

Мудрая Сова: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: “Отпусти меня”.

Волк: Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка: Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Мудрая Сова: Волк отпустил ее, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: “Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не желаем.

Чему учит нас эта сказка? Давайте и мы будем добры и улыбчивы с другими, хорошо? А теперь скажите мне, что же нового вы узнали сегодня на нашем празднике вежливых ребят.

Дети отвечают. Стук в дверь.

Мудрая Сова: Ребята, кто же это? Войдите, пожалуйста.

Появляется Фея Здравствуйте. Звучит музыкальный фрагмент.

Фея: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Это я вам писала письма. Я очень волновалась о том, как пройдет ваш праздник. Но я же Фея, я все видела. Вы меня очень порадовали. У меня в руках волшебная палочка и я сделаю вас волшебниками. Я поднимаю волшебную палочку и произношу слова: “Поступай всегда так, как ты хотел бы, чтобы поступили по отношению к тебе”. А сейчас мои помощники разнесут сувениры от Феи Здравствуйте. А я посмотрю, как вы поступаете.

Дети получают сувениры, благодарят Фею и помощников.

Фея: Я очень рада, что вы правильно поступили. Теперь я спокойна за вас. Я не прощаюсь с вами, я говорю: “До свидания. До новых встреч”. (Уходит)

Мудрая Сова: Вот и закончился наш праздник вежливых ребят. А дома прочтите стихотворение В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”. Это мое вам домашнее задание. А за это задание все получают “Пять”. А сейчас вам предстоит доказать, что вы действительно вежливые ребята. Что надо сделать?

Дети: Сказать “До свидания!” и тихо выйти из класса. Мальчики должны пропустить девочек вперед. (Звучит песня “Если добрый ты”.)

Мудрая Сова: Правильно. До свидания.

Дети выходят из класса. После ухода детей педагог с воспитанниками театра игры “Браво” проводит анализ занятия, а воспитанники – самоанализ.

Методические рекомендации

Опыт работы показывает, что начинать обучение по курсу “Этическая грамматика” надо с раннего возрасте. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Структура этического занятия должна предполагать ориентацию ребенка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека путем разнообразных методик: диалога, игры, наглядной деятельности, сказкотерапии, анализа, обыгрывания ситуаций, эксперимента и творчества.

Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами.

Для проведения некоторых занятий привлекаются юные артисты театра-игры “Браво” под моим руководством. Театрализация на занятии воспринимается детьми с огромным интересом и радостью. Одно дело посмотреть персонажа на картинке, а другое – увидеть “живого”, пообщаться с ним, помочь ему в той или иной ситуации и “научить” его правилам поведения.

Занятия должны проводиться один раз в неделю и длиться 30 минут. Для них используются специальное помещение, оборудованное в виде игровой комнаты с музыкальной и видео аппаратурой. Обстановка, по возможности должна быть непосредственной, домашней.

Каждое занятие начинается с эмоционально-этического настроя позволяющего педагогу, с одной стороны увидеть эмоциональную настроенность детей, а с другой, – проявляя к ним искреннюю доброжелательность и отзывчивость, сориентировать их самих на доброжелательное отношение к окружающим, сформировать тем самым эмоционально-положительную основу занятия.

Список литературы, рекомендуемой для педагога

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богуславская Н.Е., Кунина Н.А “Веселый этикет”. Екатеринбург: Арго, 1997.
  3. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  6. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
  7. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
  8. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
  9. Шемшурина А.И. “Этическая грамматика”. Методическое пособие: Солнечногорск,1992.

Детская литература:

  1. Толстой А. “Золотой ключик”.
  2. Русские народные частушки.
  3. Мексиканская сказка “Вежливый кролик”.
  4. Маршак С.Я. “Ежели вы вежливы”.
  5. Народные сказки “Гуси-лебеди”, “Морозко”.
  6. Чуковский К. “Мойдодыр”, “Мартин”, “Полина”.