Развитие творческих способностей учащихся в урочное время

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Презентация.

Целенаправленное и интенсивное развитие творческих способностей учащихся – одна из центральных задач обучения. Творческое мышление сегодня все чаще становится необходимым условием успешной социальной адаптации, более полной самореализации и личностного становления.

Выделен ряд факторов, тормозящих развитие воображения и способствующих ему.

К «тормозящим» факторам относятся (см. слайд 2).

К факторам развития креативности относятся (см. слайд 3).

Развитие творческих способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Необходимо особо отметить, что не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим, поскольку он ставит в заведомо неравные условия детей, делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. Учитель должен всегда внимательно выслушивать ученика, видеть в каждом школьнике индивида с особыми возможностями и дарованиями.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога (см. слайд 4), используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом все более возрастают требования к умственной деятельности людей, увеличивается объем усваиваемых знаний.

Были разработаны новые методы обучения. Однако, в то время как процесс передачи знаний интенсивно совершенствовался, методам усвоения и практического применения этих знаний уделялось сравнительно мало внимания. Возникает противоречие: требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остается на довольно низком уровне.

Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических, действий к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для РТС (развития творческих способностей) уровня развития психических механизмов - памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

На занятиях по развитию творческих способностей репродуктивные задания используются большей частью с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов, которые лежат в основе их творческих способностей.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель урока, направленного на Развитие Творческих Способностей в системе занятий по различным учебным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа. (см. слайд 5). Давайте рассмотрим подробнее каждый этап.

I. Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

Задания, естественно, подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений учащихся. Например (как можно быстрее ответьте на вопросы) (см. слайд 6).

Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти навыки в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера, которые могут быть как на уроках, так и на факультативах по различным учебным дисциплинам.

Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.

Э. Кант в свое время писал, что в памяти важны три качества: быстрота запоминания, его прочность и проворство припоминания. Именно это «проворство припоминания», или, выражаясь современным языком, готовность памяти, является одним из важнейших условий Развития Творческих Способностей. Ученые доказали, что для возникновения «озарения» (инсайта) очень важно в нужный момент вспомнить то, что является базой для творческого решения проблемы и входит в фонд необходимых знаний. Плохая память, как известно, - это зачастую и плохое внимание, которое, однако, имеет способность к развитию при помощи системы задач.

II. Второй этап. Развитие психических механизмов как основы Развития Творческих Способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). На этом этапе следует заниматься работой по их формированию и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой (а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся. Например (см. слайд 7). В таблице отсутствуют числа 3, 6, 11, 17.

Опыт показал, что такой психологический тест, направленный на выявление, а при систематическом использовании и на развитие внимания, быстроты реакции, умения соотносить пространственные величины, может быть с успехом применен и как тренировочное упражнение с определенными дидактическими нагрузками:

  1. в первом классе для проверки и закрепления счета от 1 до 20;
  2. на уроках английского языка при изучении темы «Числительные »;
  3. на уроках русского языка с разными дидактическими целями, в том числе и с целями формирования орфографических умений. Например, в таблице пропускаются те числительные, написание которых вызывает у детей затруднение. Задание: отследить все числа от 1 до 20, выписать пропущенные и объяснить их написание;
  4. на уроке литературы можно предложить детям выписать отсутствующие числительные и вспомнить названия литературных произведений, в которые они входят. Примерные варианты ответов: 3 - «Три толстяка», «Три поросенка»; 12 - «Двенадцать стульев», «Двенадцать месяцев».

Эти задания можно назвать задачами со сменой установки, так как, преследуя конкретные дидактические цели, мы как бы обманываем ученика, пытаясь менять привычные приемы и условия выполнения репродуктивного задания.

Сравним, к примеру, следующие два подхода.

Первый вариант. При проверке усвоения таблицы умножения мы просим ребят воспроизвести таблицу умножения на 4. Естественно, что при таком подходе трудно рассчитывать на возбуждение у детей интереса к работе и особой активности. Но если это же задание представить детям в ином, более интересном виде, то и результат будет совсем другим.

Второй вариант (см. слайд 8)

Такие задания дают возможность не только быстро и качественно проверить уровень знаний учащихся, но и стимулируют их познавательную активность.

III. Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня. (см. слайд 9). Вид репродуктивных заданий - задания с отсроченным вопросом. Их сущность заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Подобная ситуация создается в том случае, когда вопрос, на который должен ответить ученик, оказывается для него неожиданным.

Иногда говорят, что умение творить - удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: «Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!» По мнению П. Я. Гальперина, инсайт (озарение), присущий открытиям, - это свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

Поясним на примерах (см. слайд 9).

Бывает так, что после увеличения (без предварительной установки) ряда чисел в классе начинается замешательство, а подчас и паника: одни учащиеся теряют терпение, другие - присутствие духа, третьи - вовсе перестают слушать. Учитель тогда должен сказать: «Почему некоторые из вас оказались в замешательстве и перестали слушать? Кто из вас растерялся, недооценив свои силы? Понимаю, что некоторым стало не по себе, так как в самом начале вы не заметили подвоха».

Как правило, на первых уроках многие ученики в подобной ситуации испытывают психологический дискомфорт и просят повторить задание еще раз. И только позже, потренировавшись, привыкают к заданиям такого типа, приучаются быть всегда начеку, концентрируя внимание и память в нужном направлении. При этом заметно повышается их устойчивость к разного рода помехам, затрудняющим выполнение заданий.

IV. Четвёртый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа (см. слайд 10) Первый - это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй - это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом и ценны тем, что позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся.

Когда ученик воспринимает информацию эмоционально, его в ней что-то поражает - образовавшиеся связи укрепляются, дифференцируются, совершенствуются природные задатки личности.

Интегративность вопросов (чередование их из различных учебных дисциплин) и объединение в одном задании разных областей знаний являются логическим выражением реализации межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности (человеке, природе и обществе), и на их основе происходит формирование понятий, общих для разных учебных предметов.

Следовательно, интегрируя, мы работаем над сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания об их признаках, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.

Приведем пример репродуктивной задачи интегративного характера (см. слайд 11)

При решении репродуктивных заданий необходимо, где это возможно, чуть усложнять данный вид работы за счет использования так называемого принципа «вариации несущественных признаков материала». Это значит, что лучше, например, дать задание: «Назовите сумму двух последних цифр года рождения автора «Евгения Онегина», чем спросить: «Когда родился А. С. Пушкин?» Или вместо вопроса: «Вашингтон - столица какой страны?» «Сколько слов в официальном названии страны, столица которой Вашингтон?»

В целях развития логического мышления учащихся нужно предлагать им самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Такая возможность предоставляется в условиях выполнения логически-поисковых заданий, которые обеспечат преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

К конкретным частично-поисковым задачам можно отнести, например, такие задания (см. слайд 12): на нахождение закономерности; на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению; на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; на нахождение наиболее рационального способа решения; на усовершенствование какого-либо задания и т. д.

Приведем примеры задач частично-поискового характера (см. слайды 13, 14)

Помимо ответа на вопрос поисковой задачи, рекомендуется давать задания на выяснение способа ее решения, то есть системы логических операций, применяемых при решении. Например, (см. слайд 15) в задании, предлагающем назвать все возможные варианты имен по модели ВА -Я, дети должны объяснить, что наиболее рациональный путь решения - это последовательный подбор букв по алфавиту, но не любых, а лишь согласных, так как стечение трех гласных букв в русском языке - чрезвычайно редкое явление. (Получаем: Валя, Ваня, Варя, Вася.)

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую даваемому учителем в готовом виде, то в одних случаях может возникнуть ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему так важно включать учащихся как в поиск рациональных способов применения знаний, так и в процесс анализа условия задачи на самом раннем этапе ее решения. Особое место следует отводить подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при разных содержании и способах решения. Например: (см. слайд 15)

Для развития творческих способностей младших подростков огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решения. Выполняя их, учащиеся должны самостоятельно выявлять эти варианты (как можно большее их количество) и по возможности определять наиболее рациональные из них. Например: (см. слайд 16)

Описанные выше типы заданий, рассчитанные на мыслительную деятельность логического уровня, могут включать вопросы и задания, требующие от учащихся высказываний интуитивного характера, догадки, выдвижения возможных предположений и т. д. Например, такое задание: (см. слайд 17)

Разумеется, учащиеся будут вначале озадачены: ведь 9 + 8 = 17. В процессе поиска ответа они дадут различные варианты трактовки этого выражения, пока не придут к мысли, что в какой-то ситуации 5 может быть равно 17. В итоге, как правило, приходит догадка, что это возможно на «языке часов». Так, если к девяти часам утра прибавить восемь, получится семнадцать часов дня, а в разговорной речи - пять часов. Красивый ответ!

Частично-поисковые задачи носят отчасти и исследовательский характер. Они в какой-то мере приближаются к следующему типу заданий - к заданиям творческого характера. Я хочу остановиться на одном весьма оригинальном виде творческих задач, называемых развивающим каноном (РК) (см. слайд 18). «Развивающий Канон» - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями» (А. В. Попов).

Приведем примеры Развивающего Канона: (см. слайд 19)

В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами правой и левой половинок канона, выявить их и по аналогии выстроить недостающую цепочку. В нашем случае это будет выглядеть таким образом: утром это начинается с «3» - завтрак, днем с «О» - обед, следовательно, вечером это будет ужин - «У».

Развивающий Канон можно строить как на базе конкретного предмета школьного курса, так и на интегративном материале.

Из области русского языка: (ответ: 2 – количество букв в приставке)

Из геометрии: Ответ: «Т» (80 - острый угол, 90 - прямой, 100 - тупой).

Из литературы: Ответ: «Ш» (названия литературных произведений - «Серая шейка», «Белый клык», «Красная Шапочка»).

Особый интерес представляют Развивающие Каноны в связи с тем, что их решение осложняется трудностью понимания, в какой области знания следует искать ответ. Рассмотрим два внешне очень похожих задания: (см. слайд 20)

Первое задание связано с геометрией и обозначает количество сторон соответствующей фигуры, а второе - с русским языком, где цифра - порядковый номер буквы «р» в данном слове.

Неоценимая польза бывает от самостоятельного конструирования творческих заданий учащимися. Причем надо отметить, что очень часто дети придумывают задания, какие нам, взрослым, не придумать.

Приведу пример самостоятельного творчества учащихся (см. слайд 21). За основу был взят достаточно легкий Развивающий Канон из области астрономии.

Посмотрите, какие красивые задачи, выявляющие многоаспектный подход, гибкое, нестандартное мышление, придумали дети. Ответы (по порядку, слева направо): ж - женский род; 2 - количество слогов в слове; 2 - склонение; 2 - количество повторяющихся букв; 6 - количество букв в слове; 1 - количество букв в окончании; 2 - количество букв «О» в слове; первый - номер ударного слога; З» - звезда, так как Венера - планета, Фобос - спутник.

ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОБЕДНЫМ! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы. («Хорошо, молодец! Не получилось - ничего страшного, зато я вижу, что ты активно работаешь, проявляешь умение мыслить, и успех, конечно же, придет!») Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы (разумеется, если учитель - друг, союзник, помощник).

Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. «Изящный результат», «красивое решение» - эстетические категории, к которым нередко прибегают дети в своих поисках. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию учёного.

Успешных и интересных вам занятий!

Список используемой литературы:

  1. Н. Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999