Цель: раскрыть смысл нравственной нормы в народной жизни.
Задачи:
- научить отличать добрые качества души (добродетели) от негативных качеств (страсти);
- показать, как бороться с недобрыми качествами (страстями) своей души;
- развивать устную речь обучающихся, память, мыслительные способности; коммуникативные навыки;
- воспитывать позитивные качества человека.
Оборудование урока:
- миниатюра из Евангелия «Христос рассказывает притчу», 1693 год;
- Иллюстрация «Святитель Иоасаф Белгородский»;
- Синайская икона, 12 век, «Лествица»:
- Иллюстрация неизвестного художника «Аптека духовная, врачующая страсти»
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о человеческих качествах. Но сначала прочтём сказку.
II. Чтение текста « Как царевич невесту искал» [1]
Ответить на вопросы к тексту «Как царевич невесту искал»:
- Кто такой царевич? (Бог)
- Кого обозначает дочь? (Христианская дева)
- Что такое семь златотканых сарафанов? (Семь добродетелей, в которые душа должна облечься чтобы быть угодной Богу)
- Что такое посох? (Вера)
- Кто показывал девушке правильный путь? (Разные пути – человеческие представления о счастье. «Я есть путь» - слова Христа о пути спасения, находимого верой.)
- Как назывался город, в который пришла девушка? ( Царский город – Царствие Небесное)
- Кем были в нем воеводы? (Ангелы Божии)
- От чего радовались на свадебном пиру? ( Свадебный пир – радость от единения души с Богом.)
III. Усвоение новых понятий
1. Прочитайте тему занятия.
- Все ли слова вам понятны?
- Кто такие воеводы? (Из прошлого занятия – это ангелы)
- Что означает слово ДОБРОДЕТЕЛИ?
Выслушиваются ответы детей.
2.Самостоятельное чтение обучающимися текста из Священной истории «Притча о сеятеле».
Беседа по вопросам:
Вопрос (В). Что называется притчей?
Ответ (От.). Притча – простой рассказ.
В. О чем рассказывал Иисус Христос в притчах?
От. Он объяснял, как следует жить, чтобы стать наследниками Царствия Небесного.
В. Что стало с посеянными семенами?
От. Семя, которое упало при дороге, поклевали птицы. На каменистом месте семя скоро взошло, но корню негде было окрепнуть, и росток завял. Семя, упавшее в терние, заглушила дикая трава. А на доброй земле семя дало плод, который взошел и вырос.
В. Кто сеятель?
От. Бог.
В. Что такое семя?
От. Семя – это слово Божие, а упавшее при пути – это слушающие.
В. Чему учит притча?
От. Притча о сеятеле говорит о том, что желающему следовать по пути заповедей Христовых необходимо постоянно быть внимательным к своей душе. Наблюдать, принесло ли семя добра, брошенное Богом в сердце человека, плод навыка к доброму поведению.
3. Работа по миниатюре из Евангелия.
- Кого вы видите на первом плане?
- Как вы догадались, что это Иисус Христос и Христиане?
- Какова поверхность местности?
- Что изображено на заднем плане?
- Какие краски выбрал художник и почему?
- Какие мысли навевает вам эта миниатюра?
Гимнастика для глаз:
Покажите глазами, куда смотрят купола храма, где опора под ногами, с какой стороны стоит Иисус Христос, а с какой - христиане. Повторите каждое движение глаз 4 раза.
4. В поэме «Сражение семи добродетелей с семью грехами» святитель Иоасаф Белгородский рассказывает о том, как христиане сражаются с недобрыми качествами (страстями) своей души. И о том, какие добрые качества души человека (добродетели) помогают ему в этой нелегкой борьбе
Ключевые слова:
Страсть – стремление к злым делам. Добродетель – доброе, хорошее качество человека или дело. Грех – нарушение человеком Божиих повелений (заповедей). Грех может проявляться в плохих мыслях, поступках, словах.
После самостоятельного чтения отрывка из поэмы беседа по вопросам[2]:
В. Какие враги напали на человека в пути? Назовите их отряд.
От. Гордость, Зависть, Ненависть, Злость, Обжорство, Гнев.
В. Каких Добродетелей взял он в помощь?
От. Смиренье, Милостыня, Чистота, Любовь, Пост, Кротость.
Победить злых врагов человека – страсти могут добрые воины – добродетели. Подберите добродетели, противоположные страстям.
Гордость - … (Смиренье). Жадность - … (Щедрость). Зависть - … (Милостыня). Гнев - … (Кротость). Лень - … (Трудолюбие).
В. В поэме есть такие строки:
Коль обжорство вдруг тебя сильно одолело –
Пост спасительный любя, бейся с плотью смело.
Как вы понимаете значение слова ПОСТ?
5. ПОСТ [3]
«Мост на семь вёрст». Так народная загадка называет Великий пост. Он длится семь недель и совпадает с порой пробуждения природы от зимнего сна.
Полдуба сухого, полдуба сырого,
Да макушка золотая.
Это загадка о Великом посте и о празднике, к которому он ведёт.
Макушка золотая – это Пасха.
Неделя первая.
Первый день Великого поста зовут Чистый понедельник. И недаром. Великий пост – пора весеннего очищения. Это очень нужно перед святым делом- пахотой и севом. Чисто должно быть вокруг человека: в доме, во дворе, на улице, в душе, в уме и помыслах. В народе об этом говорят:
К добру мостись, а от худа пяться.
Отойди от зла и делай благо.
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Кто доброе творит, того зло не вредит.
Добро творить – себя веселить.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Хорошая помощница добру – прилежная работа.
Во вторник первой недели поста понаблюдай за звёздами – по ним можно судить о погоде будущего лета. Яркие звёзды – лето сухое и грозное.
Неделя вторая Великого поста - для вышивки и шитья. Шили – вышивали себе девушки приданое к свадьбе. Отгадайте, что и чем шили.
Скачет - пляшет день-деньской
И на покой со мной уйдет.
Синяя синичка
Весь белый свет одела.
Конь стальной,
Хвост стальной.
Ещё надо было сшить сарафаны и вышить полотенца и скатерти.
Неделя третья Великого поста. Давно в избах стоят ткацкие станки. Много терпения нужно, чтобы наткать полотна на всю семью.
Отгадайте загадку:
Деревянные ноги- Хоть всё лето стой!
Это время - очень строгое время поста. Ткут умелые мастерицы полотно и кружева. Трудятся добрые женские руки.
Четвёртая неделя Великого поста - средокрестная. Вот и прошла за работой первая половина поста. Среда на этой неделе – перелом.
Половина говенья (поста)
Переломилася,
А другая под овраг
Покатилася.
Подайте «крест»,
Подайте другой,
Обмывайте водой.
В средокрестье мальчики ходили по домам, звали такой песенкой хозяев.
Хозяева выходили, плескали на детей воду и благодарили особым печеньем – в виде креста.
Неделя пятая Великого поста – похвальная, в честь Богородицы.
Во вторник на этой неделе молодожёны чествуют родителей жены.
В субботу - званые поминки, родительские. Весной в заботе нуждается всё живое.
Хорошие хозяева с раннего утра обихаживают своих лошадок, овечек и прочую живность.
Наступает шестая неделя Великого поста – вербная. Верба – вестница весны, повинуется зову тепла и солнца. На праздник Входа господня в Иерусалим (смотри иллюстрацию) веточки вербы освящают в храме. Дети стараются донести от церкви до дома вместе с вербой сияющие свечи.
Седьмая, страстная неделя Великого поста – самое строгое время перед праздником весны. Люди должны быть благородными друг к другу, в мире благоденствует добро и красота. Скрашивает жизнь одно из самых радостных дел – красить и расписывать яйца. Ведь яйцо – древний образ вечной жизни.
Загадка.
Что в воде не горит, в воде не тонет и в земле не гниёт? (душа)
6. В 7 веке в Египте жил святой по имени Иоанн. Он написал книгу «Лествица», в которой рассказывается о небесной лестнице, по которой человек может подниматься к миру Горнему. Лестница состоит из 30 ступенек. Для того, чтобы подняться на каждую из них, следует приобрести определенное доброе качество души и проявить его в благочестивом поведении. Лествица – по-славянски означает «лестница».
Рассмотрите иллюстрацию и объясните, почему некоторые изображенные люди падают с лестницы?[2]
- Догадайтесь, почему больше людей падает с верхних ступенек?
- Кто встречает людей на вершине лестницы?
- Кто размещен в левом верхнем углу иконы?
- Кто мешает людям подниматься по лестнице?
7. Физминутка.
8. Самостоятельное чтение отрывка из произведения Н. Заболоцкого[1]
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь! И день, и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном тел
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
Беседа по вопросам:
- Над чем должна трудиться душа человека?
- Что должен делать человек, чтобы научить свою душу трудиться?
- Какой должна стать душа человека?
Перед вами иллюстрация иконы неизвестного художника «Аптека духовная, врачующая страсти».
- Когда вы слышите слово аптека, что вы себе представляете?
Магазин, где продают лекарства.
- Найдите общие и различные понятия между аптекой, где продают лекарства и аптекой представленной на иллюстрации.
Помоги своей душе: нарисуй рецепт, в котором будут названа её болезнь (страсть) и указано лечебное средство (добродетели и дела, в которых душа сможет эти добродетели приобрести).
IV. Итог занятия.
Из священной истории вы узнали, что Бог наградил человека многими талантами. Христиане называют в их числе данную Богом человеку веру. Вера в Бога, как корень для дерева, помогала христианам крепко стоять на ногах, не склоняться ко злу. Какие плоды приносило дерево – душа человека, если имело такой корень?
Скажите, а если человек теряет опору под ногами, может ли он устоять прямо? Что с ним происходит в этом случае?
Кто из живых существ стоит на четырех конечностях? Чем отличается человек от животного? Чего нет у животного, но есть у человека?
Что помогает человеку удержать равновесие и не падать на этом пути?
V. Задание к следующему занятию.
Подберите качества, противоположные добродетелям (умеренность, целомудрие (чистота души и тела), милосердие, кротость, терпение, смирение). Запишите эти слова в черную рамку и подумайте, не следует ли и всем людям бороться с этими качествами своей души?
Литература:
- Шевченко Л.Л., Православная культура,2005
- Экспериментальное учебное пособие для начальных классов,2007
- М.Ю.Новицкая. Введение в народоведение, Дрофа,1997