Классный час "Воеводы сил любви. Добродетели"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: раскрыть смысл нравственной нормы в народной жизни.

Задачи:

  1. научить отличать добрые качества души (добродетели) от негативных качеств (страсти);
  2. показать, как бороться с недобрыми качествами (страстями) своей души;
  3. развивать устную речь обучающихся, память, мыслительные способности; коммуникативные навыки;
  4. воспитывать позитивные качества человека.

Оборудование урока:

  • миниатюра из Евангелия «Христос рассказывает притчу», 1693 год;
  • Иллюстрация «Святитель Иоасаф Белгородский»;
  • Синайская икона, 12 век, «Лествица»:
  • Иллюстрация неизвестного художника «Аптека духовная, врачующая страсти»

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о человеческих качествах. Но сначала прочтём сказку.

II. Чтение текста « Как царевич невесту искал» [1]

Ответить на вопросы к тексту «Как царевич невесту искал»:

- Кто такой царевич? (Бог)

- Кого обозначает дочь? (Христианская дева)

- Что такое семь златотканых сарафанов? (Семь добродетелей, в которые душа должна облечься чтобы быть угодной Богу)

- Что такое посох? (Вера)

- Кто показывал девушке правильный путь? (Разные пути – человеческие представления о счастье. «Я есть путь» - слова Христа о пути спасения, находимого верой.)

- Как назывался город, в который пришла девушка? ( Царский город – Царствие Небесное)

- Кем были в нем воеводы? (Ангелы Божии)

- От чего радовались на свадебном пиру? ( Свадебный пир – радость от единения души с Богом.)

III. Усвоение новых понятий

1. Прочитайте тему занятия.

- Все ли слова вам понятны?

- Кто такие воеводы? (Из прошлого занятия – это ангелы)

- Что означает слово ДОБРОДЕТЕЛИ?

Выслушиваются ответы детей.

2.Самостоятельное чтение обучающимися текста из Священной истории «Притча о сеятеле».

Беседа по вопросам:

Вопрос (В). Что называется притчей?

Ответ (От.). Притча – простой рассказ.

В. О чем рассказывал Иисус Христос в притчах?

От. Он объяснял, как следует жить, чтобы стать наследниками Царствия Небесного.

В. Что стало с посеянными семенами?

От. Семя, которое упало при дороге, поклевали птицы. На каменистом месте семя скоро взошло, но корню негде было окрепнуть, и росток завял. Семя, упавшее в терние, заглушила дикая трава. А на доброй земле семя дало плод, который взошел и вырос.

В. Кто сеятель?

От. Бог.

В. Что такое семя?

От. Семя – это слово Божие, а упавшее при пути – это слушающие.

В. Чему учит притча?

От. Притча о сеятеле говорит о том, что желающему следовать по пути заповедей Христовых необходимо постоянно быть внимательным к своей душе. Наблюдать, принесло ли семя добра, брошенное Богом в сердце человека, плод навыка к доброму поведению.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Православие\Православие 005.jpg

3. Работа по миниатюре из Евангелия.

- Кого вы видите на первом плане?

- Как вы догадались, что это Иисус Христос и Христиане?

- Какова поверхность местности?

- Что изображено на заднем плане?

- Какие краски выбрал художник и почему?

- Какие мысли навевает вам эта миниатюра?

Гимнастика для глаз:

Покажите глазами, куда смотрят купола храма, где опора под ногами, с какой стороны стоит Иисус Христос, а с какой - христиане. Повторите каждое движение глаз 4 раза.

4. В поэме «Сражение семи добродетелей с семью грехами» святитель Иоасаф Белгородский рассказывает о том, как христиане сражаются с недобрыми качествами (страстями) своей души. И о том, какие добрые качества души человека (добродетели) помогают ему в этой нелегкой борьбе

Ключевые слова:

Страсть – стремление к злым делам. Добродетель – доброе, хорошее качество человека или дело. Грех – нарушение человеком Божиих повелений (заповедей). Грех может проявляться в плохих мыслях, поступках, словах.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Православие\Православие 001.jpg

После самостоятельного чтения отрывка из поэмы беседа по вопросам[2]:

В. Какие враги напали на человека в пути? Назовите их отряд.

От. Гордость, Зависть, Ненависть, Злость, Обжорство, Гнев.

В. Каких Добродетелей взял он в помощь?

От. Смиренье, Милостыня, Чистота, Любовь, Пост, Кротость.

Победить злых врагов человека – страсти могут добрые воины – добродетели. Подберите добродетели, противоположные страстям.

Гордость - … (Смиренье). Жадность - … (Щедрость). Зависть - … (Милостыня). Гнев - … (Кротость). Лень - … (Трудолюбие).

В. В поэме есть такие строки:

Коль обжорство вдруг тебя сильно одолело –

Пост спасительный любя, бейся с плотью смело.

Как вы понимаете значение слова ПОСТ?

5. ПОСТ [3]

«Мост на семь вёрст». Так народная загадка называет Великий пост. Он длится семь недель и совпадает с порой пробуждения природы от зимнего сна.

Полдуба сухого, полдуба сырого,
Да макушка золотая.

Это загадка о Великом посте и о празднике, к которому он ведёт.

Макушка золотая – это Пасха.

Неделя первая.

Первый день Великого поста зовут Чистый понедельник. И недаром. Великий пост – пора весеннего очищения. Это очень нужно перед святым делом- пахотой и севом. Чисто должно быть вокруг человека: в доме, во дворе, на улице, в душе, в уме и помыслах. В народе об этом говорят:

К добру мостись, а от худа пяться.
Отойди от зла и делай благо.
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Кто доброе творит, того зло не вредит.
Добро творить – себя веселить.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
Хорошая помощница добру – прилежная работа.

Во вторник первой недели поста понаблюдай за звёздами – по ним можно судить о погоде будущего лета. Яркие звёзды – лето сухое и грозное.

Неделя вторая Великого поста - для вышивки и шитья. Шили – вышивали себе девушки приданое к свадьбе. Отгадайте, что и чем шили.

Скачет - пляшет день-деньской
И на покой со мной уйдет.
Синяя синичка
Весь белый свет одела.
Конь стальной,
Хвост стальной.

Ещё надо было сшить сарафаны и вышить полотенца и скатерти.

Неделя третья Великого поста. Давно в избах стоят ткацкие станки. Много терпения нужно, чтобы наткать полотна на всю семью.

Отгадайте загадку:

Деревянные ноги- Хоть всё лето стой!

Это время - очень строгое время поста. Ткут умелые мастерицы полотно и кружева. Трудятся добрые женские руки.

Подпись:   

Четвёртая неделя Великого поста - средокрестная. Вот и прошла за работой первая половина поста. Среда на этой неделе – перелом.

Половина говенья (поста)
Переломилася,
А другая под овраг
Покатилася.
Подайте «крест»,
Подайте другой,
Обмывайте водой.

В средокрестье мальчики ходили по домам, звали такой песенкой хозяев.

Хозяева выходили, плескали на детей воду и благодарили особым печеньем – в виде креста.

Подпись:   

Неделя пятая Великого поста – похвальная, в честь Богородицы.

Во вторник на этой неделе молодожёны чествуют родителей жены.

В субботу - званые поминки, родительские. Весной в заботе нуждается всё живое.

Хорошие хозяева с раннего утра обихаживают своих лошадок, овечек и прочую живность.

Наступает шестая неделя Великого поста – вербная. Верба – вестница весны, повинуется зову тепла и солнца. На праздник Входа господня в Иерусалим (смотри иллюстрацию) веточки вербы освящают в храме. Дети стараются донести от церкви до дома вместе с вербой сияющие свечи.

Седьмая, страстная неделя Великого поста – самое строгое время перед праздником весны. Люди должны быть благородными друг к другу, в мире благоденствует добро и красота. Скрашивает жизнь одно из самых радостных дел – красить и расписывать яйца. Ведь яйцо – древний образ вечной жизни.

Загадка.

Что в воде не горит, в воде не тонет и в земле не гниёт? (душа)

6. В 7 веке в Египте жил святой по имени Иоанн. Он написал книгу «Лествица», в которой рассказывается о небесной лестнице, по которой человек может подниматься к миру Горнему. Лестница состоит из 30 ступенек. Для того, чтобы подняться на каждую из них, следует приобрести определенное доброе качество души и проявить его в благочестивом поведении. Лествица – по-славянски означает «лестница».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Православие\Православие 002.jpg

 Рассмотрите иллюстрацию и объясните, почему некоторые изображенные люди падают с лестницы?[2]

- Догадайтесь, почему больше людей падает с верхних ступенек?

- Кто встречает людей на вершине лестницы?

- Кто размещен в левом верхнем углу иконы?

- Кто мешает людям подниматься по лестнице?

7. Физминутка.

8. Самостоятельное чтение отрывка из произведения Н. Заболоцкого[1]

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь! И день, и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном тел
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

Беседа по вопросам:

- Над чем должна трудиться душа человека?

- Что должен делать человек, чтобы научить свою душу трудиться?

- Какой должна стать душа человека?

Перед вами иллюстрация иконы неизвестного художника «Аптека духовная, врачующая страсти».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Православие\Православие 003.jpg

- Когда вы слышите слово аптека, что вы себе представляете?

Магазин, где продают лекарства.

- Найдите общие и различные понятия между аптекой, где продают лекарства и аптекой представленной на иллюстрации.

Помоги своей душе: нарисуй рецепт, в котором будут названа её болезнь (страсть) и указано лечебное средство (добродетели и дела, в которых душа сможет эти добродетели приобрести).

IV. Итог занятия.

Из священной истории вы узнали, что Бог наградил человека многими талантами. Христиане называют в их числе данную Богом человеку веру. Вера в Бога, как корень для дерева, помогала христианам крепко стоять на ногах, не склоняться ко злу. Какие плоды приносило дерево – душа человека, если имело такой корень?

Скажите, а если человек теряет опору под ногами, может ли он устоять прямо? Что с ним происходит в этом случае?

Кто из живых существ стоит на четырех конечностях? Чем отличается человек от животного? Чего нет у животного, но есть у человека?

Что помогает человеку удержать равновесие и не падать на этом пути?

V. Задание к следующему занятию.

Подберите качества, противоположные добродетелям (умеренность, целомудрие (чистота души и тела), милосердие, кротость, терпение, смирение). Запишите эти слова в черную рамку и подумайте, не следует ли и всем людям бороться с этими качествами своей души?

Литература:

  1. Шевченко Л.Л., Православная культура,2005
  2. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов,2007
  3. М.Ю.Новицкая. Введение в народоведение, Дрофа,1997