Вступление
Понятие касательной к кривой – одно из важнейших в курсе математики средней школы. Введение этого понятия в курсе геометрии и алгебры различаются не только по временным, но и по «идейным соображениям». Отрывочные сведения о касательной не обеспечивают целостного представления о ней.
Уроки алгебры и начала анализа 10-го классов, посвященные данной теме, дают возможность реализовать внутрипредметные и межпредметные связи. Цепочка взаимосвязанных задач, проблемные вопросы, лабораторно-практические и творческие домашние задания позволяют формировать у учащихся целостное представление о касательной к кривой. Упражнения комплексного характера не только помогают учителю развивать практические умения учеников в применении математических знаний, но и способствуют развитию интереса к предмету, показывают универсальность использования математического аппарата.
Одной из форм проведения итогового контроля по теме «Касательная к графику функции» может быть лабораторно-практическая работа, дающая возможность проверить, как ученики овладели навыками составления уравнения касательной к кривой в точке, как они владеют понятием производной функции в точке и умеют связать это понятие с коэффициентом при независимой переменной в уравнении касательной; насколько точно умеют строить графики функций, как могут соотнести результаты аналитического решения с геометрическими построениями на координатной плоскости и обратно.
План урока:
1. Вводное слово учителя (сообщение целей урока);
2. Повторение изученного;
3. Лабораторная работа;
4. Подведение итогов;
5. Дифференцированное домашнее задание.
Цели:
- систематизировать и закрепить знания по теме «Касательная к графику функции»;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля, познавательную деятельность, самостоятельность и творческую активность;
- воспитывать волю и упорство для достижения конечных результатов
Оборудование:
- миллиметровая бумага;
- карточки с заданиями лабораторной работы.
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Учащиеся должны знать:
- правила вычисления производных;
- определение углового коэффициента касательной;
- уравнение касательной к графику функции.
Учащиеся должны уметь:
- находить производные;
- составлять уравнение касательной к графику функции;
- формулировать выводы.
Упражнения, которые приводятся в учебнике, не отличаются большим разнообразием и способствуют в основном отработке навыка нахождения производной функции в точке, составлению уравнения касательной к кривой в точке и определению угла между графиком и осью абсцисс. Ни одно из упражнений учебника не требует выполнения построения графиков, хотя ученики вполне справились бы с такого рода заданием, и это позволило бы в нужной степени развить у них соответствующее умение. Между тем такие «голые» аналитические выкладки не позволяют сформировать представление о касательной как о геометрическом объекте.
I. Вводное слово учителя (сообщение целей урока);
II. Повторение изученного
В качестве закрепляющих упражнений проблемного характера можно взять следующие:
1. Привести примеры «гладких» кривых, которые в любой точке имеют касательную.
2. Начертите графики функций, которые в некоторых точках не имеют касательных.
3. Можете ли вы назвать такие кривые, касательная к которым имеет с ней ещё одну точку пересечения.
4. Привести примеры функций, касательная к графикам которых параллельна оси абсцисс.
5. Начертить графики функций, касательные к которым на некоторых интервалах составляют острые (тупые) углы с осью абсцисс.
6. Каково «поведение» функции, если на некотором промежутке области её определения касательная к её графику составляет острый (тупой) угол с осью абсцисс?
7. Приведите примеры графиков функций, касательные к которым в некоторых их точках были бы параллельны между собой, перпендикулярны между собой, составляли бы острые или тупые углы.
III. Лабораторная работа выполняется на миллиметровой бумаге и содержит 5 заданий
1. а) Записать уравнение касательной к графику функции y = в точке = 2 и к графику функции y = - в точке = -2. (1 балл)
б) Построить в одной системе координат график каждой из данных функций и касательной к ним в указанных точках. (1 балл)
2. Под каким углом график функции y = cos x пересекает ось абсцисс в точке = П / 2. (1 балл)
3. Найти угол между графиками функций f(x) = и d(x) = . Постройте в системе координат угол между графиками данных функций. (2 балла)
4. На графике функции y = - 4x + 3 найти такие точки, в которых касательная к нему параллельна прямой y = 4x + 3. Дайте геометрическую иллюстрацию этому решению. (2 балла)
5. По графику некоторой функции, приведенному на рисунке составьте уравнение касательной к графику в точке, указанной на рисунке 1. (2 балла)
Рисунок 1
Таблица 1. Схема перевода суммарного рейтинга в пятибалльную шкалу отметок
Рейтинг |
Выполнено
менее |
3 – 4 балла |
5 – 7 баллов |
8 – 9 баллов |
Отметка |
2 |
3 |
4 |
5 |
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание может быть следующим:
1. Что является касательной к прямой в произвольной точке?
2. Имеет ли график функции у = |x| касательную в точке с абсциссой
а) -1;
б) 0;
в) 1?
3. Написать уравнение касательной к параболе у = в точке с абсциссой
а) -1;
б) 0;
в) 1.
Сделать чертёж.
4. Написать уравнения касательных к параболам у = и у = в точках их пересечения.
Сделать чертёж.
5. При каком значении «в» угловой коэффициент касательной к параболе у = + вх + 3 в точке пересечения её с осью ординат равен 3?
6. Написать уравнение параболы, касающейся прямой у = х в точке с координатами (1;1) и оси абсцисс.
Выполнить чертёж.
7. Написать уравнение касательной к кривой у = в точке пересечения этой кривой с осью ординат.
Выполнить чертёж.
8. Написать уравнения всех касательных к кривой у = - 3х + 1, которые параллельны прямой 9х – у = 5.
9. Доказать, что кривые у = 2 - 3 + 6х и у = 4 + 15 – 156х + 27 касаются друг друга в точке с абсциссой равной 3.