Современное общество – это информационное общество, в котором одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к общим целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика и ИКТ». Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. Также надо отметить специфическую особенность курса информатики – его направленность на подготовку обучающихся к последующему использованию компьютера в практической деятельности, выработки у них определенных операциональных умений и навыков.
Это накладывает отпечаток и на проверку и оценку знаний школьников – объектом контроля становится их готовность для различного вида учебной деятельности, сформированность определенных умений и навыков. Это обстоятельство требует введения новых форм контроля знаний и умений обучающихся в процесс обучения, искать пути своевременного обнаружения и исправления недостатков в знаниях и умениях обучающихся. Такой формой контроля знаний учащихся может стать рейтинговая система.
Предлагаемая система оценки знаний учащихся не отменяет традиционной 5-бальной системы. Принципиальное отличие рейтинговой системы оценки знаний от традиционной заключается в том, что оценка за полугодие выводится не как средняя от всех полученных в ходе уроков, а исходя из суммы всех заработанных в течение полугодия баллов.
Основным нормативом, соотносящим рейтинговую систему с традиционной является: С5- сумма баллов, которую должен заработать за полугодие учащихся, претендующий на оценку «5». С5- определяется преподавателем самостоятельно. Для определения С5 следует исходить из специфики предмета, привычной для учителя интенсивности опроса, количества учебных часов отводимых программой. С5 сообщается учащимся в начале полугодия и не подлежит изменению до его завершения. С4=3/4С5; С3=1/2С5. Если при определении С3 и С4 получаются дробные числа, она округляется до целого числа в направлении уменьшения. Балы зарабатываются учащимися тремя основными способами:
а) текущая работа на уроках
- полный ответ оценивается (за ответ идеальный, емко и полно раскрывающий поставленный вопрос); | 6б |
- за очень хороший ответ, отличающийся от идеального лишь несущественными погрешностями; | 5б |
- за хороший ответ, страдающий рядом несущественных погрешностей или одной- двумя существенными; | 4б |
- за посредственный ответ с целым рядом замечаний, с серьезными нарушениями логики; | 3б |
- за заведомо неудачный ответ при наличии представления о теме вопроса; | 2б |
- за плохой ответ при наличии явного стремления разобраться в существе рассматриваемого вопроса; | 1б |
- оценивается также работа учащихся с места, в зависимости от сложности вопроса; | 1-2б |
- отказ от ответа | 0б |
б) сдача зачетов или написание контрольных работ, по темам изученным в течение полугодия. Таким способом учащиеся должны иметь возможность заработать 1/2С5
в) отработка задолжности. На зачетной неделе в конце полугодия учащиеся могут отработать свою задолжность (т.е. исправить отказы от ответов, пропуск занятий), зафиксированную преподавателем в журнале. (В отдельных случаях учитель может принять отработку задолжности в течение полугодия, исходя из своего свободного времени). Задолжность сдается исходя их суммы оценки не более 1/5С5. Если у учащегося в течение всего полугодия не было ни одного отказа или пропуска, он может получить 1/5С5 автоматически, без сдачи какого-либо материала. Если у учащегося долг всего по одному уроку, он сдает задолжность по этому уроку исходя из 1/5С5. Если у учащегося по десяти урокам, он сдает материал всех этих уроков, но из тех же 1/5С5.
Текущая успеваемость учащихся фиксируется не только в журнале, но и в зачетных книжках, которые заменяют собой дневник и находятся на руках у учащихся. В случае разночтений между журналом и зачетной книжкой последней принадлежит решающая роль. Но задолжность учащегося фиксируется только в журнале. Отметки, выставленные в зачетные книжки, дублируются в журнале. Его отличие от обычного школьного журнала только в том, что вместо оценок ставятся заработанные за урок баллы. Отказ от ответа или заведомо и полностью неправильный ответ отмечается в журнале «0» и отрабатывается в конце полугодия. Пропуск «н». Все «0» и «н» отрабатываются вместе. По завершении полугодия преподаватель вписывает в журнал суммы заработанных каждым учащимся баллом, после чего на основании этих сумм каждому выставляется оценка за полугодие.
Сама рейтинговая система подразумевает изменение всего процесса обучения. Все темы учебной программы изучаются, отрабатываются и контролируются по следующей схеме: лекция - рабочий урок (практическое занятие) - зачет. Это возможно при проведении сдвоенных уроков. Лекционный материал дается блоком в виде эвристической беседы с учащимися. Для получения новых знаний у них постоянно идет востребованность предыдущих. При этом происходит в сознании учащегося наращивание теоретических знаний. На лекции необходимо останавливать внимание учащихся на основных узловых вопросах темы, показать их взаимосвязь, вскрыть причинно-следственные связи, актуализировать знания школьников, полученные на уроках других дисциплин, используя различные средства обучения и воспитания. Необходимо учитывать разный темп восприятия материала учащимися, а к наиболее важным и трудным вопросам возвращаться в ходе лекции несколько раз. И когда у учащихся создается целостное представление о теме, более частые вопросы в дальнейшем разбираются на рабочих уроках и практических занятиях. На последующих рабочих уроках происходит отработка навыков и умений, т.е. делается конкретная иллюстрация полученным знаниям. Практические занятия призваны закрепить знания учащихся. На них учащимся ставятся проблемные вопросы и создаются проблемные ситуации, для решения которых необходимо востребовать весь свой полученный запас знаний. А, решив созданную проблему, они самостоятельно выстраивают логическую цепь об использовании полученных знаний на конкретных объектах. Уроки - зачеты проводятся с целью оценки знаний и умений, полученных каждым учащимся при изучении конкретной учебной темы. Важно, чтобы ученикам были заранее известны типы задач и заданий, включаемых в зачет или контрольную работу. Это психологически подготавливает школьников, повышает их ответственность за результаты работы, приучает планировать свою работу. Кроме того, есть ряд учащихся, испытывающих при вызове к доске или устном ответе, психологический дискомфорт по ряду причин – отношения с ребятами в классе, определенные физические недостатки.
Суть рейтинговой системы состоит в том, что начиная с 1 сентября и до окончания учебного года полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет четвертные и годовые «пятибалльные» оценки.
Основа рейтинговой системы — деятельностный подход к организации учебной работы учащихся, поэтому по всем предметам учебный материал был разбит на определённое количество внутри предметных модулей. Затем были определены и вынесены на контроль конкретные цели обучения, ключевые понятия в каждом модуле. Разработаны системы текущего контроля по различным видам учебной деятельности (решение задач, индивидуальные занятия, контрольные работы, тесты). Определены максимальное и минимальное количество баллов рейтинга по каждому виду учебной деятельности, количество и формы рубежного контроля по окончании изучения тем. Установлено максимальное количество баллов за каждый контроль. Подсчитана максимальная сумма баллов, которую может набрать учащийся после прохождения всех видов контроля. Разработана система «льготных» и «штрафных» баллов. Оговорена шкала перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценок. Разработана форма заполнения классного журнала, памятки для учащихся и их родителей, зачетной книжки и электронного журнала для учителя. [Приложение]
На первом уроке я рассказываю о методике работы, о рейтинговой системе, оговариваю каждый пункт «договора» (так условно названа памятка) и такой «договор» вывешивается на стенд в кабинете, чтобы учащиеся в любое время еще раз могли с ним ознакомится. На первом же родительском собрании я знакомлю родителей учащихся с методикой работы по данной системе. Рассказываю о системе оценивания знаний, чтобы впоследствии, увидев в тетради сына или дочери вместо ожидаемой двойки, например, 8 баллов — они не удивлялись, а помогали ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.
По данной системе задачей учащихся является набрать в течение полугодия по информатике при 2 часовой программе в неделю следующее количество баллов:
На «5» - 150 б
На «4» - 120 б
На «3» - 75 б
Зачет – 30 б
Обучение в старших классах осуществляется по учебнику Н.Д. Угриновича. Школьный курс информатики удобно разбить на следующие модули:
10 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Техника безопасности. Место информатики в научном мировоззрении. | 2 |
2. | Информация и информационные процессы. | 6 |
3. | Представление информации. | 8 |
4. | Компьютер. | 14 |
5. | ОС Windows. | 8 |
6. | Технология обработки текста. | 14 |
7. | Технология обработки графики. | 6 |
8. | Алгоритмы и исполнители. | 8 |
9. | Резерв. | 2 |
ИТОГО: | 68 |
Название модуля | Работа на уроке (текущая, инд-ная) | Контрольная работа, Тест | Практическая работа | Творческоезадание | ИТОГО: |
1 полугодие | 75б | ||||
Информация и информационные процессы. | карточки | Тест-25 б | 25б | ||
Представление информации. | карточки | Контр. раб.-10б | 10б | ||
Компьютер. | Тест №1-15б Тест №2-10б (комп-ный) Тест №3-10б (комп-ный) | Доклады-10б (дополн.) | 35б | ||
ОС Windows. (4ч) | 5б | 5б | |||
2 полугодие | 75б | ||||
ОС Windows. (4ч) | Тест- 20б | 20б | |||
Технология обработки текста. | Тест-15б | 10б | 10б (дополн.) | 25б | |
Технология обработки графики. | Тест-13б | 7б | 20б | ||
Алгоритмы и исполнители. | карточки | Тест-10б | 10б |
11 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Основы программирования. | 26 |
2. | Технология обработки числовой информации. | 4 |
3. | Моделирование и формализация. | 8 |
4. | Технология хранения, поиска и сортировки информации. | 8 |
5. | Технология разработки мультимедийных проектов. | 8 |
6. | Компьютерные коммуникации. | 12 |
7. | Резерв. | 2 |
ИТОГО: | 68 |
Название модуля | Работа на уроке (текущая,инд-ная) | Контрольная работа, Тест | Практическая работа | Творческоезадание | ИТОГО: |
1 полугодие. | 75б | ||||
Основы программирования | |||||
Языки программирования. Структура программы на языке Qbasic. | 15б | 10б | 15б | ||
Условный оператор. | 15б | 10б | 15б | ||
Оператор цикла. | 15б | 10б | 15б | ||
Массивы. | 15б | 10б | 15б | ||
Вспомогательные алгоритмы | 13б(допол.) | ||||
Технологии обработки числовой информации. | 15б | 10б | 15б | ||
Моделирование и формализация.(4ч) | |||||
2 полугодие. | 75б | ||||
Моделирование и формализация.(4ч) | 15б | 15б | |||
Технология хранения, поиска и сортировки информации. | 15б | 15б | |||
Технология разработки мультимедийных проектов. | 25б | 25б | |||
Компьютерные коммуникации. | 10б | Доклады 10б | 20б | ||
Итоговый тест 25б |
Я остановилась на рейтинговой системе контроля знаний, потому что именно эта система, позволяет полнее раскрыться ученикам, вызывает дух соревнования, повышает интерес к предмету, не вызывая зависти, поскольку все находятся в равных условиях с начала и до конца изучения предмета.
Стоит отметить, что использование рейтинга оказывает влияние и на педагогический почерк самого учителя. Ведь ему приходится заранее, еще в начале темы, курса, определяться с подходами к проверке и оцениванию знаний учащихся и, своевременно информируя учеников о «правилах игры», вовлекать их как в коррекцию своих знаний, так и в общую для всех участников процесса обучения систему контроля. Объективность и «прозрачность» методов выставления итоговых оценок привлекает учащихся, повышает уважение к учителю. А так как принципы просты и известны ученикам с самого начала, то любой ученик всегда сможет пересчитать свой рейтинг и сравнить с выставленным преподавателем.
Применение рейтингового контроля знаний помогает ученику начать осознанно работать над собой, реально оценить свои возможности, дает шанс расширить их, внутренне раскрепощает ученика, снимает страх перед процессом обучения в целом и формами контроля знаний в частности, укрепляет познавательный интерес, помогает стать самостоятельнее и увереннее в себе.