Цели урока:
- Образовательная. В результате урока учащиеся: исследуют в совместной деятельности с учителем особенности развития Руси в период правления князя Владимира.
- Развивающая. Ученики учатся: развивать внимание; строить грамотный монологический ответ; обобщать и делать выводы; организовывать себя на выполнение поставленной задачи; работать в группе, сотрудничать при решении учебных задач; самостоятельно работать с текстом учебника, историческим документом; составлять опорный конспект.
- Воспитательная. Учащиеся: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе коллективной, групповой работы; развивают чувство уважения к историческому наследию.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, карта «Русь в VIII - X вв.», компьютер, экран, мультимедийный проектор, выставка книг и энциклопедий, карточки с заданиями для групп, «Повесть временных лет», таблички с выводами по теме, карточки с датами и с именами князей.
Оформление доски. Средняя часть доски: тема урока, портрет Владимира Святославича, записан эпиграф и в нем закрыта последняя часть высказывания; на левой стороне доски новые слова (былины, ополчение, наместники); на правой стороне будет оформляться таблица из заранее заготовленных карточек; она будет заноситься детьми в тетрадь.
Класс поделен на три группы. Для каждой группы по 2 задания. К уроку готовилось 2 сообщения учащимися (Рассказ о Владимире-язычнике, «Владимир Красное Солнышко в былинах», «Строительство крепостей при Владимире Святославиче»)
Учебник: Черникова Т.В. История России. IX-XVI вв.: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учеб. Заведений/ Под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Дрофа, 2005.
Ход урока.
I этап. Организационный этап.
Приветствие.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать тему «Киевская Русь».
II этап. Проверка знаний и умений.
1. Но прежде, чем перейти к новой теме повторим материал прошлого урока, а начнем как всегда с блиц-опроса по датам (показываю карточки с написанными датами): 862 г., 882г.
2. А теперь такое задание: по характеристике узнайте киевского князя.
А) Древнерусский князь, варяг, перенес центр княжества из Новгорода в Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. Совершил походы на Византию и подписал выгодный
для Руси договор. Получил прозвание Вещий. Летопись причиной смерти называет укус змеи. (поднимают табличку с именем Олег).
Б) Первая известная в истории женщина-правительница на Руси. Активно проявила себя во внешней политике - ездила в Византию, где приняла христианство. (Ольга).
В) Князь-воин, совершивший целый ряд победоносных походов. Разгромил Хазарский Каганат, подчинил Киеву вятичей, разбил Волжскую Булгарию, вел войну за Дунайскую Болгарию. (Святослав)
Г) Сын Святослава, который в результате междоусобных войн стал великим князем. (Владимир)
3). - Ребята, расскажите о междоусобной войне сыновей Святослава и о том, как пришел к власти Владимир. (ответ учащихся)
- Ребята, а какие черты характера Владимира вы бы выделили? (учащиеся отметили: пришел к власти через убийство брата, через убийство ни в чем не повинных людей.
III. Подготовка к основному этапу усвоения материала.
- Мы будем говорить сегодня о периоде правления князя Владимира, Запишем тему урока: «Русь при Владимире Святославиче», (слайд №1), нарисуем солнышко и напишем в нем: «Князь Владимир» и годы правления 980-1015 гг.
Вместе с вами мы будем исследовать особенности развития Руси в период правления Владимира. Мы будем продолжать развивать умение слушать, выделять главное в тексте; обобщать и формулировать выводы, умение работать с текстом учебника, историческим документом, умение работать с картой.
А работать мы будем в группах, оценивать себя вы попробуете сами при помощи жетонов. Результатом нашей работы будет составление схемы в тетради.
IV. Изучение нового материала.
- К сегодняшнему уроку одна из групп готовила индивидуальное задание: изучить отрывок из «Повести временных лет». Прослушайте сообщение и назовите те качества, которые отличали Владимира.
(Примерный ответ учащегося: Предания рисуют Владимира как ярого приверженца язычества, человеком жестоким, кровожадным, безнравственным. Он установил на киевских холмах новые статуи языческих идолов. Этим идолам приносились жертвы, и не раз даже - человеческие. Один из случаев кровавого жертвоприношения описан в летописи. Возвратившись в 983 г. в Киев из похода после победоносного завоевания ядвигов, Владимир решил принести жертву языческим идолам. Старцы ему подсказали: «Кинем жребий на отроков и девиц: на кого он падет, того и принесем в жертву». Так и сделали. Но старый варяг отказался отдавать своего сына на жертву. Разъяренная толпа растерзала и отца, и сына.)
- Пожалуйста, какие качества вы отметили во Владимире? (жестокость, безнравственность и т. д.).
- Да, ребята, действительно, неоднозначен был Владимир, запятнавший себя убийством Рогволда и его сыновей, которые не были его врагами, вероломно умертвил собственного брата, был жестоким.
Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко, Ласковым, Святым и Великим. Никакого другого князя не любили и не помнили так долго на Руси, как Владимира.
А теперь посмотрим на доску, здесь написаны слова Н. М. Карамзина: «Владимир с помощью наемников и злодеяний овладел государством. Но скоро доказал, что родился
быть государем Великим. Главное право его на вечную память и благодарность состоит в том, что...».
Попробуем вместе с вами определить, за что же Россия благодарна ему? (Вопрос записан на доску). А решив эту проблему, мы с вами и узнаем, какой же была Русь при Владимире.
У нас некоторые учащиеся уже пытались найти ответ на этот вопрос в произведениях устного народного творчества – былинах. Послушаем их. (Примерный ответ: Время княжения Владимира воспето в былинах, а самого князя называют былины Красным Солнышком. Многочисленные былины повествуют о щедром и славном, о добром и милостивом князе, показывают его пышные пиры: он приказывал ставить на княжьем дворе столы для народа, и все могли прийти на этот пир. Владимир – покровитель богатырей русских, а те верно служат Владимиру: «Буду верой и правдой защищать, оборонять Русь Великую, стоять за стольный Киев-град, за свой народ да за князя Владимира». Таким образом, мы видим князя Владимира добрым, щедрым, ласковым.)
- Ребята, а достаточно ли быть добрым, щедрым, ласковым, чтобы остаться в памяти людей на века?
-Видимо, нет, недостаточно. Продолжаем искать ответ!
Вспомните, какое государство князь Владимир унаследовал? Назовите последствия междоусобицы для Руси.
Учащийся отвечает у доски у карты.
- Итак, ребята, Киеву перестали платить дань вятичи и радимичи. (слайд № 2). Польский король за это время захватил Перемышль и Червень у Руси на западе. Волжская Булгария стала чинить препятствия русской торговле. Южные соседи Киева-печенеги-совершали грабительские набеги и разоряли Русь.
Таким образом, государство распадалось, теряло земли, становилось слабым.
Ребята, посмотрите на карту-схему. Так какие проблемы нужно было решить новому правителю? (Учащиеся отвечают, предлагают варианты. Вместе обсуждаем, формулируем короткие проблемы). Готовые таблички с записанными проблемами я прикрепляю на доску, а учащиеся их записывают в тетрадях:
- проблема сохранения государства,
- проблема управления государством,
- проблема защиты государства,
- наладить отношения с соседями.
А наша задача, исследовать документы - «Повесть временных лет», и определить, что Владимир сделал для сохранения государства, как управлял государством, что было сделано для того, чтобы защитить Русь, какие отношения сложились у Руси с соседями.
Итак, 1-е задание для групп. Время для выполнения - 3-4 минуты. Затем выразительно прочитать текст и ответить на записанные в карточке вопросы.
Задание для I группы:
В лето 6489 (981). Пошел Владимир на вятичей и победил вятичей и возложил на них дань, как и отец его брал.
В лето 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у Владимира воевода Волчий Хвост. И послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке Пищане и победил их. И платят радимичи дань Руси, повоз везут и доныне.
Ответьте на вопросы:
- О чем говорится в этом документе?
- Покажите на карте, на какие славянские народы ходил походом князь Владимир.
- Каков был результат походов?
- Какое значение это имело для государства?
Задание для II группы
В лето 6489 (981). Пошел Владимир к полякам и занял города их: Перемышль, Червен и другие города.
В лето 6491 (983). Пошел Владимир на ятвягов и победил, и взял землю их.
Ответьте на вопросы:
- О чем говорится в документе?
- Покажите на карте, куда совершал походы Владимир?
- Каковы были результаты походов?
- Какое значение это имело для государства?
Задание для Ш группы
1. Прочитайте статью учебника на странице 27 пункт №3 «государственное управление».
2. Найдите ответы на вопросы и прочитайте их:
- кого Владимир сажал по городам править?
- какие обязанности выполняли наместники?
- кому подчинялись наместники?
- какой стала центральная власть?
Подведение промежуточных итогов.
- Слушаем ваши выводы:
От I группы выступающий у доски отвечает на поставленные вопросы, и по карте показывает, что вновь были к Руси присоединены территории вятичей и радимичей. (слайд №3)
От II группы выступающий у доски у карты отвечает на поставленные вопросы к тексту, по карте показывает, к Руси присоединились земли ятвягов, вернул земли у Польши – Перемышль, Червен. (слайд №4)
На доску прикрепляю табличку «отвоевал земли у Польши и ятвягов»
- Ребята, внимание на экран, посмотрите внимательно на карту-схему. (слайд №4). Какой вывод мы с вами сделаем?(территории государства вновь объединились).
- Да, ребята, при Владимире закончилось формирование основной территории Киевской Руси. Запишем вывод в тетрадь. (прикрепляю табличку «закончилось формирование основной территории Киевской Руси» на доску в нашу таблицу.
- Давайте еще раз покажем границы объединившегося государства. Государство Русь к этому времени объединило всех восточных славян. Западная граница страны доходила до притока Вислы, на северо-западе она упиралась в Финский залив Балтийского моря, на севере граница исчезала в необозримой тайге, на востоке подвластные ей земли доходили до места впадения Оки и Волгу, южная граница шла по кромке степи, но в нескольких местах русские города оказывались значительнее южнее, уже по ту сторону степного раздолья: Белгород в устье Днестра, Олешье в низовьях Днепра, Тмутаракань на Северном Кавказе около Таманского пролива.
От III группы выступающий у доски отвечает на вопросы, отмечает, что по городам Владимир сажал своих бояр - наместников и князей - наместников, которые творили суд, поддерживали внутренний порядок, собирали налоги на окрестных территориях. Они слушали во всем киевского князя. Таким образом, центральная власть от этого упрочилась.
По ходу ответа ученика учитель прикрепляет таблички на доску: «сажал по городам наместников» и «центральная власть упрочилась». (Учащиеся записывают вывод в тетрадь)
Второе задание для групп такое:
Для 1 группы
В лето 6496 (988). И сказал Владимир: «Не добро, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населял города, так как шла война с печенегами. И воевал с ними и одолевал их.
Ответьте на вопросы:
- О чем говорится в тексте?
- Почему именно у Киева строили города-крепости?
- Какие племена призвал Владимир для борьбы с печенегами?
- Как думаете, почему?
- Какое значение имело для государства строительство крепостей на юге Руси?
Для II группы
В лето 6493 (985). Пошел Владимир на болгар с дядей своим Добрынею. И победил болгар. И заключил Владимир с болгарами мир и дали друг другу клятву, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель - тонуть». И вернулся Владимир в Киев.
Ответьте на вопросы:
- О чем говорится в тексте?
- Покажите по карте, куда совершил поход Владимир?
- Каков был результат похода?
- Какое значение это имело для государства?
Для III группы
Прочитайте на странице 26 учебника пункт №1 «Дружина и богатыри» и найдите в тексте ответы на вопросы:
- Кого брал в дружину Владимир?
- Кого, кроме дружины, выводил в походы Владимир?
- Каким вы увидели войско Владимира?
Подведение промежуточных итогов.
- Слушаем выводы.
От I группы выступающие отмечают, что около Киева начали строить крепости, так как со степи нападали на русские села города печенеги, они захватывали имущество и людей, жгли дома. Поэтому все силы сосредоточили на обороне от печенегов. (слайд № 5)
- А вот какими были эти крепости, расскажет нам готовивший индивидуальное сообщение ученик. (рассказ по пункту № 4 параграфа 7-8 на стр. 28).
- Давайте в нашей схеме отметим вывод: «строительство крепостей».
От II группы выступающие отмечают, что поход против Волжских булгар закончился победой, заключением мирного договора. (В это время слайды №5, по щелчку)
- Ребята, как строил отношения с соседями Владимир?
- Запишем вывод: «Заключил мир с Волжской Булгарией».
От III группы выступающие отмечают, что в дружину Владимир брал не только из нарочитой чади, но и простолюдин, невзирая на происхождение. В большие походы князь выводил не только дружину, но и воев, то есть ополченцев.
- Запишем выводы в нашу схему: «дружина из славянских воинов» и «создание ополчений».
- Ребята, а какое значение имело для Руси создание городов-крепостей около Киева, содержание дружины и создание ополчения?
- Да, запишем вывод в схеме: «укрепление обороны южных границ».
V. Подведение итогов урока.
Давайте назовем заслуги Владимира Святославича перед Отечеством, (ребята называют выводы по схеме в тетради и на доске.) (Слайд №6)
А теперь откроем цитату Карамзина. Совпадают ли наши доказательства и слова Карамзина? («…он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные»)
Все сегодня молодцы. Проставьте количество баллов, получивших на уроке на зачетном листочке - это и будут ваши оценки.
VI. Информация о домашнем задании. (слайд №7)
- параграф №7-8, пункты 1-4. Отвечать на вопросы 1-4 на стр. 32-33.
- индивидуальные зад.: по «ПВЛ» подготовить сообщение на стр. 106-107, а по учебнику - стр. 66-67.