Урок технологии по теме "Проведение праздника Пасхи в семье"

Разделы: Технология


Цели:

  • знакомство с празднованием в семье праздника Светлой Пасхи.
  • научить оформлять интерьер дома к празднику;
  • привитие интереса к культуре своего народа, уважение к традициям, обычаям;
  • научиться сервировать пасхальный стол, готовить пасхальные блюда.

Наглядные пособия: Презентация в слайдах по теме «Пасха». Вырезки из журналов с элементами украшения. Яйца, украшенные бисером, обвязанные лентами, тесьмой. Инструкционные карты «Способы крашения яиц», «Приготовление Пасхального кулича», «Способ складывания салфетки»

Оборудование и материалы: Кухонный инвентарь, печи, скатерти, салфетки, посуда с пасхальными рисунками, декоративные украшения.

На уроке учащиеся работают по группам. Результаты каждой группы обсуждаются на общем «коммуникативном плацдарме». Содержание урока разбито, на три учебных ситуаций, каждая ситуация содержит конкретные задачи, которые лежат в логике текущего урока.

Ход урока

I. Организационный момент:

приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на успешность в работе.

II. Цель первой ситуации:

Познакомить учащихся с историей праздника Пасхи.

Учитель задает вопрос учащимся: «Какие праздники вы празднуете в семье?»

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учитель обобщает ответы учащихся.

В каждой стране, в каждой семье существуют свои традиции встречать праздники! На сегодняшнем уроке мы с Вами познакомимся с праздникомСветлой Пасхи.

Немного из истории:Одним из любимых праздников является Пасха. Светлое Воскресенье Христово наименовано Пасхой и считается главным христианской церкви. Она празднуется в пределах между четвертым апреля и восьмым маем. Ранним утром в первый день Пасхи крестьяне выходил смотреть на «игру» солнца, чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая. Люди говорили: «На пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю», «На Святой дождь – добрая рожь». «Пасха – слово еврейское и означает «исход», избавление от власти « греха», освобождение. На Пасху красят яйца, пекут куличи, обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, целуют друг друга. Этот обычай говорит нам, что все люди братья, необходимо забыть всех врагов, быть милосердным. К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали, готовили пасху и красили яйца. Много чудесных событий относят историки ко времени Древнего Рима. Трудно в них поверить, но и опровергнуть также трудно. Это лишь одна из них. Пришла как-то Мария Магдалина во дворец императора Тиберия. Некогда знатная и богатая гражданка, она была прекрасно знакома с тонкостями придворного этикета. Поэтому в знак вежливости сразу протянула императору своё приношение – красное яичко – единственное, что было в руках. И громко сказала: «Христос воскрес!» начиная, таким образом, свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа – два события, которые Пасха соединяет в себе» (во время изложения материала учитель показывает презентацию - приложение 0)

Конечный продукт первой ситуации: История праздника Пасхи.

III. Цель второй ситуации:

Украшение интерьера комнаты, сервировка пасхального стола.

Пасха – светлый праздник, символизирующий возрождение, новую жизнь, и чтобы подчеркнуть возвышенность чувств, которая, безусловно, охватывает каждого верующего человека, следует выбрать теплую цветовую гамму для оформления стола. Желтый – как символ жизненной силы, радости, света; зеленый – олицетворение природы и свежести; красный – цвет любви, который в Пасху приобретает более глубокое значение, символизируя безграничную любовь Иисуса ко всем людям, чьи грехи Он искупил своей кровью. А также нейтральный белый цвет, который всегда смотрится торжественно, теплые пастельные тона, нежные оттенки ярких цветов – все это разнообразие красок может найти свое достойное место в вашей квартире и на праздничном столе. Букеты пасхальные - это целая серия букетов для подарка и букетов для украшения кулича.

Пасхальный букет для подарка по форме и выбору растений выдержан в традициях Пасхи и меньше ориентирован на пол, возраст и предпочтения адресата. Поэтому он нередко собирается круглым. Характерными для Пасхи, с цветами, перьями, скорлупой, вербой, фигурками зайцев, ягнят, различных птиц, а также с бабочками, жуками и стрекозами.

Заяц пасхальный - один из обязательных атрибутов Пасхи и пасхальной флористики почти во всех странах Западной Европы, особенно в католических и евангелистских. Заяц, (а иногда и кролик), славящийся своей плодовитостью, появился в пасхальных букетах, композициях, венках, витринах, оформлениях и подарках как символ плодородия. Его присутствие обещает благополучие, хороший урожай и успех в делах.

Птицы - один из самых распространенных почти во всех странах элемент пасхального оформления в виде фигурок самых разных птиц, чаще всего – это аисты, а также их гнезд, яиц, перьев. Птица - вестник, символ Духа, возрождения природы.

Ручная верба - «Ручные вербы» - всякого рода ветви, украшенные деланными цветами, плодами, ягодами, стручьями и даже орехами.

Свечи - символ света и Духовного горения. Используются во всех пасхальных флористических работах, чаще всего в форме яйца, зайца.

Если вы привыкли к традиционному оформлению праздничного стола – белые скатерти, салфетки, столовое серебро, фарфоровая или фаянсовая посуда, - то не стоит категорически отказываться от столь элегантного варианта. Подчеркнуть особый повод можно с помощью небольших, но весьма оригинальных деталей сервировки. Например, пасхальные яички могут быть использованы не только по прямому назначению, но и в качестве своеобразного приглашения к столу. В России не распространен обычай ставить на стол карточки с указанием мест. В странах Европы же это вполне нормальная практика, помогающая гостям быстро найти предназначенное каждому место за столом, и к тому же творчески поданные именные карточки придают особый шарм общей сервировке. Именно в качестве таких именных карточек могут выступить пасхальные яйца. Для этого вам потребуется столько рюмочек для яиц, сколько будет приглашено гостей; а также по числу гостей – пасхальных одноцветных яичек, розовых бутонов, коротко срезанных у основания, маркер, клей. На каждом яйце напишите имя гостя, приклейте к тупому основанию небольшой бутон розы и поместите «приглашения» в подставки для яиц в том порядке, в котором хотели бы видеть гостей за своим столом. Можно поступить проще – обвязать каждое яичко красивыми ленточками и в образовавшиеся бантики вставить небольшие карточки. Согласитесь, проявление внимания, особенно в мелочах, всегда приятно (приложения 1-19).

Практическая работа: Учитель предлагает учащимся приступить к сервировке пасхального стола и освоить способ складывания салфеток в виде «зайчика» Обучающиеся в группах приступают к выполнению практической работе, используя инструкционные карты (приложение № 20). Учитель контролирует процесс выполнения практической работы.

Конечный продукт второй ситуации: Сервированный Пасхальный стол.

IV. Цель третьей ситуации: Крашение яиц к Пасхе.

То красное яичко, которое украшает наш пасхальный стол, и которым мы обмениваемся с друзьями и родственниками в праздник, окружено легендами и сказаниями, исходящими иногда из очень глубокой древности. Согласно одной из них, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. А когда пронеслась радостная весть о Воскресении, они приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» и при этом передавали из рук в руки Христовы слезы. После Воскресения обычай этот строго соблюдается первыми христианами, и знамение величайшего чуда - слезы-яйца — строго хранились у них и служили предметом радостного дара в день Светлого Воскресения.

К празднику Пасхи красят куриные, реже — гусиные яйца. Не принято красить яйца в темные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Люди поздравляют друг друга с Воскресением Христовым, христосуются, обмениваются крашеными яйцами и дарят их как символ Пасхи.

Существует множество способов окраски яиц:

  1. Самый популярный способ окрашивания яиц — луковой шелухой. Собирают шелуху и варят в ней яйца 10 мин. Яйца после окраски аккуратно протирают масляной тряпочкой, чтобы навести блеск.
  2. А вот другой способ красить яйца луковой шелухой. Яйца сначала сварить, потом каждое яичко, еще горячим, обложить со всех сторон луковой шелухой, завернуть в ткань и варить еще 10 мин., прибавив в воду уксус. Яйца получаются золотистые, мраморные.
  3. Зеленый цвет вы получите, если сварите яйца вместе с молодой зеленью озимых всходов. Другой вариант — добавить в кастрюлю с яйцами немного шпината (его можно купить).
  4. Если сварить яйца вместе со свеклой или с корой вишни, то вы получите самые разнообразные оттенки красного цвета. Кора дуба сделает яйца бронзовыми.
  5. Расписные яйца. Чтобы в домашних условиях сделать несложную роспись яйца, сварите его в течение 8 мин., а затем, не снимая кастрюли с огня, одно из яиц возьмите, вытрите насухо и поставьте в фарфоровую рюмку. На горячее сухое яйцо наносится нужный рисунок акварельной краской. Когда вы закончите расписывать одну часть яйца, его надо повернуть белой частью наверх, а расписанной вниз, и продолжать раскраску. На горячем яйце краска мгновенно высыхает и не расплывается. Потом вынимается второе яйцо из кастрюли и расписывается в том же порядке. Не огорчайтесь, если у вас нет таланта рисовальщика, — простые точки, линии, полосы, нанесенные кисточкой, образуют мраморный рисунок.

Практическая работа: Обучающиеся в группах приступают к выполнению практической работе (сервировке стола, крашению яиц) используя инструкционные карты (приложение 21). Перед работой учитель проводит инструктаж по технике безопасности: «Работа с кипящими жидкостями», «При работе с электроплитой». Учитель контролирует процесс выполнения практической работы.

Конечный продукт третьей ситуации: Крашеные яйца.

V. Рефлексия действий учащихся.

Представители от групп предъявляют готовый продукт (крашеные яйца) на обсуждение коллектива для оценки его качества.

Учитель дает задание в группах проанализировать работу на уроке и ответить на вопросы:

Что нового узнали на уроке? Что делали сегодня на уроке? Чему учились?

Учитель объявляет учащимся оценки за работу на уроке.

Учащиеся готовят к сдаче рабочие места.