Цели:
- Пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности.
- Научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара.
- Заранее порекомендовать школьникам прочитать книги С.Я.Маршака “Кошкин дом”, “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”, Л.Н.Толстого “Пожар”, “Пожарные собаки”, Б.Житкова “Пожар в море”.
- Можно также организовать выставку рисунков на тему “Осторожно, огонь!”, объявить конкурс на лучшее сочинение “Огонь – друг и враг человека”.
- Накануне провести экскурсию в пожарную часть или пригласить на классный час инспекторов пожарной части.
Ведущий: Все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами.
Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары. Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей.
Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара, о том, что нужно делать, если пожар все же произошел.
Для начала проведем разминку. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны с ведущим, должны хором отвечать: “Это – я, это – я, это – все мои друзья”, если не согласны, молчите.
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?
(Это – я, это – я, это – все мои друзья).
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
(Молчат).
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
(Это – я, это – я, это – все мои друзья).
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел.
(Молчат).
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
(Это – я, это – я, это – все мои друзья).
Ведущий: А сейчас послушайте “Сказку про огонь…”.
Ученица 1: “Жил-был огонь. Был он очень веселым и горючим. Гулял, где хотел, и никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал однажды человека:
- Слушай, человек, давай померимся силами.
Тот согласился, и начался бой. Человек заманил его к реке и прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой тебе буду служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких людей, то показывает свой характер: старается убежать от них и гуляет по лесам, лугам, деревьям. Недаром есть пословица: “Дерево с огнем не дружит”,- и тогда снова может прийти беда.
Огонь во многом облегчает человеку жизнь. Он человека согревает, дает возможность приготовить пищу.
Ученица 2:
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг –
Нам огонь повседневный друг.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать –
От огня несдобровать.
Ведущий: Ребята, огонь может быть не только другом, но и врагом. Врагом, которого не победишь, если он разбушуется и войдет в силу.
Ученик:
И когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит!
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда…
Это помните всегда!
Ведущий: Предлагаю провести веселую эстафету “Юный пожарник”.
Пригласим две команды по три человека. Каждый участник команды проходит определенный этап, передавая друг другу эстафетную палочку.
1 этап. Ученик быстро подбегает к стулу, на котором сложена боевая одежда пожарного, и быстро надевает ее.
2 этап. После передачи эстафеты второй участник подбегает к стулу, садится, берет в руки катушку и, наматывая на нее веревочку, ведет детскую машинку, на которой стоит стакан с водой.
3 этап. Ученик с завязанными глазами проходит по лабиринту из стульев и находит выход из “задымленного помещения”.
Загадки.
Это тесный-тесный дом, сто сестричек живет в нем.
И любая из сестер может вспыхнуть, как костер.
(Спички)
Ростом спичка – невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
Для забавы, для игры
Спички в руки не бери.
Не шути, дружок, с огнём,
Чтоб не пожалеть потом.
В лесу разводят для тепла, чтоб из тела дрожь ушла.
Нужно это для души – не забудь лишь потушить.
(Костер)
Если ты хочешь костер развести,
Нужно его землей обнести.
Ну а будешь уходить,
Не забудь водой залить.Мы в лесу костер зажгли, посидели пошли,
А огонь не потушили: про него мы и забыли.
Ветром пламя разметало, и вокруг как в печке стало.
До небес огонь поднялся и за нами вслед погнался.
Если близко телефон и тебе доступен он,
Нужно 01 набрать и пожарных быстро звать.Растворителем разводят, красоту дома наводят.
Но беречь надо меня от опасного огня. (Краска)
Красны камни в животе, чайник пляшет на плите,
Сверху воет, снизу тянет, запах пищи всех дурманит.
(Печь).
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает.
(Огонь)
Тонкая девчонка, белая юбчонка, красный нос.
Чем длиннее ночи, тем она короче от горючих слез.
(Свеча)
Мать толста, дочь красна, сын – бес долетел до небес.
(Печь, огонь, дым)
Дремлют в домике девчонки – бурые шапчонки.
(Спички)
Все ест – не наестся, а пьет – умирает.
(Огонь)
Очень страшен, пышет жаром, а зовется он….
(Пожаром)
С языком – а не лает, без зубов – а кусает.
Без рук, без ног – а бушует,
Шипит и злится, а воды боится.
(Огонь)
Викторина “Самый эрудированный”.
1. Каким было первое приспособление для добывания огня? (В куске дерева мягкой породы проделывалось углубление, в которое устанавливалась палочка из дерева твердой породы. При вращении палочки дерево нагревалось и начинало тлеть).
2. Кто, по приданию, первым принес огонь на Землю? (Прометей похитил огонь у богов и подарил его людям).
3. Хозяйка ушла на работу и оставила холодильник включенным. Правильно, ли она поступила, ведь нельзя оставлять включенные в сеть электроприборы без присмотра? (Холодильник разрешается оставлять включенным без присмотра).
4. Можно ли использовать фейерверки на школьном новогоднем утреннике? (Нет, сухие иголки ели легко воспламеняются).
5. В комнате начался пожар. Подросток сразу же открыл окно. Правильно ли он поступил? (Нет, при пожаре не рекомендуется открывать окна, так как это способствует притоку кислорода, который только усиливает огонь).
6. Мальчик вошел в квартиру и почувствовал запах газа. Что он должен сделать? (Открыть окна и вызвать аварийную службу или службу спасения).
7. Какая бочка опаснее – наполненная бензином или порожняя из-под бензина? (Порожняя бочка опаснее, так как в ней может образоваться взрывоопасная смесь паров бензина с воздухом).
8. Хозяйка разместила чистящие аэрозоли на кухне – пусть будут под рукой. Правильно ли она поступила? (Нет, от повышенной температуры, как полный, так и пустой аэрозольный болон может взорваться).
9. На женщине, стоявшей у газовой плиты, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Чьи действия в данном случае более правильные? (Сын прав. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань).
10. Пожарный и пожарник – это одно и то же? (Нет, пожарный – это работник пожарной команды, борющийся с огнем. А пожарниками раньше называли погорельцев).
11. Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да, запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки).
12. Покажи на пожарной машине основные части.
Цифра 1 – переднее колесо,
Цифра 2 – выдвижная лестница,
Цифра 3 – кабина,
Цифра 4 – цистерна с водой,
Цифра 5 – заднее колесо,
Цифра 6 – пожарный рукав, брандспойт.
Болельщики исполняют частушки.
1.
Вы с бензином, керосином
Не играйте никогда.
Не успеешь оглянуться,
Как получится беда.
2.
Газ нам очень помогает –
Греет щи, котлеты жарит.
Не оставь горящий газ,
За газом нужен глаз да глаз!
3.
Погладив брюки и платок,
Выключи утюг, дружок.
А не то случится вдруг –
Запылает все вокруг!
4.
Чирк беспечно – и на спичке
Огонечек аленький.
Смотришь – спичка-невеличка,
А пожар немаленький.
Ведущий: Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. Чтобы не случились пожары, необходимо знать причины их возникновения.
Игра “Доскажи словечко”.
Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару в сторону зрителя. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (злой пожар).
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар… (в квартире)?
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил…(утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над… (газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички (зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег… (костер)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег… (траву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые… (предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер… (01).
Дым увидел – не зевай
И пожарных… (вызывай)!
Ведущий: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой. Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом!
Подведение итогов различных конкурсов. Награждение подарками.