Литературно-исторический вечер "Я помню время золотое"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Углублять, дополнять и тем самым повышать уровень образования учащихся, развить и расширить их кругозора.
  2. Познакомить с событиями истории и литературы России 19 века глубже, чем в школьном курсе.
  3. Усиливать интерес к истории и литературе, так как интерес к предмету – непременное условие улучшения качества обучения.
  4. Воспитывать глубокую заинтересованность в правильном осмыслении исторических явлений.
  5. Формировать, выявлять творческие способности, побуждать школьников к творческому исследовательскому труду, воспитывать познавательный интерес.
  6. Способствовать эмоциональному восприятию содержания исторического события.
  7. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории нашей Родины, формировать активную гражданскую позицию.

Задачи:

  1. Определение основных фактов и событий.
  2. Выделение основного содержания.
  3. Указание причинно-следственных связей.
  4. Оформление информации в виде фильма и театрализованного представления.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Экран.
  4. Презентация “Я помню время золотое”.

Повелели боги все людские дела и события заносить в один свиток заветный. И с тех пор этот свиток историей стали называть. С незапамятных пор и поныне в этом свитке всё, что творимо людьми: война ль между странами, строительство храма великого…

Так давайте сегодня все вместе вспомним славнейшего свитка страницы, чтобы чтить наших предков великих.

Нашу сегодняшнюю встречу посвящаем России 19 века.

Разминка

1. По совокупности признаков назовите понятие:

а) Направление общественной мысли, представители которого считали, что Россия значительно уступает в развитии странам Европы и должна пройти такой же путь от феодализма к капитализму. (Западники).

б) Направление общественной мысли, представители которого считали любую власть насилием над обществом и являлись сторонниками уничтожения государственной машины как таковой. (Анархизм).

в) Направление общественной мысли, представители которого резко критиковали Петра I, считали, что Россия с ее патриархальным устройством может избежать потрясений Запада и пойдет по своему особому пути. (Славянофилы).

г) Особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизма (в основе – разочарование в идеях Просвещения). (Романтизм).

д) Творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого – реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах; воспроизведение жизни в её закономерностях, типических чертах и свойствах. (Реализм).

е) Литературное направление, сыгравшее важную роль в развитии русской литературы 40-50-х г.г. Х IХ века; особый этап в развитии русского реализма, тесно связанный с именами Н.В.Гоголя, Д.В.Григоровича, В.И.Даля. (“Натуральная школа”).

2. Определите авторов цитат и по поводу, каких событий были сказаны.

а) “Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки”.

(После Смоленского сражения в войсках нарастало недовольство отступлением, разобщенностью командования. Мнение влиятельных деятелей России, общественное мнение все более склонялось к назначению на пост главнокомандующего М.И.Кутузова. Александр I холодно относился к престарелому полководцу, но в тяжелое для России время император пошел навстречу общественному мнению).

б) “Лучше отменить крепостное право “сверху” нежели ждать, пока сами крестьяне отменят его снизу”.

(Выступая в 1856г. перед московским дворянством, Александр II во весь голос заявил о необходимости упразднить крепостничество).

в) “С потерей Москвы не потеряна еще Россия, но когда погибнет армия, то погибнут и Москва и Россия”.

(После Бородинского сражения М.И.Кутузов приказал войскам отойти и оставить Москву - Главнокомандующий не хотел рисковать, т.к. не смотря на потери Наполеон, еще был очень силен).

г) “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”

(А.С.Пушкин о пугачёвском бунте).

д) “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!”?

Император Николай I после первого представления “Ревизора”.

е) “Тебе дано не дарование, но гений”.

В.А.Жуковский А.С.Пушкину.

3. По сложившейся традиции еще со времен Киевской Руси русские князья, цари получали в народе прозвища. Давайте их вспомним.

а) Александр III отличался консерватизмом, осторожностью.

(Миротворец. Россия не вела войн).

б) Николай I отличался предельной аккуратностью, педантизмом.

(Палкин. Наказание палками, введенное в армии. При исполнении закона ни для кого не делал исключения. Не раз наказывал проворовавшихся, выгонял со службы нерадивых, подписывал грозные указы).

в) Александра II отличали широкий кругозор, изысканные манеры и доброта характера. Царь-реформатор. (Освободитель. Провёл реформу отмены крепостного права и ряд буржуазных реформ).

Назовите псевдонимы писателей.

г) Н.А.Некрасов.

Псевдонимы: Белопяткин Ф.; Боб, Феклист; Боб, Феоклист Онуфрич; Бородавкин, Иван; Бухалов; Грибовников, Иван; Литературной биржи маклер Иван Вымочкин; Н.; Н.А.; Н.А.Н.; Н.Н.; Н-в; Н-в, Н.; Н-в, Н.А.; Не-в Н.; Нек., Ник.; Намордников, Савва; Неведомский, Ф.; Неведомский, Федор [совм. с Фед. Макс. Рудневым]; Ник-Нек; Новый поэт; Пе-ре-й; П-ий, Н.; П-р-с-кий; П-ский, Н.; Пуп-ин, К.; Пахоменко, Афанасий; Перепельский, Н.; Перепельский, Н.А.; Петербургский житель Ф.А.Белопяткин; Похоменко Афанасий; Пружинин; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и Ко [совм. с Ф.М.Достоевским и Дм.В.Григоровичем]; Пружинин, И.; Стукотнин, Н.; Сычовкин, Григорий; Такой-то; У.

д) Козьма Прутков, коллективный псевдоним группы русских писателей – А.К.Толстого и братьев А.М. и В.М.Жемчужниковых, – выступавших совместно в 50-60-е гг. 19 в.

е) А.С.Пушкин.

Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин.

ж) Н.В.Гоголь. В.Алов, П.Глечик, Пасечник Рудый Панько, ОООО, Г.Яков, Алов Николай Васильевич, Н.Гарин, ***, N. N.

4. Отправленные письма и неотправленные депеши. (Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время). Кто, когда, в связи с чем мог их послать?

а) Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

Наполеон. Осенью 1812 года из Москвы.

б) Вы спасли Россию. Теперь вам предстоит спасти Европу.

Александр I перед заграничным походом русской армии.

в). Доблесть в этой битве высказана наивысшая, а вот успех достигнут наименьший.

Наполеон после Бородинской битвы, которая стала первой его не выигранной битвой. Он недоумевал: его войско то же, генералы те же, он сам еще опытнее, а победы нет, как нет.

г) Опечалило меня то, что Ваше здоровье почти расклеилось. Берегите его и постарайтесь не расклеиваться совершенно (сколько это будет от вас зависеть)…а там- я почти ручаюсь за Ваше совершенное выздоровление.

(Письмо И.С.Тургенева В.Г.Белинскому).

д). Милый друг мой, я в Болдино со вчерашнего дня – думал здесь найти от тебя письма, и не нашёл ни одного. Что с вами? Здорова ли ты? Здоровы ли дети? Сердце замирает, как подумаешь.

А.С.Пушкин Н.Н.Пушкиной. 2 октября 1833 г. Из Болдина в Петербург.

е) “Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!

Н.В.Гоголь В.А.Жуковскому. 12 ноября 1836г.

5. Историю и эпоху делают люди, личности. Мы их называем историческими деятелями. Давайте, определим, о ком идет речь.

а) Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чем видел свое высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился все более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны... возмущение надежного из надежнейших Семеновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – все это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему более недоставало, - решительностью и твердостью в своих действиях – Аракчееву.

Александр I

б) Он – знаменитый государственный деятель. Сын священника, ставший графом. Учился во Владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и философии. В эпоху Александра I вошел в состав реформаторов. Его идеи переустройства государственного управления были встречены обществом в штыки и практически не реализованы. Несколько лет находился в ссылке. В царствование императора Николая I участвовал в составлении “Полного собрания” и “Свода законов” Российской империи.

Сперанский М.М.

в). Подозрительный, холодный, упрямый, безжалостный, лишенный величия души, - такая же посредственность, как те, что его окружали. Казарма и канцелярия стали главной опорой его режима. Слепая и лишенная здравого смысла дисциплина в сочетании с бездушным формализмом.... Таковы пружины знаменитого механизма сильной власти в России.

Николай I

Боги литературного мира

Кто это? Писатели, как боги, творят судьбы своих героев. Ваша задача – узнать каждого Бога с полуслова.

г) Он получил прекрасное образование, подвергался нападкам за своё увлечение романтизмом, был приближён ко двору, из-за чего весьма страдал. Трагически погиб.

А.С.Пушкин.

д) Он обучался в Московском университете, где однокурсники отмечали в нём высокомерие и гордость (это отчасти отразилось и в характере его героев). Превыше всего он, как и его герои, ценил внутреннюю свободу. Так же, как и один из его героев, трагически погиб.

М.Ю.Лермонтов.

е) В истории культуры он остался не только как великий поэт, но и как талантливый организатор журнального дела. Во многом благодаря именно уму получили развитие такие журналы, как “Современник” и “Отечественные записки”, в которых опубликовались классики русской литературы ХIХ века.

Н.А.Некрасов.

ж) Он получил блестящее образование и завоевал такое расположение власти, что был назначен дипломатом, тем не менее его произведение выставляло “высший свет” в весьма неприглядном виде. Трагически погиб за границей.

Грибоедов.

Команда получает максимальный балл (2) за каждый правильный ответ. Если команда не может ответить на вопрос, то возможность предоставляется другой команде, которая первая заявила о своём желании решить поставленную проблему.

6. Писатель-историк.

а) Какие исторические личности упоминаются в повести “Капитанская дочка”?

Фридрих II, граф Миних, Екатерина II.

б) Назовите литературное произведение и исторического деятеля, изображённого в приведённом отрывке?

1. Общее выражение лица…было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.

Толстой “Война и мир”. Кутузов.

2. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног.

Толстой “Война и мир”. Наполеон.

3. Красивый, молодой, в конногвардейском мундире, в треугольной шляпе, надетой с поля, своим приятным лицом и звучным негромким голосом привлекал всю силу внимания.

Толстой “Война и мир”. Император Александр.

7. Поэт-историк.

Назовите литературное произведение и исторического деятеля, изображённого в приведённом отрывке?

а)

Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь,
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.

А.С.Пушкин “Полтава”. Петр I .

б) Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого.

М.Ю.Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Иван Грозный.

в)

За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:

И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.

А.С.Пушкин “Полтава”. А.Меньшиков.

г)

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.

А.С.Пушкин “Евгений Онегин”. Александр I.

д)

Воспитанный под барабаном,
Наш Ц*** лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел –
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

А.С.Пушкин. Император Александр I .

- Кто из известных поэтов ХI Х века был участником Бородинской битвы? П.А.Вяземский
- Кого назвал М.Ю.Лермонтов в стихотворении “Два великана” “трёхнедельным удальцом”? Наполеона

Конкурс капитанов

“ Крылатые выражения ”. Крылатые выражения-афоризмы, меткие цитаты, ставшие ходячими поговорками.

Задание: Объяснить в связи, с чем возникло и смысл применения в наши дни.

1. Битва народов. Это название исторической битвы под Лейпцигом, выигранной войсками коалиции во время заграничного похода русской армии. Очевидцы сражения передают, что накануне сражения к Лейпцигу мощным потоком двинулись союзные армии. Присутствующие были захвачены необычным зрелищем, походившим на великое переселение народов.

Переносно выражение применяется ко всякому историческому движению, в которое вовлечены широкие народные массы.

2. Блоху подковать. Получило крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова “Левша ”.

Значение: проявить необыкновенную выдумку в каком-либо деле, умение, тонкое мастерство.

3. Ворона в павлиньих перьях. Выражение возникло из басни И. Крылова “Ворона”.

Значение: Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.

4. Глаголом жги сердца людей. Цитата из стихотворения Пушкина “Пророк”.

Значение: Пламенно, страстно проповедуй, поучай.

5. Да только воз и ныне там. Цитата из басни И. Крылова “Лебедь, Щука и Рак”.

Значение: Дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры.

6. Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя. Цитата из произведения Пушкина “Борис Годунов”.

Значение: Последнее замечание, последнее слово.

7. Жизни мышья беготня. Цитата из стихотворения Пушкина “ Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы”.

Значение: Ежедневные будничные заботы.

8. К добру и злу постыдно равнодушны. Стихотворение М. Лермонтова “Дума”.

Значение: Применяется к людям морально опустошенным, равнодушным к общественным интересам.

9. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! Цитата из трагедии Пушкина “Борис Годунов”. Шапка Мономаха-венец, которым венчались на царство московские цари, символ царской власти.

Значение: применяется при характеристике какого-либо тяжелого положения.

Каждому капитану – по 3 крылатых выражения. Высшую оценку 5 капитан получает за каждое выражение, если:

- объяснил, что оно обозначает;
- в связи с чем возникло;
- смысл употребления в наши дни.

Культура

Презентация посвящена шедеврам русской культуры XIX века, который вошел в историю России как золотой век. В ней представлены шедевры живописи, архитектуры, скульптуры. Посмотрев презентацию, вы должны определить автора и название художественного произведения. Ответы пишите на листочке в той последовательности, которая дана в презентации.

За каждый правильный ответ -2 балла.

Приложение 2

  1. Тропинин В.А. “Кружевница”.
  2. Суриков В.И. “Утро стрелецкой казни”.
  3. Перов В. Г. “Чаепитие в Мытищах”.
  4. Захаров А. Д. Адмиралтейство.
  5. Бове О.И. Триумфальные ворота в Москве.
  6. Тон К. А. Храм Христа Спасителя.
  7. Микешин М. О. Памятник Тысячелетия Руси.

Музыкальные произведения XIX века

Список музыкальных произведений, которые сейчас прозвучат, лежит перед вами на столе. Ваша задача, расположить прозвучавшие произведения в порядке очередности звучания. За каждый правильный ответ - 2 балла.

  1. Львов Гимн Российской империи. Молитва русского народа. “Боже, царя храни”.
  2. А. Алябьев “Соловей”. Романс.
  3. А. Варламов “На заре ты ее не буди”. Романс.
  4. М. Глинка. Марш Черномора из оперы “Руслан и Людмила”.
  5. М. Глинка “Камаринская”.
  6. А. Гурилев “Раскинулось море широко”.
  7. А. Даргомымыжский . Ария мельника из оперы “Руслан и Людмила”.
  8. М. Глинка. Польский танец из оперы “Иван Сусанин”.
  9. Н. Римский-Корсаков “Снегурочка”.
  10. П. Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета “Лебединое озеро”.
  11. П. Чайковский. Адажио из балета “Щелкунчик”.

Домашнее задание

Театрализованное представление на историческую тему “Россия XIX век”.

Команды получили задание показать театрализованное представление на историческую тему. Время, место действия, исторические деятели выбраны командой самостоятельно. За артистизм, наиболее точное отражение событий получают максимальный балл-5. Команды, сочиняя сцены, могли допустить исторические неточности. Если соперники обнаружат историческое несоответствие, то имеют возможность получить-1балл. Соперники, т. е. члены другой команды должны определить о каком событии идет речь. За правильный ответ – 4 балла.

Домашнее задание

Фильм! Фильм! Фильм!

Каждая команда получила задание сделать фильм. Событие, которому посвящены все три фильма, является эпохальным и очень значимым для XIX века, это отмена крепостного права в России. Но фильмы должны различаться по жанрам.11А – трагикомедия. 11Б – комедия. 10 – трагедия.

За реальное отражение события в соответствии с жанром максимальный балл – 5.