Уже в первом классе дети начинают знакомиться с понятием вес, равновесие. Для того чтобы детям легче было представить эти понятия, целесообразно провести с ними простейшие эксперименты. Цель этих практических работ познакомить детей с условиями равновесия и принципами работы рычажных весов. В ходе экспериментов дети получают представление о переходе от конструкции качелей к весам, знакомятся с разными типами весов, взвешивают различные материалы, выполняют необходимые расчёты.
“Условия равновесия: качели”.
Учитель: Что мы делаем, когда качаемся
на горизонтальных качелях?
Дети: Поднимаемся то вверх, то вниз.
Учитель: Почему это происходит?
Дети: Потому что мы разные по весу.
Учитель: В каком случае человек
окажется наверху?
Дети: Если он качается с человеком,
который тяжелее его.
Учитель: Давайте это проверим.
Для этого необходимо поместить опору качелей на стол ребром опорной призмы вверх, положите на опору перекладину (шкалой вверх) и найти для неё положение равновесия.
<Рисунок 1>
Попробуйте взвесить разные предметы, всё время восстанавливая равновесие.
<Рисунок 2>
Теперь прикрепите прищепки к перекладине и снова попытайтесь уравновесить её. (Например, две прищепки – на деление с цифрой 2 и одна с цифрой 4).
<Рисунок 3>
Учитель: Удобно так взвешивать?
Дети: Не очень.
Учитель: Вот и решили люди придумать
весы. Сейчас мы с вами построим простейшие весы и
попробуем найти точку равновесия.
“От качелей к весам”.
Вставьте перекладину в отверстие в опоре качелей. На опоре имеется специальная защелка. Поместите собранные качели на стойку. Перемещая перекладину, найдите положение равновесия. (Таким образом можно проиллюстрировать понятия равновесия и точки опоры).
<Рисунок 4>
Во 2 -3 классе дети продолжают знакомиться с весовыми измерениями, поэтому работа с лабораторным оборудованием на уроках продолжается.
“Древние весы”.
В первом классе мы с вами строили простейшие весы. А сегодня мы познакомимся с тем, какие виды весов люди использовали в древности и попробуем на них взвесить грузы. Сначала построим египетские весы.
Прикрепите три верёвки к коромыслу весов.
<Рисунок 5>
У вас получилась модель старинных египетских весов, которые состояли из подвешенного коромысла с верёвками на концах. Разновесы и взвешиваемые грузы подвешивали на коромысло.
<Рисунок 6>
Египетские весы не использовались для взвешивания продуктов.
Построим Римские весы, рычажные с противовесом.
Вставьте перекладину качелей в опору. Прикрепите одну чашку для груза к концу перекладины.
<Рисунок 7>
Вставьте гвоздь в среднее из трёх отверстий, расположенных на перекладине между чашкой и опорой.
<Рисунок 8>
Теперь возьмите весы за гвоздь и уравновесьте чашку, передвигая опору как противовес. Вставьте бумажную полоску в опору так, чтобы она размещалась вдоль стороны перекладины без шкалы и проткните её гвоздём. Теперь полоску можно использовать в качестве шкалы и проградуировать её. Положите грузик массой 1г в чашку весов и уравновесьте его, перемещая опору. Нанесите карандашом деление. Добавьте ещё один грузик массой 1г и опять уравновесьте, нанесите следующее деление. Повторите так ещё несколько раз. Теперь вы можете взвешивать грузы небольшой массы.
<Рисунок 9>
<Рисунок 10>
В 3-4 классе проводится практическая работа “Взвешивание на рычажных весах”
Установите коромысло на стойку весов. Отвес должен располагаться сзади. Закрепите коромысло, уравновесьте его. Подвесьте чашки весов к обоим концам коромысла и подрегулируете весы рейдером.
<Рисунок 11>
Взвесьте пластмассовый кубик, латунные гирьки, пластинки, определите их вес.
Сколько весит одна пластинка, один кубик, 1 гирька?
<Рисунок 12>
Сколько кубиков вмещается в 10 г? Если 100 г, 1 кг сколько должно быть гирек?
<Рисунок 13>
Попробуйте взвесить с помощью гирек другие предметы: ластик, прищепку и т.д.
<Рисунок 14>
Так же на можно использовать для ознакомления учащихся с величинами такие практические работы, как: пружинные весы (безмен), равноплечие и разноплечие весы.
Все вышеприведенные практические работы позволяют учащимся:
- Знакомиться с условиями равновесия и принципами работы рычажных и пружинных весов;
- Получить представление о переходе от конструкции качелей к весам;
- Учиться взвешивать и выполнять необходимые расчёты.