Цели: уточнить, что “ь” не обозначает звука и является показателем мягкости предшествующего согласного; развивать фонетический слух, совершенствовать операции звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, навыки грамотного письма; воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: демонстрационная буква “ь”; предметные картинки; звуковые символы; кассы букв; простые и цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково? Дайте два правильных ответа.
- Карточку с буквой “Л” в нижнем ряду надо поставить в свободный кармашек. На ее место надо поставить карточку с буквой “И”. Карточку с буквой “Л” поместить в кармашек, где была буква “И”.
- Карточку с буквой “И” в нижнем ряду поставить в свободный кармашек. На ее место – карточку с буквой “Л”. Карточку с буквой “И” поместить в кармашек, где была буква “Л”.
II. Минутка чистописания.
На доске написан ряд букв: е, ё, ю, я, и, ь.
– Найдите “лишнюю” букву в данном ряду.
– Верно, лишняя буква – мягкий знак, т.к. она не обозначает звука.
– Однако у этих букв есть общее свойство. Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. А пока минутка чистописания.
– Определите порядок написания элементов букв и букв в данной цепочке:
Iььь Iьь Iь
– Напишите в тетрадь цепочку, состоящую из элементов и букв в указанном порядке до конца строки.
Самоконтроль.
Мы играем в буквобол,
Не в хоккей, не в волейбол.
Все ребята игроки
Забивать будут голы.
И в ворота – в кружочек
Буква лучшая влетит.
– Обведите в кружок самую удачную и красивую букву, написанную вами.
III. Словарно – орфографическая работа.
– Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
– Какое слово вы составили?
– Кто такой медведь?
– Какие признаки этого животного вы можете назвать?
– Каким медведь изображается в сказках?
– На самом же деле медведь – это умный, косолапый, сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого – либо убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами. А что делает медведь зимой?
– Верно, медведь зимой спит, но при этом он не сосет лапу. Это выдумки. В какой еще смысл употребляется слово медведь?
– А еще медведь – это мед едящий зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание данных слов. (учитель пишет на доске: мед едящий (еда)). Глядя на слова, от которого образовалось слово медведь, скажите, как вы его напишете. (Дети произносят слово медведь так, как оно пишется.) Проверьте по словарику и напишите слово медведь в тетрадь. Какую букву надо подчеркнуть и запомнить?
IV. Изучение нового материала.
На доске записаны слова:
Шест – шесть
– Прочитайте слова.
– Что обозначает слово “шест”?
– Шест – это длинная палка.
Учитель демонстрирует картинки с изображением шеста и цифры шесть.
– Что обозначает слово “шесть”?
– Шесть – это цифра и число.
– Сравните слова “шест” и “шесть” по числу букв.
– Сколько букв в слове “шест”? А в слове “шесть”?
– Почему в слове “шест” меньше букв?
– что можете сказать о количестве звуков в данных словах?
– Почему количество звуков в данных словах одинаковое? Как вы это объясните?
– Вы правы, звуков одинаковое количество, потому что буква “Ь” звука не обозначает.
– Одинаково ли произносится звук [т] в первом и во втором словах?
– В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором – мягко.
– Какая буква показывает, что согласный [т] во втором слове надо произносить мягко?
– Мягкий знак показывает, что согласный [т] во втором слове надо произносить мягко.
– Какой вывод можно сделать?
– Мягкий знак не обозначает звука. Он показывает, что находящийся перед ним согласный произносится мягко.
– Какие еще буквы наряду с мягким знаком обозначают мягкость согласных, если стоят после низ?
– Кроме мягкого знака мягкость согласных обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я, И.
V. Физкультминутка.
Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест.
Вместо есть напишем, ест.
VI. Закрепление.
Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?
Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел,
угол, хор, уголь, хорь, брат.
Образец: мел – мель.
– Сейчас мы поиграем в игру, которая называется “Кто самый внимательный?”.
– Я буду диктовать вам текст. Слушайте внимательно. Если услышате слово с “ь” – запишите его в тетрадь. Затем мы с вами проверим и определим, кто из вас самый внимательный.
– Задание всем понятно? Тогда начнем.
Учитель взял у Коли тетрадь. По реке плывет гусь. Коля сел на пень. Вчера был ясный день.
– Прочтите слова, которые записали в тетрадь.
– Обменяйтесь тетрадями. Будем проверять.
Учитель читает слова, которые надо было написать, учащиеся проверяют.
– Если у вашего товарища записаны все 5 слов, то поставьте оценку “5”. Если записано 4 слова – “4”, 3 слова –“3”.
Учитель подводит итог и называет самого внимательного ученика.
VII. Итог урока.
– Как обозначить мягкость согласного звука на конце слова? И т.д.
VIII. Домашнее задание.
Индивидуальные задания по карточкам.
Карточка №1
- Прочитать слова.
- Выписать слова с “ь” на конце.
- Подчеркнуть “ь” и букву перед ним.
День, брат, угол, счастье, уголь, брать, салют, вьюн.
Карточка №2
Прочитайте. Из заключенных в скобки слов выберите одно, подходящее по смыслу. Напишите составленные предложения. Найдите общее в выбранных словах.
(Сентябр.., октябр.., феврал.., ноябр…, апрел..) – месяц зимы.
(год, месяц, неделя, ден.., понедельник) – время суток.
(июн.., осен.., вторник, вечер, каникулы…) – время года.
(гус.., лебед…, ворона, снегир.., сорока) – певчая птица.