Урок русского языка во 2-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида по теме "Мягкий знак на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цели: уточнить, что “ь” не обозначает звука и является показателем мягкости предшествующего согласного; развивать фонетический слух, совершенствовать операции звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, навыки грамотного письма; воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: демонстрационная буква “ь”; предметные картинки; звуковые символы; кассы букв; простые и цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково? Дайте два правильных ответа.

  1. Карточку с буквой “Л” в нижнем ряду надо поставить в свободный кармашек. На ее место надо поставить карточку с буквой “И”. Карточку с буквой “Л” поместить в кармашек, где была буква “И”.
  2. Карточку с буквой “И” в нижнем ряду поставить в свободный кармашек. На ее место – карточку с буквой “Л”. Карточку с буквой “И” поместить в кармашек, где была буква “Л”.

II. Минутка чистописания.

На доске написан ряд букв: е, ё, ю, я, и, ь.

– Найдите “лишнюю” букву в данном ряду.

– Верно, лишняя буква – мягкий знак, т.к. она не обозначает звука.

– Однако у этих букв есть общее свойство. Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. А пока минутка чистописания.

– Определите порядок написания элементов букв и букв в данной цепочке:

Iььь   Iьь   Iь

– Напишите в тетрадь цепочку, состоящую из элементов и букв в указанном порядке до конца строки.

Самоконтроль.

Мы играем в буквобол,
Не в хоккей, не в волейбол.
Все ребята игроки
Забивать будут голы.
И в ворота – в кружочек
Буква лучшая влетит.

– Обведите в кружок самую удачную и красивую букву, написанную вами.

III. Словарно – орфографическая работа.

– Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

– Какое слово вы составили?

– Кто такой медведь?

– Какие признаки этого животного вы можете назвать?

– Каким медведь изображается в сказках?

– На самом же деле медведь – это умный, косолапый, сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого – либо убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами. А что делает медведь зимой?

– Верно, медведь зимой спит, но при этом он не сосет лапу. Это выдумки. В какой еще смысл употребляется слово медведь?

– А еще медведь – это мед едящий зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание данных слов. (учитель пишет на доске: мед едящий (еда)). Глядя на слова, от которого образовалось слово медведь, скажите, как вы его напишете. (Дети произносят слово медведь так, как оно пишется.) Проверьте по словарику и напишите слово медведь в тетрадь. Какую букву надо подчеркнуть и запомнить?

IV. Изучение нового материала.

На доске записаны слова:

Шест – шесть

– Прочитайте слова.

– Что обозначает слово “шест”?

– Шест – это длинная палка.

Учитель демонстрирует картинки с изображением шеста и цифры шесть.

– Что обозначает слово “шесть”?

– Шесть – это цифра и число.

– Сравните слова “шест” и “шесть” по числу букв.

– Сколько букв в слове “шест”? А в слове “шесть”?

– Почему в слове “шест” меньше букв?

– что можете сказать о количестве звуков в данных словах?

– Почему количество звуков в данных словах одинаковое? Как вы это объясните?

– Вы правы, звуков одинаковое количество, потому что буква “Ь” звука не обозначает.

– Одинаково ли произносится звук [т] в первом и во втором словах?

– В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором – мягко.

– Какая буква показывает, что согласный [т] во втором слове надо произносить мягко?

– Мягкий знак показывает, что согласный [т] во втором слове надо произносить мягко.

– Какой вывод можно сделать?

– Мягкий знак не обозначает звука. Он показывает, что находящийся перед ним согласный произносится мягко.

– Какие еще буквы наряду с мягким знаком обозначают мягкость согласных, если стоят после низ?

– Кроме мягкого знака мягкость согласных обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я, И.

V. Физкультминутка.

Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать.

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест.
Вместо есть напишем, ест.

VI. Закрепление.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?

    Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат.
    Образец: мел – мель.

  3. Выборочный диктант.

– Сейчас мы поиграем в игру, которая называется “Кто самый внимательный?”.

– Я буду диктовать вам текст. Слушайте внимательно. Если услышате слово с “ь” – запишите его в тетрадь. Затем мы с вами проверим и определим, кто из вас самый внимательный.

– Задание всем понятно? Тогда начнем.

Учитель взял у Коли тетрадь. По реке плывет гусь. Коля сел на пень. Вчера был ясный день.

– Прочтите слова, которые записали в тетрадь.

– Обменяйтесь тетрадями. Будем проверять.

Учитель читает слова, которые надо было написать, учащиеся проверяют.

– Если у вашего товарища записаны все 5 слов, то поставьте оценку “5”. Если записано 4 слова – “4”, 3 слова –“3”.

Учитель подводит итог и называет самого внимательного ученика.

VII. Итог урока.

– Как обозначить мягкость согласного звука на конце слова? И т.д.

VIII. Домашнее задание.

Индивидуальные задания по карточкам.

Карточка №1

  1. Прочитать слова.
  2. День, брат, угол, счастье, уголь, брать, салют, вьюн.

  3. Выписать слова с “ь” на конце.
  4. Подчеркнуть “ь” и букву перед ним.

Карточка №2

Прочитайте. Из заключенных в скобки слов выберите одно, подходящее по смыслу. Напишите составленные предложения. Найдите общее в выбранных словах.

(Сентябр.., октябр.., феврал.., ноябр…, апрел..) – месяц зимы.
(год, месяц, неделя, ден.., понедельник) – время суток.
(июн.., осен.., вторник, вечер, каникулы…) – время года.
(гус.., лебед…, ворона, снегир.., сорока) – певчая птица.