Среди актуальных аспектов современной проблемы взаимодействия личности и социума одним из наиболее значимых является вопрос своевременного формирования у человека, особенно ребенка, адаптивных способностей.
Организация перехода из младшей школы в среднюю считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, предметы, форма обучения. И, как правило, к концу I четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, школьная мотивация; повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем и т.д. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, и с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Другим критическим периодом обучения считается переход из средней школы в старшую. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Анализируя снижение успеваемости в пятых, десятых классах педагогический коллектив Сосновской средней общеобразовательной школы № 1 пришел к пониманию неизбежности адаптационного периода для этих учащихся. Задача заключается в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. В нашей школе работает два педагога – психолога. Один занимается сопровождением начальной школы, другой занимается сопровождением учебного процесса на II и III ступенях обучения.
Каковы же задачи адаптационного периода?
Нужно помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Основная задача – “выращивание” собственных правил взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества (дается опыт взаимодействия в парах, в группах, в классе), на основе осмысления того, что мешает и помогает общей работе. Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассников. Ребята обнаруживают ожидания друг от друга на предстоящий учебный процесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Все это способствует снятию тревожности. Кроме вышеперечисленных задач, есть и специфические задачи для каждой возрастной группы.
Для пятиклассников:
- Адаптация к “разноголосице” требований;
- Введение самоконтроля;
- Принятие новой позиции – ученик основной школы.
В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:
- Принятие позиции ученик – старшеклассник;
- Поиск личностного смысла и мотивации учения;
- Узнавание специфики мира юноши и мира девушек;
- Организация самопознания;
- Принятие новичков в коллектив.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов – психологов, педагогов и родителей учащихся.
В связи с этим выделяются основные направления психологического сопровождения:
- Психологическое просвещение (проведение консилиумов, совещаний);
- Психологическое консультирование;
- Психологическая диагностика;
- Коррекционно – развивающая работа;
- Профилактическая работа.
Ежегодно с проблемой адаптации знакомится педагогический коллектив и родители учащихся. Знакомятся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей – предметников, которые будут работать в пятых и десятых классах, проводится знакомство с основными задачами и трудностями адаптации, особенностями общения с детьми данного возраста.
Например, для педагогов будущих пятиклассников проводятся семинары, круглые столы по темам: “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года”, “Психологические игры и упражнения на сплочение детского коллектива”.
Классные руководители, педагоги, которые будут работать с учащимися пятых классов, посещают уроки в выпускных классах начальной школы; проводят пробные уроки; наблюдают за детьми. С родителями проводятся родительские собрания и тренинги родительской эффективности.
Психологическая диагностика в начале пятого и десятого классов проводится с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, их самооценки. Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психологического состояния детей. Полученные результаты анализируются, сравниваются и на их основе проводится качественный и количественный анализ, даются рекомендации учителям и родителям.
Коррекционно – развивающая работа проводится с детьми, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем выявленных у детей на этапе диагностики.
В рамках профилактической работы обязательно проводятся тренинговые занятия для всего класса с обязательным присутствием классного руководителя.
Консультативная работа с педагогами проводится чаще всего в виде групповых консультаций. Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.
Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Таким образом осуществляется психолого – педагогическое сопровождение естественного развития учащихся.