Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Путешествие 5. Бал в Царском Селе летом 1831 года. Как писать для детей? Состязание поэтов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Раскрыть подходы поэтов – А.Пушкина и В. Жуковского в создании литературных сказок по народным сюжетам;
  • Отметить их взгляды на детскую литературу.

I. Организационный момент.

  1. Подготовка к уроку.
  2. Приветствие гостей.
  3. Эмоциональный настрой на работу.

II. Повторение.

Начать урок мне бы хотелось со слов, хорошо вам известных, я их выбрала в качестве эпиграфа к нашему путешествию (1 слайд)

Ничтоже светлейше солнечного сияния,
Ничтоже сладчайше книжного писания.
Солнечный свет бо вселенну осиявает,
Книжное же писание душу просвещает.

Кому принадлежат эти слова и как вы их понимаете? (Ответы детей).

Изучая историю отечественной детской литературы и путешествуя из века в век, мы отметили несколько основных вех в развитии детской литературы. Давайте вспомним эти этапы и выстроим их в хронологическом порядке. (2 слайд)

X-XIIв. Летописи. Похвала книгам Ярослава Мудрого. Поучение Ярослава Мудрого.
XVв. Первый учебник для детей «Донатус» Дмитрия Герасимова.
XVIв. Азбука Ивана Федорова.
XVIIв. Стихи для детей. Савватий, Карион Истомин, Симеон Полоцкий.
XVIIIв. Автобиографические книги А. Болотова. С. Аксаков.
XIXв. – ?

III. Сообщение темы урока.

1. Вводная беседа.

Вот мы и добрались до замечательного XIX века, который по праву именуют золотым. Век расцвета русской культуры. Если мы начнем перечислять писателей и поэтов- классиков, то отметим, что большинство из них жили и творили именно в этом веке. Достаточно назвать имена Пушкина, Жуковского, Гоголя, Толстого, Чехова и многих других. (3 слайд)

Многие из них были знакомы друг с другом, дружили... Друзья – писатели встречались, беседовали, читали друг другу свои новые произведения и даже спорили. И споры между писателями приводили, иногда, к интересным последствиям. Интересно вам узнать , что я имею ввиду7 Тогда отправимся вместе с героями нашей книги в новое путешествие. (4 слайд)

2. Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 112, и прочитайте, куда мы отправимся и кого мы встретим.

  1. Где же нам предстоит побывать?
  2. Кого же предстоит встретить?

А еще мы послушаем беседу знаменитых писателей и узнаем их взгляды на современную им детскую литературу. А заодно глазами Игоря и Оли увидим эпоху XIX века.

IV. Работа со статьей.

1. Чтение вслух вступительной части.

Что за чудной костюм упоминается? (Дополнение детей о фраке, цилиндре, трости) (5 слайд)

Узнаете ли вы кто изображен ?

  1. Зачем понадобились путешественникам театральные костюмы?
  2. Какую одежду они выбрали?
  3. Кого намеревались они встретить?

2. Историческая справка.

Чтобы наше путешествие получилось более ярким, познакомимся поближе с Царским Селом. Первоначально село называли Сарским. С середины XVIII века село становится загородной резиденцией русских царей и название трансформировалось в Царское. Находится оно в 26 км от Санкт-Петербурга. В его строительство и обустройство свою лепту внесли и Екатерина I, и Елизавета, и Екатерина II, и Александр I и тд. (6 слайд)

По замыслу императора Александра I в Царском Селе было учреждено новое высшее учебное заведение – Императорский Царский лицей. (7 слайд)

Здесь с 1811 по 1817гг воспитывался и А.С.Пушкин. Он проживал на 4 этаже в комнате №14 и окончил лицей в числе первых воспитанников самого первого набора.

Дополнения, найденные детьми.

Среди однокурсников Пушкина были будущие знаменитости Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков. Все они давали друг другу смешные прозвища...

Жуковский В.А. увидел Пушкина еще в лицее и уже тогда говорил о нем, как о надежде русской словесности. Он писал: «Нам всем надо объединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

И А.С. Пушкин посвятил Жуковскому ряд произведений, где тоже предсказал ему бессмертие.

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль...

3. Продолжение работы со статьей.

(8 слайд)

Итак, мы уже в Царском Селе. Простите статью самостоятельно до конца страницы 113.

Что нового вы почерпнули из этого отрывка? (Ответы детей).

4. Чтение по ролям.

Сейчас я предлагаю вам стать свидетелями исторического разговора, а после прослушивания ответить на следующие вопросы (9 слайд)

  1. Согласны ли вы, что сказка для простолюдинов?
  2. Почему Жуковский писал сказки?
  3. В чем состояло поэтическое состязание?
  4. Какой вопрос можно сформулировать по ответам Пушкина?

(После прослушивания ответы детей).

V. Рефлексия.

Ребята, а какая мысль Н.В. Гоголя заставила нас задуматься? Как вы это понимаете? А сам Пушкин советовал читать каких авторов7 (10 слайд)

Знакомы ли вам эти имена?

Давайте прослушаем комментарии профессора Преображенского на странице 117 со слов «Еще вы спрашивали о Дале»...

Чем же закончилось поэтическое состязание, вы узнаете дома, дочитав статью до конца. А я вам предлагаю начать свое литературное состязание. Вам было предложено представить фотоматериал о том, как вы читаете дома и продолжить фразы:

Для меня чтение – это...
Чтение в моей семье – это...

Давайте посмотрим, что у нас получилось (11-21 слайды идут с комментированием детей).

VI. Итог урока.

Я благодарю вас за интересный урок, активную помощь в его подготовке и проведении. И если сегодня на уроке вы не скучали и не остались равнодушными. То мы с вами идем в правильном направлении в воспитании грамотного и активного читателя. (Заключительный слайд-коллаж)

(Звучат апплодисменты).