Урок по русскому языку в 8-м классе на тему "Берегите русский язык"

Разделы: Русский язык


Цель: воспитывать любовь к родному языку, формировать умение видеть богатство, красоту русского языка, навыки грамотной письменной и устной речи.

Оборудование: Толковые словари, высказывания писателей о русском языке, “дерево добра”.

Ход урока

- Что вы можете сказать о сегодняшней теме урока?
- Для чего нужно изучать русский язык?

(Для того, чтобы постичь богатство, красоту языка, формировать навыки грамотной письменной и устной речи, гордиться своим языком).

Слово учителя.

- С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают все новые и новые слова и выражения, постигают их связи и сочетания.

Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Помните слова А.Н. Толстого:

“Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке”.

Запись предложений у доски.

С русским языком 2 ,3 ,6 можно творить чудеса 4. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

- Из первого предложения выписать словосочетания, определить в них способ подчинительной связи.

Разные виды разбора.

Языком 2 , языком 6, языком 4, языком 5 (работа с толковым словарем).

- Объяснить постановку знаков препинания во втором предложении.

Прочитайте слова К.Г.Паустовского:

“Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.

Учитель продолжает: “Для всего, что существует в природе – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”.

- Так утверждает К.Г.Паустовский. Давайте докажем, что это действительно так.

Вы подбирали дома цитаты, отрывки из художественных произведений, зачитаем их.

Запись под диктовку.

Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

(Самопроверка. Объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложение. Простое, односоставное, распространенное, побудительное, невосклицательное, осложненное однородными дополнениями и обособленными определениями, в предложении причастный оборот).

- А что значит беречь язык? (Ответы учащихся).

Слово учителя.

Верно. Забота о культуре речи имеет не только личное, но и общественное значение. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относится к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и умножать..

“Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта”- говорил К.Чуковский..

Ребята приготовили сценку “Прочь с дороги”.

Перед сценой помещен плакат: “Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками…обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса”. И.С.Тургенев.

(Комната. В ней стол, стулья. Девочка читает книгу. Мать шьет).

Юля. Мама, сколько времени? Ой, я покушаю и побегу в школу.
Мать. Что за спешка?
Юля. Да наш класс сегодня убирает… Как это… стадион.
Мать. Обед стоит на плите.
Юля. Суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Режет мясо, ест).
Миша (вбегая). Юля! Что ты так долго?
Юля. Сейчас. Только попью. (Быстро встает). Мама, у нас есть холодный кипяток? (Наливает из графина воду и пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
Мать. Возьми пальто.
Миша. Пальто не стоит. Его можно испортить. Возьми лучше…как это… халат.
Мать. Действительно, возьми халат.
Юля. (надевает халат). Хорошо. Я возьму халат.

(Миша и Юля уходят).

Мать. Не могу понять, почему и Юля, и Миша да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

(Появляются Время, Имя прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать, Как это и говорят все хором).

Мы по-ра-жа-ем-ся, мы уд-див-ля-ем-ся, мы воз-му-ща-ем-ся. Послушайте, что сказала Юля.

Время.

Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – времени, а во-вторых, вопрос “сколько времени” требует продолжения, например: сколько времени я вас жду?, а в том смысле, как спросила Юля, надо сказать который час? Видите, как со мной небрежно обращаются.

Имя прилагательное.

Нет, имена существительные, уж если кому и тяжело приходится, так это нам, именам прилагательным. С нами совсем не считаются, присоединяют, не думая к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами, вот и получается “холодный кипяток”. Ведь если кипяток остыл, он уже перестал быть кипятком, а стал кипяченой водой, а говорить “холодный кипяток” так же нелепо, как “сладкая соль”.

Половина.

Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я одна из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: “большая половина”, “меньшая половина” и даже “третья половина”. Очевидно, меня путают с существительным часть, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело! (падает со стула).

Надеть, Одеть. (спутанные вместе).

Да, товарищ Половина, мы вас очень, очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как меня и моего брата Одеть так часто путают, что скоро мы сами не сможем разобраться , где должен стоять я – Надеть, а где мой брат – Одеть.

Одеть можно кого-то, одушевленный предмет: одеть ребенка; надеть на что- то или на кого-то: надеть кольцо на палку, надеть пальто. Помните у Маршака “Рассеянный с улицы Бассейной”: “Вместо шапки на ходу он надел сковороду”. А все же нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

Кушать.

Если вас путают, то вас два брата и вы очень похожи, а я … Меня литературный язык не допускает в 1-е лицо, и вместо “я кушаю”, “мы кушаем” говорят: я ем, мы едим. И даже в 3-м лице употребляют ограничено. Лишь о ребенке можно сказать: он кушает, а в остальных случаях – он ест. Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено. Помните, как у Пушкина в “Сказке о мертвой царевне” сказано: “Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед”.

Как это?

Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно, но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? – не знаю.

Мать.

Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. К сожалению, нередко у учеников есть два русских языка; одним они пользуются на уроках, вообще, когда следят за собой, а другим – в разговоре со своими товарищами.

В разговоре Юли и Миши мы видим и ошибки из-за незнания грамматики (время вместо времени), и непонимание смысла слова (“большая и меньшая половина”, “холодный кипяток”), и слова-сорняки (“как это”), которыми мы заполняем паузы, когда мы не можем найти нужного слова.

Так скажем же все хором: “Прочь с дороги все, что портит нашу речь!”

- Мы сегодня говорим о речевой культуре, речевом этикете. А всегда ли мы пользуемся словами благодарности. Представьте, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетает в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей, знакомых, и напоминает им об этом. Представьте, что птица благодарности залетела к вам в окно. Вспомните всех, кого вы забыли поблагодарить и мысленно скажите им спасибо.

- Послушайте отрывок из стихотворения “Как зовут” В. Масса и М. Червинского.

Как его зовут?

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык.
Простого слова “извините”
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече “добрый день”!
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуйте” бубнит.
А вместо слова “до свиданья”
Не говорит он ничего, или заявит на прощанье:
“Ну, я пошел… Пока! Всего!”
Не скажет он друзьям по школе :
Алеша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не поможем тут
Сказать вам как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нем –
Вам этот школьник не знаком?

- На доске вы видите дерево, а на нем плоды. Но плоды эти необычные. Это чистые, добрые слова. Впишите в каждый плод доброе слово.

Слово учителя.

Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека.

Повышению культурной речи способствует постоянный самоконтроль, особенно при письме. Будьте внимательны ко всему, что вы пишете.

Постоянно пользуйтесь словарями и справочниками. Они должны быть в каждой домашней библиотеке. Необходимо, чтобы стало привычкой обращение к различным словарям. (обращение к выставке словарей русского языка).

Анализ текста (см. Комплексный анализ текста. (раб. тетрадь 8 кл.) текст №1.

Лексика – это словарный запас языка, в переводе с греческого “лексис” означает – слово, выражение. В современном русском языке более 150 тысяч слов. Плюс иностранные слова, которыми мы часто пользуемся, их 30 тысяч. Затем - научные термины , специфические слова моряков, спортсменов, музыкантов… их более 10 тысяч.

Диалектные слова, то есть слова, на которых говорят люди в разных местах страны (например, в Забайкалье вместо раздевайся говорят разоблакайся). Их около 200тысяч. Не надо забывать слова собственные и прозвища. Больше 25 тысяч. Устаревшие слова: отрок, око, дщерь, сказ, чело… прибавьте 30 тысяч. И еще слова – однодневки, слова семейные, домашние, слова - нескладехи, которыми так часто пользуются дошкольники, слова шуточные, смешные…видите, мы подбираемся к миллиону.

А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке, в русской лексике всего 20 тысяч слов.

Итог урока.

Приложение.