Программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по физике" для классов гуманитарно-лингвистического профиля

Разделы: Физика


Цель элективного курса: научить учащихся применять приобретённые знания и умения при решении заданий ЕГЭ.

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике 10-11 класс и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа даёт распределение учебных часов по разделам курса, определяет набор экспериментальных заданий.

Курс рассчитан на 34 часа занятий в школе под руководством учителя и самостоятельную работу дома. В результате при добросовестном отношении со стороны учащихся возможно освоение навыков решения задач для успешной сдачи ЕГЭ.

Формы и виды работы учащихся и её контроля.

Повторение теоретического материала осуществляется учащимися самостоятельно дома по вопросам, предложенным учителем, при этом обязательно составление конспекта и решение 10-15 задач по теме. Выполненное задание проверяется учителем, отмечается количество верно решённых задач. Обязательно проверяется знание законов, формул, физических величин, единиц их измерения в форме устного зачёта.

Усвоение навыков решения задач проверяется контрольной работой, рассчитанной на 40 минут, составленной по материалам ЕГЭ. Работа состоит из десяти заданий.

Итоговая контрольная работа проводится в виде репетиционного экзамена по материалам ЕГЭ.

Содержание программы

11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

1. Механика – 9 часов.

Кинематика прямолинейного движения. Уравнения движения. Графики зависимости кинематических величин от времени.

Кинематика вращательного движения.

Динамика. Силы в механике: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Закон всемирного тяготения.

Применение законов Ньютона: движение под действием нескольких сил по горизонтали и вертикали, движение по наклонной плоскости, движение связанных тел, движение по окружности в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.

Статика. Условия равновесия тел. Гидро- и аэростатика.

Экспериментальные задачи.

  1. Определение средней скорости неравномерного движения.
  2. Определение ускорения движения тела по наклонной плоскости.
  3. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.
  4. Определение силы трения скольжения и сравнение её с весом тела.
  5. Определение центростремительного ускорения и центростремительной силы при помощи конического маятника.
  6. Равновесие рычага, подвижного и неподвижного блока.

2. Молекулярная физика и термодинамика – 7 часов.

Основные положения МКТ. Основное уравнение МКТ идеального газа.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

Первый закон термодинамики. Изменение агрегатных состояний вещества. Насыщенный пар. Влажность.

Второй закон термодинамики. КПД тепловых двигателей.

Экспериментальные задачи.

  1. Определение атмосферного давления при изотермическом процессе.
  2. Определение влажности воздуха с помощью психрометра.

3. Электродинамика – 7 часов.

Электростатика. Напряжённость и потенциал поля точечного заряда. Энергия взаимодействия зарядов. Энергия электрического поля. Конденсаторы. Движение зарядов в электрическом поле.

Постоянный ток. Закон Ома для участка цепи и полной цепи. Соединения проводников.

Магнитное поле. Силы Ампера и Лоренца. Движение частиц в магнитном поле.

Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Экспериментальные задачи.

  1. Построение графиков зависимости силы тока от напряжения и сопротивления.
  2. Определение удельного сопротивления проводника.
  3. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления графическим методом.
  4. Определение полного сопротивления последовательного и параллельного соединения.

4. Колебания и волны – 4 часа.

Кинематика и динамика механических колебаний, превращение энергии.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии в контуре.

Переменный ток.

Механические и электромагнитные волны.

Экспериментальные задачи.

  1. Определение скорости маятника при прохождении им положения равновесия.

5. Оптика – 4 часа.

Геометрическая оптика. Законы отражения и преломления. Построение изображений в тонких линзах.

Волновая оптика. Интерференция. Дифракция. Дифракционная решётка. Дисперсия света.

Экспериментальные задачи.

  1. Свойства изображений в плоском зеркале.
  2. Определение фокусного расстояния собирающей линзы.
  3. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решётки.

6. Квантовая физика – 2 часа.

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Спектры. Излучение и поглощение света атомами.

Закон радиоактивного распада. Уравнения ядерных реакций.

Экспериментальные задачи.

  1. Определение постоянной Планка.
  2. Определение и длины световой волны с помощью спектроскопа.

7. Итоговое тестирование – 1 час.

Тематическое и поурочное планирование

34 часа, 1 час в неделю

№ урока Тема

Механика, 9 часов.

1/1 Кинематика прямолинейного движения. Решение задач на определение средней скорости и закон сложения скоростей.
2/2 Кинематика прямолинейного движения. Решение расчётных и графических задач. Экспериментальные задачи1, 2.
3/3 Кинематика вращательного движения. Решение задач (движение по окружности). Экспериментальные задачи 3, 4.
4/4 Применение законов Ньютона. Движение под действием нескольких сил по горизонтали и вертикали, движение по окружности в горизонтальной и вертикальной плоскости.
5/5 Применение законов Ньютона. Движение по наклонной плоскости.
6/6 Применение законов Ньютона. Движение связанных тел.
7/7 Законы сохранения. Решение задач на закон сохранения импульса.
8/8 Законы сохранения. Решение задач на закон сохранения энергии.
9/9 Условия равновесия. Статика. Решение задач. Экспериментальная задача 6.

Молекулярная физика и термодинамика, 7 часов.

10/1 Основные положения МКТ. Основное уравнение МКТ. Решение качественных и расчётных задач.
11/2 Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Решение графических задач.
12/3 Первый закон термодинамики в применении к изопроцессам.
13/4 Изменение агрегатных состояний вещества. Решение задач на расчёт количества теплоты.
14/5 Влажность воздуха. Таблицы зависимости давления и плотности насыщенного пара от температуры. Экспериментальные задачи.
15/6 Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели.
16/7 Решение задач по теме “МКТ идеального газа и термодинамика”.

Электродинамика, 7 часов.

17/1 Электростатика. Напряжённость, потенциал. Решение качественных задач.
18/2 Энергия электрического поля. Конденсаторы. Решение задач по теме “Конденсаторы”. Решение задач на движение зарядов в электрическом поле.
19/3 Постоянный ток. Решение задач.
20/4 Постоянный ток. Экспериментальные задачи.
21/5 Магнитное поле. Сила Ампера и Лоренца. Решение качественных задач.
22/6 Решение задач на движение частиц в магнитном поле.
23/7 Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Решение качественных задач.
Колебания и волны, 4 часа.
24/1 Механические колебания. Энергия колебаний. Решение расчётных задач. Экспериментальная задача.
25/2 Колебательный контур. Решение задач на преобразование энергии в контуре.
26/3 Переменный ток. Решение задач.
27/4 Механические и электромагнитные волны. Решение задач.

Оптика, 4 часа.

28/1 Геометрическая оптика. Экспериментальные задачи.
29/2 Геометрическая оптика. Качественные и расчётные задачи.
30/3 Волновая оптика. Интерференция. Решение задач.
31/4 Дифракция. Дисперсия. Экспериментальная задача.

Квантовая физика, 2 часа.

32/1 Фотоэффект. Спектры. Экспериментальные задачи.
33/2 Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Решение задач.
34 Итоговый тест.

Список литературы:

  1. Терновая Л. Н., Бурцева Е. Н., Пивень В. А. Физика. Подготовка к ЕГЭ 10 – 11 классы. Издательство “Экзамен” Москва, 2007.
  2. Куперштейн Ю. С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 10 класс. Издательский дом “Сентябрь” Санкт-Петербург, 2004.
  3. Куперштейн Ю. С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 11 класс. Издательский дом “Сентябрь” Санкт-Петербург, 2004.
  4. Самойленко П. И., Сергеев А. В. Контрольные и проверочные работы по физике. 10 – 11 классы. Издательство “ОНИКС. Мир и Образование” Москва, 2005.

Приложение 1
Приложение 2