Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
- Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока: урок по ТРКМ.
Оборудование: физическая карта, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов, видеосюжеты “Пустыня”.
Ход урока
I этап: вызов
Снова пришёл долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна природная зона России.
Разгадайте ребус :
Верно, это пустыня. По каким признакам мы будем изучать эту природную зону? (географическое положение, растительный мир, животный мир, деятельность человека).
Давайте составим кластер.
II этап – осмысление.
- Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом
И плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт
- Вот так выглядят пустыни (ландшафт пустыни).
Давайте обратимся к карте. Что она расскажет нам о пустыне?
Карточки – “помогайки”:
- Географическое положение зоны пустынь.
- Тепловой пояс.
- Поверхность земли в пустыне.
(После выступления учащихся рассказ учителя).
1. “Инсерт”
Слушая рассказ, прошу делать пометы в своей тетради, используя два значка:
“+” – что узнали нового;
“?” – хочу спросить.
Пустыни располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Это песочные валы – барханы - постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и её обитателях.
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днём до плюс 70о, а в тени выше 40о. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
- Чего хочется человеку, когда ему жарко? (Ему хочется пить и купаться).
К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12о, и длится зима 2-3 месяца.
(Происходит обсуждение сделанных пометок).
2. Работа в группах.
- Сейчас мы с вами поделимся на группы: ботаники, зоологи, экологи.
(Для каждой группы даётся задание в учебнике, гербарии, рисунки).
Ботаники, используя текст учебника и раздаточный материал, подготовят рассказ об общих особенностях растений, их индивидуальное приспособление к природным условиям, значение в природе.
Зоологи расскажут о приспособленности животных к природным условиям пустыни, значение их в природе.
Экологи выявят экологические проблемы пустыни и пути их решения, расскажут об охране редких животных и растений.
(После подготовки – выступление от каждой группы).
- Какие у вас возникли вопросы?
(Если вопросы возникают, дети сообща находят ответы).
- Несмотря на особенности климата, в пустыне существует жизнь. Растения и животные, чтобы выжить, научились приспосабливаться к таким условиям.
- Давайте вернёмся к нашему кластеру. Все ли вопросы для изучения мы указали в начале урока? (Не хватает важного вопроса: экологические проблемы, которые связаны с деятельностью человека в пустыне. Дети добавляют этот пункт).
III этап – рефлексия.
Ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер? (Солнце, потому что там всегда жарко. Ветер, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует).
1. “Синквейн”.
- А теперь я предлагаю каждому из вас вспомнить, о чём мы говорили на уроке и обобщить это при составлении “синквейна”. Сначала каждый работает самостоятельно, затем в паре с соседом вы из двух “синквейнов” составляете один и его озвучиваете. Рекомендации по составлению “синквейна” находятся у вас на партах.
Тема (1 существительное).
Описание темы (2 прилагательных).
Описание действия (3 глагола).
Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к
теме.
Слово, отражающее суть темы.
(Ответы детей. Наиболее удачно составленный, записывается на доску).
Пустыня.
Песчаная, жаркая.
Печёт, утомляет, завораживает.
Кругом пустота и жара.
Природная зона.
2. Оценивание ребят, которые составили лучшие “синквейны”.
- Закончи фразу: Сегодня на уроке я:
Научился…
Было интересно…
Было трудно…
(Высказываются желающие дети).
3. Домашнее задание.
При чтении текста учебника, используя приём “Толстые и тонкие вопросы”, составить для своего соседа по парте один “толстый” вопрос и один “тонкий”.