Цели:
- Развивать навык правописания корня слов на основе сопоставления трех правил;
- Формировать умение сравнивать;
- Обогащать устную речь учащихся;
- Прививать любовь к слову через произведения устного народного;
- Прививать любовь к слову через произведения устного народного творчества и сказки А. творчества и сказки А. С. Пушкина.
Оборудование:
- Проигрыватель, мультимедийный проектор;
- Репродукция картины Васнецова “ Три богатыря”;
- Рисунок камня и трех дорог, разноцветные полоски у учащихся, листочки с пословицами у учащихся;
Ход урока
I. Организационный момент.
(Звучит музыка, начало сказки: “В некотором царстве, в некотором государстве…”)
II. Работа по теме.
Учитель: … во славном посёлке Краснозёрском жили-были детушки. Жили себе, не тужили, да вот пришли они в школу учиться. И пришлось им русский язык изучать, а язык-то этот мудрёный. Вот и сидим-то мы с детушками, головушку ломаем: какое окончание написать, да какую букву в корне вставить. И вспомнилось мне, как сказочный Иван-царевич подъехал на коне к камню, прочитал надпись на том камне, да и стал голову ломать, куда ему ехать.
- А, может быть, вы помните, что было написано на том камне?
(Ответы учащихся).
- Вот и перед нами камень да три дороги. И надпись на этом камне видна. Надеюсь, она не сулит нам такого, как Ивану-царевичу. И, возможно, даже лучше поможет разобраться в русском языке.
- Давайте отгадаем эту надпись. (Слайд № 2)
Перед вами слова. Из каждого слова мы возьмём по одной букве и узнаем, что это за надпись.
- Буква, обозначающая парный согласный звук в слове лук;
- Окончание в слове зёрнышко;
- Буква, обозначающая звонкий согласный звук в слове репка;
- Буква, обозначающая проверяемый безударный гласный в слове звездочёт;
- Буква, обозначающая мягкий согласный в слове конь;
- Буква, которая не имеет звука в слове камень.
- Какое слово получилось? (корень)
- А что такое корень?
- Кто догадался, почему от камня с надписью
“корень” идут три дороги?
(Три правила правописания корня).
- Давайте выберем дорогу, по которой пойдём мы. Поднимите листочек такого цвета, который совпадает с цветом дороги, по которой вы хотите пойти.
(По большинству выбирается цвет).
1-ая дорога: Прямо пойдёшь – к словам с безударным гласным придёшь.
- Я загадаю загадки, отгадками являются сказочные предметы. Назовите отгадку и безударный гласный в корне слова:
а) Жилище Бабы – Яги (избушка);
б) О том, что оно разбилось, плакали дед и баба (яйцо);
в) С её помощью Иван – царевич нашёл себе жену (стрела);
г) Сказочный способ передвижения (ковёр –
самолёт).
III. Минутка чистописания.
Запишем в тетрадь эти буквы: о, е, и, я.
- Все ли гласные, требующие проверки записали?
- Назовите слова с безударным гласным “а”,
требующим проверки.
- А у меня есть сказочное слово.
IV. Работа по теме.
- Как проверить слова с безударным гласным в
корне?
- Прочитайте отрывок из сказки:
(Слайд № 6)
А ц.ревну в глушь л.сную
И, св .зав, её живую
Под с.сной оставить там
На съ.дение в.лкам.
- Как называется эта сказка?
- Кто автор?
- К словам с пропущенной буквой подберите
проверочное слово, запишите сначала проверочное
слово, затем проверяемое, обозначьте орфограмму.
Проверь. (Слайд № 7)
- В каких случаях для проверки подбирали
однокоренное слово?
- А когда изменяли форму слова?
- Да, трудно было, но и мы-то не лыком шиты.
V. Физминутка (покажите c помощью пантомимы добрую волшебницу, Змея Горыныча, Лису Патрикеевну, медведя, Красную Шапочку).
VI. Работа по теме.
- Выбираем вторую дорогу. Покажите цветные полоски.
2-ая дорога: Направо пойдёшь – в гости к парным согласным зайдёшь.
- А неплохо было бы вспомнить и сами парные
согласные.
- Запишите их в тетрадь.
- Прочитайте пословицу:
Ска (с) ка – ло (ш) ь, да в ней намё (к)!
Добрым моло (т) цам уро (к).
- Как вы понимаете её смысл?
(Сказка – это выдумка, но люди сочинили её, чтобы научить чему-то других)
- Почему именно на этой дороге встретилась
пословица?
- Как проверить парный согласный в корне слова?
- Из каждой группы слов уберите слова, которые не являются проверочными.
Сказать | Лжёт | Намекать | Молодец | Уроки |
Сказки | Лживый | Намёки | Молодцы | К уроку |
Рассказывать | Молодой |
- Запишите пословицу, заменив звуки нужными
буквами.
- И тут мы не попали впросак.
3-я дорога: Налево пойдёшь – с непроизносимыми согласными время проведёшь.
- Чтобы непроизносимые согласные не играли с
нами в прятки, мы запишем их в тетрадки.
- А какие звуки иногда не произносятся, а буквы их
обозначающие пишутся?
- Запись букв д, т, в, л.
- Чтение отрывка из сказки Пушкина:
Здра (?)ствуй, князь ты
Мой прекрас (?)ный!
Что ты тих,
Как день ненас (?)ный?
Опечалился чему?
- Как называется сказка?
- Как узнать, есть ли в слове непроизносимый
согласный?
- Как проверить непроизносимый согласный в корне
слова?
(Разбор слов с непроизносимым согласным).
- Теперь я закрою слова, а вы запишите отрывок, вставив нужные слова.
(Проверка выполнения работы) (Слайд № 12)
VII. Итог урока.
- Вот мы с вами и прошли три дороги. Любая сказка когда-то заканчивается.
А в народе говорят, что у хорошей сказки – счастливая развязка.
- Как вы это понимаете?
- А у нашего урока счастливая развязка?
- Возьмите листочки, на которых записана эта
пословица, вставьте пропущенные орфограммы.
У хорошей ска.ки – сч.с.ливая развя.ка.
(Проверка работы) (Слайд № 13)
- Вот уроку и конец, а кто работал – молодец. Тот получает хорошую оценку.
(Выставление оценок).