Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание правил корня"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать навык правописания корня слов на основе сопоставления трех правил;
  • Формировать умение сравнивать;
  • Обогащать устную речь учащихся;
  • Прививать любовь к слову через произведения устного народного;
  • Прививать любовь к слову через произведения устного народного творчества и сказки А. творчества и сказки А. С. Пушкина.

Оборудование:

  • Проигрыватель, мультимедийный проектор;
  • Репродукция картины Васнецова “ Три богатыря”;
  • Рисунок камня и трех дорог, разноцветные полоски у учащихся, листочки с пословицами у учащихся;

Ход урока

I. Организационный момент.

(Звучит музыка, начало сказки: “В некотором царстве, в некотором государстве…”)

II. Работа по теме.

Учитель: … во славном посёлке Краснозёрском жили-были детушки. Жили себе, не тужили, да вот пришли они в школу учиться. И пришлось им русский язык изучать, а язык-то этот мудрёный. Вот и сидим-то мы с детушками, головушку ломаем: какое окончание написать, да какую букву в корне вставить. И вспомнилось мне, как сказочный Иван-царевич подъехал на коне к камню, прочитал надпись на том камне, да и стал голову ломать, куда ему ехать.

(Слайд № 1)

- А, может быть, вы помните, что было написано на том камне?

(Ответы учащихся).

- Вот и перед нами камень да три дороги. И надпись на этом камне видна. Надеюсь, она не сулит нам такого, как Ивану-царевичу. И, возможно, даже лучше поможет разобраться в русском языке.

- Давайте отгадаем эту надпись. (Слайд № 2)

Перед вами слова. Из каждого слова мы возьмём по одной букве и узнаем, что это за надпись.

  1. Буква, обозначающая парный согласный звук в слове лук;
  2. Окончание в слове зёрнышко;
  3. Буква, обозначающая звонкий согласный звук в слове репка;
  4. Буква, обозначающая проверяемый безударный гласный в слове звездочёт;
  5. Буква, обозначающая мягкий согласный в слове конь;
  6. Буква, которая не имеет звука в слове камень.

- Какое слово получилось? (корень)
- А что такое корень?
- Кто догадался, почему от камня с надписью “корень” идут три дороги?

(Три правила правописания корня).

- Давайте выберем дорогу, по которой пойдём мы. Поднимите листочек такого цвета, который совпадает с цветом дороги, по которой вы хотите пойти.

(По большинству выбирается цвет).

1-ая дорога: Прямо пойдёшь – к словам с безударным гласным придёшь.

(Слайд № 3)

- Я загадаю загадки, отгадками являются сказочные предметы. Назовите отгадку и безударный гласный в корне слова:

а) Жилище Бабы – Яги (избушка);
б) О том, что оно разбилось, плакали дед и баба (яйцо);
в) С её помощью Иван – царевич нашёл себе жену (стрела);
г) Сказочный способ передвижения овёр – самолёт).

(Слайд № 4)

III. Минутка чистописания.

Запишем в тетрадь эти буквы: о, е, и, я.

- Все ли гласные, требующие проверки записали?
- Назовите слова с безударным гласным “а”, требующим проверки.
- А у меня есть сказочное слово.

(Слайд № 5)

IV. Работа по теме.

- Как проверить слова с безударным гласным в корне?
- Прочитайте отрывок из сказки: (Слайд № 6)

А ц.ревну в глушь л.сную
И, св .зав, её живую
Под с.сной оставить там
На съ.дение в.лкам.

- Как называется эта сказка?
- Кто автор?
- К словам с пропущенной буквой подберите проверочное слово, запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое, обозначьте орфограмму.

Проверь. (Слайд № 7)

- В каких случаях для проверки подбирали однокоренное слово?
- А когда изменяли форму слова?
- Да, трудно было, но и мы-то не лыком шиты.

V. Физминутка (покажите c помощью пантомимы добрую волшебницу, Змея Горыныча, Лису Патрикеевну, медведя, Красную Шапочку).

VI. Работа по теме.

- Выбираем вторую дорогу. Покажите цветные полоски.

2-ая дорога: Направо пойдёшь – в гости к парным согласным зайдёшь.

(Слайд № 8)

- А неплохо было бы вспомнить и сами парные согласные.
- Запишите их в тетрадь.
- Прочитайте пословицу:

Ска (с) ка – ло (ш) ь, да в ней намё (к)!
Добрым моло (т) цам уро (к).

- Как вы понимаете её смысл?

(Сказка – это выдумка, но люди сочинили её, чтобы научить чему-то других)

- Почему именно на этой дороге встретилась пословица?
- Как проверить парный согласный в корне слова?

(Слайд № 9)

- Из каждой группы слов уберите слова, которые не являются проверочными.

Сказать Лжёт Намекать Молодец Уроки
Сказки Лживый Намёки Молодцы К уроку
Рассказывать Молодой

- Запишите пословицу, заменив звуки нужными буквами.
- И тут мы не попали впросак.

3-я дорога: Налево пойдёшь – с непроизносимыми согласными время проведёшь.

(Слайд № 10)

- Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадки.
- А какие звуки иногда не произносятся, а буквы их обозначающие пишутся?
- Запись букв д, т, в, л.
- Чтение отрывка из сказки Пушкина:

Здра (?)ствуй, князь ты
Мой прекрас (?)ный!
Что ты тих,
Как день ненас (?)ный?
Опечалился чему?

- Как называется сказка?
- Как узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный?
- Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

(Разбор слов с непроизносимым согласным).

- Теперь я закрою слова, а вы запишите отрывок, вставив нужные слова.

(Слайд № 11)

(Проверка выполнения работы) (Слайд № 12)

VII. Итог урока.

- Вот мы с вами и прошли три дороги. Любая сказка когда-то заканчивается.

А в народе говорят, что у хорошей сказки – счастливая развязка.

- Как вы это понимаете?
- А у нашего урока счастливая развязка?
- Возьмите листочки, на которых записана эта пословица, вставьте пропущенные орфограммы.

У хорошей ска.ки – сч.с.ливая развя.ка.

(Проверка работы) (Слайд № 13)

- Вот уроку и конец, а кто работал – молодец. Тот получает хорошую оценку.

(Слайд № 14)

(Выставление оценок).