"Хорошая книга — лучший друг"

Разделы: Начальная школа


Тип: внеклассное занятие для учащихся второго класса.

Цели: прививать учащимся любовь к книге; формировать у школьников устойчивое желание пополнять свои знания из новых книг; воспитывать уважительное отношение к писательскому труду, бережное отношение к книге.

Оформление классной комнаты:

  • На самом видном месте – плакат «Хорошая книга – лучший друг», выставка детских книг.
  • На стенах – портреты детских писателей, рисунки детей к прочитанным книгам.

Ход занятия

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по страницам прочитанных книг, а также познакомимся с новыми интересными книгами. Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». И это действительно так.

Книг заветные страницы
Помогают людям жить
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить.

Книги помогают понять окружающий мир. Поэтому читать их нужно вдумчиво, внимательно, не спеша, не пропуская страниц.

1-й ученик:

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.

2-й ученик:

Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

3-й ученик:

Сколько звезд в небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько книг на земле!
Есть с ладошку одни,
Есть большие тома,
Проживают они
Вместе с нами в домах.

Учитель: А как называется дом, где живут только книги?

Ученики: Библиотека.

Учитель: Да, вы все являетесь её читателями. А какие книги любите больше всего?

Ученики: Сказки.

(Стук в дверь. Входит почтальон.)

Почтальон: У вас праздник книги? Тогда эти телеграммы вам.

Учитель: Ребята, эти телеграммы – просьбы о помощи. Угадайте, кто мог их прислать?

1-я телеграмма: «Спасите! Нас хочет съесть волк!» («Семеро козлят».)

2-я телеграмма: «Очень расстроена. Мышка разбила все яички». («Курочка Ряба».)

3-я телеграмма: «Дорогие гости! Помогите! Паука-злодея зарубите!» («Муха-Цокотуха».)

Учитель: Пока мы читали телеграммы, сказки в корзине перепутались. Помогите разобраться, что здесь не так.

«Красная шапочка подошла к избушке на курьих ножках, в которой жила Баба Яга».

«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал? Ищи меня теперь в Тридесятом царстве у Кощея Бессмертного» - сказала Красная Шапочка, обернулась белой лебедью и улетела».

«Вбежала коза в дом, распорола волку брюхо, и выскочили из него Красная Шапочка и её бабушка»

Учитель: Молодцы! Вы не перепутали народные сказки со сказкой «Красная Шапочка». А кто её написал? ( Шарль Перро.)

Учитель: К нам в гости пожаловали иностранцы. Угадайте, кто они.

(Входит Золушка в бальном платье.)

Золушка:

Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто из вас скажет?

(Входит принцесса.)

Принцесса: Ах, я всю ночь не могла уснуть. Мне постелили что-то твердое, и у меня теперь всё тело в синяках.

Ученики: Это принцесса из сказки Андерсена «Принцесса на горошине».

Учитель: Угадайте, из каких сказок эти слова.

На доске карточки со словами:

Жаба, нора, мышь, цветы, эльфы, ласточка («Дюймовочка».)
Ведьма, собака, огниво, дупло, сабля, ранец, принцесса («Огниво».)

Учитель: Вы, верно, назвали сказки детского писателя Андерсена. А каких немецких сказочников вы знаете? ( Братья Гримм.) Угадайте, из какой сказки братьев Гримм этот отрывок?

«Осел идёт – кричит по-ослиному, собака идёт – лает по-собачьи, кот идет – мяукает по-кошачьи». («Бременские музыканты».)

Учитель: «Сказки смешат и радуют, сказки учат мудрости, возвышают душу, согревают сердце, будят ненависть к злу», - так сказал русский писатель Е.Пермяк, который создал много сказок и рассказов для ребят. Каких ещё детских писателей вы знаете? Кого из любимых авторов вы здесь узнали?

(Показывает на портреты.)

Учитель: Продолжим нашу викторину по сказкам. Вспомните, кто из героев известных сказок так говорил:

– Как ты смеешь спорить со мною,
Со мною, дворянкою столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле.
(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

– Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал? (Мишутка из сказки «Три медведя» Толстого.)

Учитель: А кто напевал такие песенки?

– Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы пойдите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
(Федора из сказки «Федорино горе» К.Чуковского.)

– Хоть пол света обойдешь, обойдешь, обойдешь.
Лучше дома не найдёшь, не найдешь, не найдешь.
(Ниф-Ниф из сказки «Три поросенка».)

(Входит Буратино.)

Буратино: Я стал послушным мальчиком. Я хорошо учусь в школе и предлагаю разгадать мой кроссворд:

По горизонтали:

4. На ком женился Иван-царевич? (Лягушка)

По вертикали:

1. Как звали брата Аленушки? (Иванушка)

2. Каких семерых братцев хотел съесть волк?
(Козлята)

3. Кто выполнил четыре желания старухи, а
пятое выполнять не стал? (Рыбка)

  
Учитель: Сказки вы знаете хорошо. А теперь послушаем любимые стихи.

(Дети читают стихи А.Барто, Б.Заходера, С.Михалкова, А.Фета, А.Майкова. Исполняется песня «Веселые путешественники» на слова С. Михалкова.)

Учитель: Из какого рассказа вы, ребята, знаете о волшебных словах? (Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».) Какое волшебное слово помогло Павлу? (Пожалуйста.)

Сколько смешных и серьёзных историй поведали нам книги. Поэтому и относиться к ним нужно, как к живым существам: брать в руки бережно, листать страницы аккуратно. Взяв книгу в библиотеке, обернуть её в чистую бумагу. Перед чтением книги не забывайте помыть руки. Чтобы узнать, каков ученик, иногда достаточно взглянуть на его книги.

Две ученицы читают стихотворение М.Ильина «Две книжки».

1-я ученица:

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
– Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой.

2-я ученица:

Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложку вырвал с мясом!
Да что обложку! Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

1-я ученица:

Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них ни пятнышка, ни точки,
О них и говорить-то неприлично…
Зато и я его учу, лишь только на «отлично».

2-я ученица:

– Ну, а мой на тройках едет еле-еле,
И даже двойку получил на той неделе.

Учитель: Книги нужны детям и взрослым. Есть книги, которые помогают следить за своим здоровьем, есть книги по кулинарии, шитью, вязанию. (Показывает.) Есть книги, в которых рассказывается обо всем на свете. Такие книги называются энциклопедиями.

Многие из вас читают познавательные книги, из которых вы узнаете о том, как устроена Вселенная, о том, какие умные машины изобретены людьми, о том, как самоотверженно сражались наши люди с врагами во время войны. О книгах известно много пословиц. Назовите их.

(Дети называют пословицы и поговорки о книгах.)

  • Книга – зеркало жизни.
  • Книга – мост в мире знаний.
  • С книгой жить – век не тужить.
  • Прочел хорошую книгу – встретился с другом.
  • Книга – источник знаний.
  • Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания.

Ученик:

Я к вам обращусь товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Большое спасибо за внимание.