Урок биологии в 9-м классе по теме "Здоровье человека и общество"

Разделы: Биология


Цели урока:

Образовательная:

  • Дать понятие здоровья – как важнейшей ценности человека и общества, рассмотреть виды здоровья, вредные привычки и влияние общества на здоровье человека.

Развивающая:

  • Развитие познавательного интереса к предмету, умения работать с учебником, развитие логического мышления, умения анализировать.

Воспитательная:

  • Воспитание заботливого отношения к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы: “Вред алкоголя” и “Вред курения”, “цветок здоровья” - демонстрационный материал и карточки с надписями критериев здоровья.

Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организация класса.

Вступительное слово учителя: “На протяжении целого года мы изучали биологию человека: строение организма и его органов, функции, закономерности развития и многое другое. Но сегодня, как итог изученного, рассмотрим тему, скрытую в поговорке:”

(На экране проецируется поговорка с пропущенным словом: ……… – богатство во все времена).

Вопрос учителя: “Что же является для человека богатством во все времена?”

Дети отвечают – “Здоровье.”

(На экране появляется пропущенное слово: здоровье – богатство во все времена).

2. Изучение новой темы.

Учитель ставит цель урока: “Мы с вами сегодня рассмотрим: что включает в себя понятие здоровья, его виды; что значит здоровый образ жизни и как совместимы два понятия “здоровье” и “общество””.

Вопрос учителя: “Ребята, как вы понимаете “здоровье человека”?”

Дети высказывают свои версии.

Учитель: “По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) “здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов””.

(Определение высвечивается на экране).

Вопрос учителя: “О каких видах здоровья сказано в данном определении?”
Дети отвечают: физическое, психическое, социальное.

(На экране появляется схема, где под каждым видом здоровья поэтапно, после объяснения появляются определения каждого вида здоровья).
(Учитель во время ответов вывешивает на доску схему из надписей).

Учитель: “Давайте определим критерии каждого вида здоровья”.

Задание для учащихся: из написанных на листах критериев каждого вида здоровья выбрать принадлежащие определенному виду и расположить под ним, прикрепив с помощью магнита.

(Листы с надписью критериев лежат на столе учителя. Дети поочереди подходят, берут по одному листу, читают, объясняют к какому виду здоровья относится и прикрепляют его).

Критерии:

Вопрос учителя: “Ребята, а что значит “вредные привычки”?”

Работа по учебнику стр. 214-215. (влияние на организм алкоголя и табакокурения).

Задание: прочитать текст и ответить на вопрос: какой вред приносят организму вредные привычки?

Проверка задания – рассказ учащихся у доски с помощью плакатов: “Вред алкоголя” и “Вред никотина”.

Учитель дополняет выдержками из научных исследований (проецируются на экран).

- Если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4,6 года по сравнению с некурящим; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных сигарет от 20 до 39 – на 6,2 года.

Установлено, что люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

Курящие в 15 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 инфарктом миокарда, в 10 – язвой желудка, и в 30 раз раком легких.

Вопрос учителя: “А если человек будет стараться избавится от вредных привычек, к какому образу жизни он будет стремиться?”

- Ответы детей (Здоровый образ жизни).

Учитель: “Давайте и мы соберем “Цветок здоровья”.”

(Учитель берет в руки круг с надписью “Здоровый образ жизни”. На столе лежат “Лепестки разноцветные тоже с надписями. Дети подходят поочереди к столу, берут по “лепестку”, читают что написано и крепят к доске рядом с сердцевиной).

Учитель: “Человек – сам творец своего здоровья. Однако, мы живем в век технического прогресса, в век развития общества. Как же общество относится к здоровью человека?”

Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

1993 год приняты “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” – один основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит из 12 разделов: общие положения: 4 статьи. Основное – охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного на сохранение здоровья граждан РФ. 2 статья – основные принципы: приоритет профилактических мер по охране здоровья граждан, доступность медико-социальной помощи, защищенность граждан в связи с утратой трудоспособности, ответственность органов власти, за обеспечение прав граждан.

Вопрос учителя: “А как вы относитесь к своему здоровью?”

Тестирование:

1. Как часто ты моешь руки?

  • Около 20 раз в день (0)
  • Только перед едой и после туалета (5)
  • Когда сильно в чем-нибудь испачкаю (20)

2. Сколько раз ты чистишь зубы?

  • 2 раза (утром и вечером) (0)
  • 1 раз (5)
  • Вообще не чищу (15)

3. Как часто ты моешь ноги?

  • Каждый вечер перед сном (0)
  • Когда заставят взрослые (10)
  • Только когда купаюсь целиком (20)

4. Как часто ты делаешь зарядку?

  • Ежедневно (0)
  • Когда заставят взрослые (15)
  • Никогда (25)

5. Как часто ты простужаешься?

  • 1 раз в два года (0)
  • 1 раз в год (5)
  • Несколько раз в год (15)

6. Как часто ты ешь сладости?

  • По праздникам и воскресеньям (0)
  • Почти каждый день (20)
  • Когда и сколько захочу (30)

7. Как часто ты плачешь?

  • Не могу вспомнить когда это было (0)
  • Пару раз в неделю (15)
  • Почти каждый день (25)

8. От чего ты плачешь?

  • От боли (0)
  • От обиды (10)
  • От злости (0)

9. Сколько ты гуляешь?

  • Ежедневно от 1 до 2 часов (0)
  • Ежедневно, но меньше часа (10)
  • Иногда по выходным (20)

10. Когда ты ложишься спать?

  • В 21-21.30 (0)
  • После 22 часов (10)
  • После 24 часов (35)

11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту?

  • Соответствует или чуть меньше (0)
  • Немного больше (10)
  • Значительно превышает норму (30)

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора?

  • Не больше 1,5 часа (0)
  • Больше 3 часов (10)
  • Смотрю сколько хочу (30)

13. Сколько времени ты тратишь на уроки?

  • Около 1,5 часа (0)
  • Почти 2 часа (15)
  • Больше 3 часов (35)

14. Можешь ли ты вбежать на 5 этаж?

  • С легкостью 0
  • С трудом и одышкой 25
  • Не могу 35

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию?

  • Да (0)
  • Нет (15)

Подсчет баллов.

Если от 0 до 20 очков – ты в полном порядке.
От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные привычки, но с ними пока не трудно бороться.
От 70 до 110 – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
От 110 и выше – можешь даже не считать! Как ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!

3. Подведение итогов. Выводы.