Инновационные подходы к повышению качества дошкольного образования через организацию деятельности методической службы в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях модернизации современной системы образования, возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижений нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Видеть учебное учреждение будущего – важная творческая задача руководства, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способной изменить структуру, статус и назначения ДОУ.

В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняются методы работы с кадрами, характер которых зависит от степени профессиональной зрелости, творческой направленности, сплоченности коллектива. Подготовить коллектив к инновационной деятельности – это значит определить зоны ближайшего и перспективного развития ДОУ в конкретной окружающей среде на основе педагогического анализа.

Для того чтобы осуществлять инновационный процесс в ДОУ, было решено о необходимости внедрения инновационных подходов к организации деятельности методической службы, цель которой – создание модели методического центра, в которую входят педагоги – новаторы, являющиеся руководителями микрогрупп.

В результате чего была внедрена новая модель методической деятельности – творческие микрогруппы (кафедры).

Целью которых являются:

  1. Создание в коллективе обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
  2. Формирование у педагогов потребностей во владении современными технологиями в области дошкольной педагогики и психологии.
  3. Выделение наиболее перспективных идей в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
  4. Внедрение новых образовательных технологий, способствующих мотивации и активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Для создания творческих микрогрупп было проведено детальное обсуждение с коллективом возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности и нормативно – правовой базы. Были выявлены проблемы на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей. Отбор участников творческих групп был организован на добровольной основе.

Творческие группы возглавляли узкие специалисты. Свою деятельность согласовывали и утверждали на Совете методического кабинета.

Основными направлениями работы микрогрупп явились:

  • Изобретение технологического инструментария;
  • Нетрадиционные средства разрешения актуальных образовательных проблем;
  • Самоопределение ребенка в предметно-развивающей среде.

Разработка и проектирование новшества, была основана на составлении программы опытно – экспериментальной деятельности, в которой были отражены основные идеи:

  • Определение проблемы;
  • Конструирование целей;
  • Моделирование учебного процесса в соответствии с новыми целями;
  • Экспериментирование;
  • Оценивание результатов своей деятельности.

Советом методического кабинета были составлены планы: “Управление инновационным процессом в ДОУ”, “План действий руководителя по внедрению инноваций”, “Положение о кафедрах”.

Организация творческих микрогрупп и включение педагогов в опытно-экспериментальную деятельность, позволило сформировать основные компоненты:

  • Обсуждение нормативных программно-методических документов;
  • Научно-теоретические семинары;
  • Мастер-класс для педагогов.

В результате деятельности творческих групп, педагогами были организованы мероприятия:

Проектирование.

В рамках ДОУ:

  • “Искусство детям”.
  • “Моя Родина Россия”.
  • “Моя малая Родина – Свирск”.
  • “Река моего детства”.
  • Межсемейный проект “Каким я хочу видеть своего ребенка”.

На муниципальном уровне:

  • “Добро без границ”.
  • “Так красиво говорит, словно реченька журчит”.
  • “Огонек надежды”.
  • “Радуга детства”.

Презентация на тему:

  • “Приобщение детей к русской народной культуре регионального компонента”

Конкурсы среди педагогов:

  • “Слабое звено”.
  • “Творчество, полет, фантазия”.

Литературная гостиная “Волшебная поляна детства”.

Музыкальный салон “Осенние мотивы”.

Этим самым руководители творческих групп способствовали овладению педагогами методов образно-игрового моделирования, формировали потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития, активизировали процесс методических идей.

Для проведения оценки качества инновационной деятельности были использованы:

  • Контроль за ходом работы;
  • Внесение корректив в программу;
  • Информированность коллектива о ходе работы;
  • Тестирование;
  • Оценивание.

Результаты деятельности кафедры были зафиксированы в технологических таблицах, которые отражали показатели педмастерства педагогов:

  • Новизна;
  • Актуальность;
  • Эффективность;
  • Системность;
  • Устойчивость и воспроизводимость результата.

В процессе инновационной деятельности были определены следующие результаты:

  • Создана обстановка творческого поиска новых форм и методов работы с детьми;
  • Внедрены новые технологии, способствующие активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива;
  • Выделены наиболее перспективные идеи в организации воспитательной работы с детьми;
  • Сформирована потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

В результате чего обоюдный интерес людей, потребность в общении, пополняют методическую работу актуальным содержанием.

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., 2005.
  2. Деникина Л.В. Контроль как инструмент управления. М., 2000.
  3. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении. М., 1998.
  4. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 1999.
  5. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении. М., 2006.