В условиях модернизации современной системы образования, возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижений нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
Видеть учебное учреждение будущего – важная творческая задача руководства, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способной изменить структуру, статус и назначения ДОУ.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняются методы работы с кадрами, характер которых зависит от степени профессиональной зрелости, творческой направленности, сплоченности коллектива. Подготовить коллектив к инновационной деятельности – это значит определить зоны ближайшего и перспективного развития ДОУ в конкретной окружающей среде на основе педагогического анализа.
Для того чтобы осуществлять инновационный процесс в ДОУ, было решено о необходимости внедрения инновационных подходов к организации деятельности методической службы, цель которой – создание модели методического центра, в которую входят педагоги – новаторы, являющиеся руководителями микрогрупп.
В результате чего была внедрена новая модель методической деятельности – творческие микрогруппы (кафедры).
Целью которых являются:
- Создание в коллективе обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
- Формирование у педагогов потребностей во владении современными технологиями в области дошкольной педагогики и психологии.
- Выделение наиболее перспективных идей в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
- Внедрение новых образовательных технологий, способствующих мотивации и активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива.
Для создания творческих микрогрупп было проведено детальное обсуждение с коллективом возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности и нормативно – правовой базы. Были выявлены проблемы на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей. Отбор участников творческих групп был организован на добровольной основе.
Творческие группы возглавляли узкие специалисты. Свою деятельность согласовывали и утверждали на Совете методического кабинета.
Основными направлениями работы микрогрупп явились:
- Изобретение технологического инструментария;
- Нетрадиционные средства разрешения актуальных образовательных проблем;
- Самоопределение ребенка в предметно-развивающей среде.
Разработка и проектирование новшества, была основана на составлении программы опытно – экспериментальной деятельности, в которой были отражены основные идеи:
- Определение проблемы;
- Конструирование целей;
- Моделирование учебного процесса в соответствии с новыми целями;
- Экспериментирование;
- Оценивание результатов своей деятельности.
Советом методического кабинета были составлены планы: “Управление инновационным процессом в ДОУ”, “План действий руководителя по внедрению инноваций”, “Положение о кафедрах”.
Организация творческих микрогрупп и включение педагогов в опытно-экспериментальную деятельность, позволило сформировать основные компоненты:
- Обсуждение нормативных программно-методических документов;
- Научно-теоретические семинары;
- Мастер-класс для педагогов.
В результате деятельности творческих групп, педагогами были организованы мероприятия:
Проектирование.
В рамках ДОУ:
- “Искусство детям”.
- “Моя Родина Россия”.
- “Моя малая Родина – Свирск”.
- “Река моего детства”.
- Межсемейный проект “Каким я хочу видеть своего ребенка”.
На муниципальном уровне:
- “Добро без границ”.
- “Так красиво говорит, словно реченька журчит”.
- “Огонек надежды”.
- “Радуга детства”.
Презентация на тему:
- “Приобщение детей к русской народной культуре регионального компонента”
Конкурсы среди педагогов:
- “Слабое звено”.
- “Творчество, полет, фантазия”.
Литературная гостиная “Волшебная поляна детства”.
Музыкальный салон “Осенние мотивы”.
Этим самым руководители творческих групп способствовали овладению педагогами методов образно-игрового моделирования, формировали потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития, активизировали процесс методических идей.
Для проведения оценки качества инновационной деятельности были использованы:
- Контроль за ходом работы;
- Внесение корректив в программу;
- Информированность коллектива о ходе работы;
- Тестирование;
- Оценивание.
Результаты деятельности кафедры были зафиксированы в технологических таблицах, которые отражали показатели педмастерства педагогов:
- Новизна;
- Актуальность;
- Эффективность;
- Системность;
- Устойчивость и воспроизводимость результата.
В процессе инновационной деятельности были определены следующие результаты:
- Создана обстановка творческого поиска новых форм и методов работы с детьми;
- Внедрены новые технологии, способствующие активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива;
- Выделены наиболее перспективные идеи в организации воспитательной работы с детьми;
- Сформирована потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
В результате чего обоюдный интерес людей, потребность в общении, пополняют методическую работу актуальным содержанием.
Список литературы:
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., 2005.
- Деникина Л.В. Контроль как инструмент управления. М., 2000.
- Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении. М., 1998.
- Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 1999.
- Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении. М., 2006.