Организация индивидуально-групповой деятельности

Разделы: Биология


Очень важно правильно организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания. Нужно помнить, что ни один из видов учебной деятельности  школьников не является универсальным, поэтому коллективные и индивидуальные виды работы должны обязательно применяться в сочетании.

Необходимо программный материал организовать в систему так, чтобы каждая предыдущая ступень была необходима для усвоения последующей.

Для того чтобы группа работала успешно необходимо, чтобы каждый школьник владел элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности. Он должен уметь работать с учебником, выполнять лабораторные работы по инструкциям, фиксировать результат и уметь делать выводы.

Успех коллективной работы в большой степени зависит и от состава группы. Поэтому очень важно правильно подобрать школьников в состав каждой группы. Формирую гетерогенные группы, т.е. с различным уровнем знаний по предмету. Потому, что именно в таких группах происходит развитие личности, ярко проявляется чувство коллективизма и желание сильно ученика помочь слабому.

При формировании групп можно использовать различные варианты: например пожеланию или по знакам зодиака (это вносит особый интерес в работу). Если работа группы малоэффективна, то, как учитель, я оставляю за собой право изменить состав группы. Очень важно выбрать руководителя группы из числа активных и ответственных учеников (не всегда данный ученик может быть успешным в учебе), который будет направлять  работу всей группы.

При организации индивидуально групповой деятельности важное значение имеет и численность групп. Наиболее благоприятные условия для работы бывают, как правили в группах от 4до 6 человек.

Одним из элементов организации групповой деятельности можно считать применение «Коэффициента индивидуального участия» (КИУ). Применяя его на уроках огромное значение имеет то, что в данную работу вовлекаются все ученики без исключения и каждый понимает, что его деятельность будет иметь оценку со стороны одноклассников. Таким образом мы активизируем его познавательную деятельность.

Буквально на последних урока школьники получают листочки на которых указан состав группы и напротив каждой фамилии они записывают какой вклад (в процентах) внес каждый ученик в работу группы. После этого рассчитывается КИУ по формуле:

,

где Ν число учеников группы.

Используя данные  КИУ можно построить графики, которые будут отражать активность учеников и группы в целом на уроке или отдельно взятой теме. Применяя КИУ, можно значительно повысит организацию групповой деятельности.

Задачи:

  • выделить своеобразие организмов лишайников,
  • углубить знания о многообразии живых организмов,
  • познакомить учащихся с особенностями строения, приспособленности к симбиотическому образу жизни,
  • определить их роль в природе и жизни человека.

Оборудование:  таблица «Лишайники», гербарный материал с различными видами лишайников( на каждой парте), микроскопы, микропрепарат « Слоевище лишайника» (на каждой парте), компьютер, программа 1С (Биология 6 класс).

Ход  урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний

Фронтальный опрос:

  1. Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?
  2. Почему бурые и красные водоросли способны жить на большей глубине, чем зеленые?
  3. Какую роль играют водоросли в природе?
  4. Как человек использует водоросли? Что получает из морских водорослей?
  5. Почему морские водоросли нуждаются в охране?

Индивидуальный опрос

Карточка 1

Сравните строение улотрикса и спирогиры. Зарисуйте их и сделайте подписи к рисунку.

Карточка 2

Опишите, как происходит бесполое и половое размножение улотрикса.

Карточка 3

Бурые и красные водоросли обитатели морей. Какое значение они имеют в жизни морских животных?

Карточка 4

Какую водоросль называют морской капустой, чем она ценна?

3. Изучение нового материала

Организуется работа в группах.

Ученики вспоминают правила работы с микроскопом.

Задание для первой группы

1. Рассмотрите микропрепарат, зарисуйте его и сделайте подписи к рисунку (уч. стр.64 рис.43).

2. Какие формы лишайников встречаются. Заполните схему:

Задания для второй группы

1. Рассмотрите микропрепарат, зарисуйте его и сделайте подписи к рисунку (уч. стр. 64 рис. 43).

2. Почему лишайники представляют симбиоз, какие примеры симбиоза вы еще знаете? Предложите свою гипотезу, как практическим путем можно доказать, что лишайники - симбиоз гриба и водорослей.

В чем различие между симбиозом и паразитизмом?

Задания для третьей группы

1. Рассмотрите микропрепарат, зарисуйте его и сделайте подписи к рисунку (уч. стр.64 рис.43).

2. Прочитайте текст (отрывок из книги К.А.Тимирязева «Жизнь растений») и учебник, расскажите о значение лишайников.

Заполните таблицу.

Значение лишайников в природе

Значение лишайников для человека

 

 

Задания для четвертой группы

1. Рассмотрите микропрепарат, зарисуйте его и сделайте подписи к рисунку (уч. стр.64 рис.43).

2. Почему лишайники часто используют экологи?

Раскройте смысл выражения «Лишайники- пионеры растительного мира»

Задания для пятой группы

1. Рассмотрите микропрепарат, зарисуйте его и сделайте подписи к рисунку (уч. стр.64 рис.43).

2. Как происходит питание и размножение у лишайников?

4. Проверка работ группы

Один ученик рисует на доске первое задание (оно у всех было одинаковое).

Каждая группа отсчитывается о проделанной работе.

Учитель по мере необходимости дополняет ответы учеников, комментирует и сопровождает ответы  слайдами (программа 1С Биология 6 класс).

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

§ 13, составить рассказ с биологическими ошибками по теме «Лишайники» (обратить внимание на оформление).

7. Выставление Коэффициента индивидуального участия (КИУ)

Учитель раздает листочки, где указан состав группы и каждый ученик (в процентах) выставляет эффективность работы каждого ученика в группе.