Задачи:
- сформулировать представление о многообразии растений;
- определить места обитания растений;
- раскрыть значение растений в природе и жизни человека;
- выявить отличия низших растений от высших
Оборудование: таблицы «Одноклеточные водоросли», «Покрытосеменные», гербарий : мхи, папоротники, водоросли, покрытосеменные ; презентация к уроку.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного (мини-викторина).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
Сегодня на уроке мы познакомимся многообразием и значением растений, но прежде . чем перейти к новой теме давайте выполни графический диктант по теме «Грибы». (Слайд 1)
Графический диктант.
- Грибы относятся к царству растений? (-)
- Грибы выделяют в отдельное царство? (+)
- Дрожжи размножаются почкованием? (+)
- Трутовик относится к шляпочным грибам? (+)
- Лисички относят к трубчатым грибам? (-)
- Гриб трутовик относится к шляпочным грибам? (-)
- Грибы паразиты снижают урожай растений? (+)
- Из пеницилла получают лекарство? (+)
- Грибы размножаются только половым способом? (-)
- Деревья и грибы не образуют симбиоз? (-)
Учащиеся обмениваются работами и проводят самопроверку.
(Слайд 2)
Обсуждение результатов графического диктанта.
III. Изучение нового материала
Учащиеся: записывают тему урока в тетрадях.
Рассказ учителя: В природе существует огромное разнообразие растений. Рясковые –самые маленькие, менее 1 см. Они похожи на крошечные пластинки, которые сплошным ковром покрывают стоячие водоемы. Цветет ряска крайне редко. Для средней полосы Росси с 1814 по 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев цветения. (Слайд 3)
Пальма . В тропиках и субтропиках известно около 3 тыс. видов пальм. Пальмира- из сока делают пальмовое вино, южноазиатская сахарная пальма, масличная пальма, финиковая пальма. У пальм встречаются самые большие листья (25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды-костянка (сейшельская пальма до 18 кг, созревают 7-10 лет) (Слайд 4,5,6).
Очень интересны растения порядка липовых. Сюда относится шоколадное дерево, дерево кола, баобаб. (Слайд 7,8)
На Руси особо почитали липу, относились к ней очень поэтически, но использовали и в хозяйстве. Считают, что славяне поливают липу так же, как арабы – пальму, а греки- оливковое дерево. Древесина липы тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях легкий, душистый, медком пахнет.
Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. История сохранила немало рассказов о липах. В старинных немецких рукописях упоминается липа, что росла возле города Вюртенберга. Она так разрослась, что ее нижние ветви поддерживались сначала шестьюдесятью, а затем двумястами столбами. Липа - одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам.
Семейство Мареновые - хинное и кофейное деревья. В особый порядок выделяют ясень, маслину, жасмин и сирень.
Маслину из-за ее костянок, дающих ценное оливковое масло, разводят в Средиземноморье не менее 5 тыс лет. (Слайд 10)
Очень хорошо известны растения порядка Губоцветные. Многие обладают ароматическими эфирными маслами , применяемыми в парфюмерии, пищевой промышленности и в медицине. (Слайд 11,12).
Мелиса лекарственная - очень популярное растение. Культивировали мелису как лекарственное растение уже в Древней Греции и Риме. Тогда ей приписывали магические свойства, считали, что она восстанавливает силы, приносит вдохновение. Великий Авиценна ценил мелиссу как средство « повышающее жизнеспособность и прогоняющее меланхолию», которое « бодрит и укрепляет сердце, способствует пищеварению». В средней Англии листья мелиссы разбрасывали в доме, чтобы освежить воздух перед приходом гостей. В Германии в начале 17 века в аптеках уже продавалась трава мелиссы и мелиссовое масло. (Слайд 13)
Растения встречаются практически везде, в зависимости от климатических условий. Даже в безводных пустынях, во льдах Арктики, высоко в горах. Так, в шерсти высокогорного животного яка часто размножаются одноклеточные водоросли, поэтому шерсть приобретает зеленоватый оттенок. (Слайд 14)
Рассказ учителя о значении растений. (Слайд 15) Растения дают человеку продукты питания, сырье для промышленности, из них получают лекарства. Разные растения задерживают пыль та за лето взрослое дерево поглощает углекислого газа: тополь -44кг., дуб- 28 кг., липа- 26 кг., ель- 6 кг (Слайд 16).Многие деревья способствуют понижению температуры, снижают действие ветра и шума.
IV. Работа с учебником
Откройте учебник на стр. 53, найдите слова « Все растения в зависимости от строения делятся на низшие и высшие». Прочитайте текст учебника и ответе на вопрос – Чем низшие растения отличаются от высших?
Высшие и низшие растения.
Учащиеся читают текст и отвечают на вопрос (устно).
V. Закрепление изученного
Как распространены растения в природе? Что является причиной неравномерного распространения в природе?
Какую роль играют растения а природе?
Какова роль растений в жизни человека?
Мини - викторина
Какое дерево самое высокое в мире? (Слайд 17)
Ответ: секвойя вечнозеленая, до 132 м.
Какое дерево самое толстое в мире? (Слайд 18)
Ответ: Секвойя вечнозеленая, у основания 46м.
Какое дерево самое морозостойкое и выносливое? (Слайд 19)
Ответ: даурская лиственница.
У какого дерева самая тяжелая древесина? (Слайд 20)
Ответ: у дерева бакаут, тонет в воде как камень.
Почему нашу дальневосточную березу называют железной березой? (Слайд 21)
Ответ: она имеет самую прочную древесину – в 1.5 раза прочнее чугуна.
У какого дерева самые крупные простые листья? (Слайд 22)
Ответ: мадагаскарское дерево путешественников листья длинной 12м и более, черенок достигает 3 м в длину.
У какого дерева самые крупные сложные листья? (Слайд 23)
Ответ: у пальмы рафия, длина 22м., ширина 12 м., черешок 5 м.
Какие деревья наиболее чувствительны к загрязнению? (Слайд 24)
Ответ: хвойные, особенно ель, сосна. Лиственница.
У какого растения самые крупные семена? (Слайд 25)
Ответ: у сейшельской пальмы.
Почему гиацинт называют « цветком дождей»? (Слайд 26)
Ответ: у себя на родине гиацинты распускаются и зацветают после дождей.
Почему кустарник дикой розы называют шиповником? (Слайд 27)
Ответ: из-за шипов.
V. Домашнее задание. (Слайд 28)
§ 11. Написать мини сочинение « О чем могли бы рассказать растения если они умели говорить?» Обратить внимание на оформление работы.