Программное обеспечение компьютера

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • образовательная – познакомить учащихся с систематизацией программного обеспечения, приучать учащихся к проверке знаний по ранее изученному учебному материалу электронными средствами обучения;
  • развивающая – развивать кругозор, внимание, навыки самостоятельной работы средствами ИКТ - интерактивными тестами;
  • воспитательная – воспитывать ответственное отношение к интеллектуальной собственности с учётом этических и правовых норм.

Задачи урока:

  • проверить знания учащихся об устройствах компьютера, файлах и файловой системе;
  • сформировать у учащихся знания о классификации программном обеспечении компьютера.

Примерный план урока:

I. Организационный момент (1 мин).

II. Опрос по пройденному материалу с помощью интерактивного теста (8 мин).

III. Объяснение нового материала (20 мин).

IV. Закрепление пройденного материала (7 мин).

V. Подведение итогов урока (3 мин).

VI. Задание на дом (1 мин).

Ход урока

I. Организационный момент: отметить отсутствующих, объявить тему и цели занятия.

II. Опрос по пройденному материалу с помощью интерактивного теста

1

Процессор обрабатывает информацию, представленную:

1) в десятичном виде;

2) на английском языке;

3) на русском языке;

4) в двоичных кодах.

Ответ: 4

2

Куда направлено излучение монитора с ЭЛТ?

1) вперёд от монитора;

2) назад от монитора;

3) вверх от монитора;

4) влево от монитора.

Ответ: 2

3

Жесткий диск нужно оберегать от:

1) света;

2) перепадов давления;

3) ударов во время работы;

4) понижения температуры.

Ответ: 3

4

Дискету нужно оберегать от:

1) света;

2) магнитов;

3) ударов во время работы;

4) понижения температуры.

Ответ: 2

5

Лазерный диск нужно оберегать от:

1) света;

2) перенапряжения тока;

3) ударов во время работы;

4) загрязнения и царапин.

Ответ: 4

6

Флэш-память  нужно оберегать от:

1) света;

2) перенапряжения тока;

3) ударов во время работы;

4) загрязнения и царапин.

Ответ: 2

7

При выключении компьютера вся информация исчезает в:

1) дискете;

2) компакт-диске;

3) оперативной памяти;

4) жестком диске.

Ответ: 3

8

Файл – это

1) единица измерения информации;

2) программа в оперативной памяти;

3) текст, распечатанный на принтере;

4) программа или данные на диске, имеющие имя.

Ответ: 4

9

При быстром форматировании гибкого диска:

1) стираются все данные;

2) производится дефрагментация диска;

3) производится проверка поверхности диска;

4) производится очистка каталога диска.

Ответ: 4

10

При полном форматировании гибкого диска:

1) стираются все данные;

2) производится очистка каталога диска;

3) диск становится системным;

4) производится дефрагментация диска.

Ответ: 1

11

В процессе дефрагментации диска каждый файл записывается:

1) в нечетных секторах;

2) в произвольных кластерах;

3) обязательно в последовательно расположенных секторах;

4) в четных секторах.

Ответ: 3

12

В результате архивации файлы:

1) уменьшаются в размере;

2) удаляются в архив;

3) уменьшаются в объёме;

4) изменяются их форматы.

Ответ: 3

III. Объяснение нового материала

Презентация (Приложение 1).

Для объяснения нового материала я использую презентацию: «Программное обеспечение компьютера». В презентации есть интерактивная схема программного обеспечения, вопросы по новому материалу. Особенность схемы в том, что она снабжена гиперссылками на другие презентации, в которых можно увидеть скиншоты соответствующих программ и прочесть к ним описание.

Учитель запускает презентацию.

№ слайда

Действия учителя

Действия учащихся

1

Сообщает тему урока.

Записывают тему урока в рабочую тетрадь.

2 (переходы по гиперссылкам на слайд 7, другие вспомогательные презентации и возврат обратно на второй слайд)

1. По первому «щелчку» («щелчок» - однократное нажатие левой кнопки мыши) появляется заставка «Схемы программного обеспечения компьютера». По второму «щелчку» появляется интерактивная «Схема программного обеспечения компьютера» (схема имеет гиперссылки на указанные в ней программы). Учитель объясняет и показывает взаимосвязи программ в данной схеме.

2. Проводит курсором мыши по тексту гиперссылки «Программное обеспечение компьютера» до появления указателя - рука .  Как только появляется указатель-рука, «щелкает» по гиперссылке этого текста. В результате открывается слайд № 7 с определением программного обеспечения компьютера. Читает это определение, предлагает его учащимся записать в тетрадь. Для возврата к схеме «щелкает» по слайду № 7.

3. В зависимости от уровня учащихся, показывает скиншоты и описание всех или некоторых программ. Для этого опять проводит курсором мыши по тексту гиперссылки, например, «Антивирусные программы» до появления указателя - рука .  Как только появляется указатель-рука, «щелкает» по гиперссылке этого текста. В результате откроется дополнительная презентация, в которой мы видим названия четырёх антивирусных программ: "Антивирус Касперского", "Dr. Web", "Avast! Home", "Avira AntiVir Personal".  Учитель и здесь проводит курсором мыши по названию программы, например, «Avira AntiVir Personal» до появления указателя – рука и «щелкает». В  результате открывается слайд, на котором изображён скиншот данной программы. «Щелкнув» по данному слайду откроется текстовое пояснение-описание по этой программе. Вернуться к выбору просмотра другой программы можно  «щелкнув» по кнопке «Домой».

Вернуться в основную программу (на слайд с интерактивной схемой для дальнейшей работы) можно «щелкнув» по кнопке «Домой» и далее по кнопке «Выход».

На этом слайде: четыре гиперссылки на системные программы, четыре гиперссылки на прикладные программы, ссылка на слайд № 7 с определением программного обеспечения и ссылка на следующий слайд с контрольными вопросами.

4. Перейти на следующий слайд можно «щелкнув» по кнопке «Далее» или по любому месту слайда № 2, где нет гиперссылок.

1. Записывают в тетрадь определение программного обеспечения компьютера.

2. До просмотра по гиперссылкам названия и скиншотов программ к каждому пункту схемы называют названия известных им программ.

3. Во время просмотра примеров программного обеспечения, возможно, задают вопросы по неизвестным им ранее программам.

IV. Закрепление пройденного материала

3

1. По «щелчку» появляется 1-ый вопрос.

1. Что такое программное обеспечение компьютера?

После ответа учащихся учитель «щелкает» - появляется правильный ответ.

2. По «щелчку» исчезает правильный ответ на первый вопрос и появляется 2-ой вопрос.

2. Какие типы программ входят в программное обеспечение компьютера?

После ответа учащихся учитель «щелкает» - появляется правильный ответ.

3. По «щелчку» исчезает правильный ответ на второй вопрос и появляется 3-ий вопрос.

3. Графический редактор Paint относится к каким программам?

После ответа учащихся учитель «щелкает» - появляется правильный ответ.

1. Отвечают на вопрос по новому материалу.

После появления правильного ответа сверяют свои ответы с ним.

2. Также отвечают на вопрос, затем сверяют свои ответы с правильным.

3. Также отвечают на третий вопрос, затем сверяют свои ответы с правильным.

Ответы:

Ответ на 1-ый вопрос:

ПО – все программы, установленные на компьютере,  а также их документация.

Ответ на 2-ой вопрос: В программное обеспечение компьютера  входят системные  и прикладные программы.

Ответ на 3-ий вопрос: графический редактор Paint  относится  к прикладному ПО – приложение общего назначения.

V. Подведение итогов урока

 

1. Спрашивает (напоминает), что на уроке школьники узнали нового.

2. Выставляет оценки.

 

VI. Задание на дом

4

1. «Щелкает» по предыдущему слайду  - открывается слайд № 4, на котором записано домашнее задание.

2. Предлагает записать домашнее задание.

Записывают в дневник домашнее задание.

Материалы к уроку находятся в приложении 2.