Обучение в школе - это большая часть жизни любого ребенка, когда он не только получает определенные знания и образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки получения этих знаний самостоятельно, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат его успешность в профессиональной деятельности и востребованность в дальнейшем на рынке труда.
В процессе получения знаний ребенок сталкивается с множеством трудностей, которые потом переходят во "взрослую" жизнь. Одна из трудностей - деление на серьезные "трудные "науки и второстепенные.
На мой взгляд, это искусственное деление является барьером для получения ЗУН. С целью преодоления этого барьера я предлагаю в процесс обучения включать задания по созданию учащимися наглядных методических пособий по различным учебным предметам.
Использование наглядности на любом уроке - один из самых популярных и результативных приемов обучения.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Когда наглядность изготавливает ученик сам и оформляет ее, применяя разнообразные художественные техники, он повторяет ранее изученные знания и, следовательно, лучше их усваивает.
При изучении различных наук дети могут делать различные макеты, наглядные пособия, отражающие содержание учебных текстов, применяя дополнительно декоративную технику для оформления.
Задания могут содержать отношение к предметам.
Реализовать этот процесс возможно только переведя его на свой личный язык, выполнив наглядное методическое пособие по выбранному предмету и на какую – то конкретную тему.
Так как процесс усвоения знаний - есть результат присвоения, следовательно, ученик, сделавший информацию своей, легче ее запоминает.
Разнообразные виды методических пособий позволяют ученику самостоятельно сделать свой выбор в зависимости от его возможностей и желания.
Виды методических пособий-заданий по некоторым признакам:
- уровень творчества - исполнительский (репродуктивный ), конструктивный, творческий
- содержание - монопредметные, межпредметные, надпредметные
- назначение - учебные, личные, общественные, производственные
- место выполнения - школьные, внешкольные, специальные
- количественный состав исполнителей - индивидуальные, групповые, коллективные
- возрастной состав исполнителей - одновозрастной, разновозрастной
- сроки выполнения - занятие, несколько занятий, четвертные, полугодовые, годовые
Предлагая обучающимся разные формы заданий, можно постепенно обогащать их практический опыт и расширять методическую копилку.
Формы методических пособий:
- Учебные плакаты
- Декоративные композиции, картины, коллажи
- Макеты
- Конструкции
- Открытки
- Эмблемы, визитки
- Альбомы по теме, предмету
- Карточки- задания
- Маршрутные листы по темам предмета
- Учебные карты
- Специальные фирменные сувениры по предмету
Самостоятельное изготовление обучающимися наглядных методических пособий позволяет наиболее быстро, легко и глубоко усваивать сложный, на их первый взгляд, любой учебный материал по различным дисциплинам.
Такой методический прием я рекомендую использовать каждому учителю в своей практике. Этот вид деятельности поможет не только повысить уровень знаний самих учащихся, но и обогатить методический фонд самого учителя.
Хочу отметить, что данный прием используется в основном в качестве упражнений, домашних заданий, проектов и во время дополнительных занятий по предмету.
Прием работает для каждого школьного возраста и представляет сочетание практической работы с теоретическими знаниями различных дисциплин, т. е. происходит индивидуальная творческая своеобразная игра с различными "серьезными" понятиями и "трудными " учебными темами.
Цель приема - включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности, творческого перевоплощения стандартного теоретического материала в личный материал для собственного обучения.
Прием состоит из ряда определенных действий, которые выполняют учитель и ученик. При этом учащийся выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет роль организатора и координатора учебного процесса, консультанта деятельности.
Структура задания:
1. Представление учителем ученику определенного учебного текста или материала по предмету, теме.
На данном этапе ученик знакомится с текстом, определяет его смысл.
2. Демонстрация учителем уже имеющегося методического пособия по данной тематике, либо постановка проблемы создания такого учебного пособия.. (Для примера или как эталон качества выполнения)
3. Выдача учащимся задания преобразовать предложенный текст, оформить в зависимости от индивидуальных возможностей, проиллюстрировать.
Здесь же учитель рассказывает о возможных материалах, инструментах, техниках оформления и определяет срок сдачи работы. Учитель предлагает ученику самостоятельно выбрать любую форму выполнения задания.
4. Ученик предварительно выполняет эскизы, выбирает лучший вариант и к нему сам подбирает материал и инструменты.
5. Самостоятельное создание учащимися методического пособия.
На данном этапе работа может выполняться в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Учитель помогает ребенку добывать знания. За специальной информацией учащийся может обратиться к учителям, родителям, друзьям, другим специалистам.
6. Демонстрация результатов учащимися.
На этом этапе происходит оценка качества методического пособия и эффективность его использования. Ученик представляет свою работу другим ученикам, осуществляет самоанализ своей творческой деятельности, знакомит с техникой выполнения задания. Учитель организовывает беседу, обсуждение работ учащихся и аргументированно их оценивает.
7 Использование созданного методического пособия в качестве наглядного материала в учебной деятельности.
Для большей эффективности и благополучного результата в деятельности необходимо создать педагогу для ученика следующие условия:
- благоприятная психологическая атмосфера взаимопонимания и сотрудничество учителя и ученика на каждом этапе структуры приема
- четкая постановка темы задания, понятное объяснение предстоящей деятельности
- учет учебных возможностей каждого отдельного ученика, его учебного опыта и потенциала, возможностей для повышения их уровня
- учет возвратных особенностей ученика
- использование высокохудожественных или лучших образцов для готовых примеров выполненных заданий с целью получения качественной работы.
При выполнении этих условий результат деятельности позволяет ученикам ощутить собственную значимость в окружающем мире, проявить себя, как творческую личность, повысить самооценку. Полученный результат такой творческой работы приведет его к повышению интереса к учебным предметам, позволит пополнить общий уровень знаний и дополнительно приобрести или развить уже имеющиеся практические умения и навыки при выполнении декоративной техники.
Варианты декоративной техники:
- роспись предметов быта, мебели, посуды, стен и предметов интерьера учебных кабинетов.
- аппликация на открытках, альбомах
- вышивка пословиц, видов растений, животных, памятных дат
- выжигание исторических дат, символов, формул, знаков
- выпиливание номеров, букв, знаков
- резьба по дереву для создания объемных наглядных пособий, связанных с рельефными формами.
- каллиграфия для придания рукотворности разнообразных текстов
- лоскутная техника в создании декоративных панно по предмету
- вязание растительных орнаментов, отдельных элементов композиций. Плетение символов.
- батик, как иллюстрация предметов, событий, явлений
- коллаж, соединение газетных вырезок, открыток, документов различных исторических лет
- бумагопластика
- рисунок
Современный век компьютерных технологий расширяет некоторые данные техники и предлагает новые. Их использование создает дополнительные возможности для творчества.
Степень решения образовательных задач определяется на любом уроке, с помощью контрольных работ, проверяющих усвоение учебных знаний, умений, навыков и свидетельством эффективности использования приема является качество выполненного пособия, творчество, инициатива и самостоятельность детей при его изготовлении, стремлении выполнить новую работу.
Использование данного приема позволяет ребенку расширить свой кругозор по вопросам устройства окружающего мира и своей жизни, интегрировать знания других предметных областей и применять их на практике.