Тип урока: изучение нового материала
Форма: проблемный диалог
Цель: знакомство с образованием наречий с опорой на языковой опыт учащихся.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся, приобретенные при изучении русского языка;
- познакомить с образованием наречий от качественных прилагательных, формы Т.п. имени существительного, сочетания слов;
- помочь учащимся увидеть свои успехи и осознать необходимость новых знаний.
Оборудование:
- рабочие тетради,
- информационная «Карта открытий» (на каждого ученика);
- ножницы;
- индивидуальные карточки со словами наречиями:
издалека |
сейчас |
давно |
начисто |
кругом |
хорошо |
страшно |
ярко |
тотчас |
заново |
интересно |
справа |
плохо |
сыро |
сегодня |
верхом |
внимательно |
досуха |
весело |
мужественно |
- плакат со словами:
Сегодня Сейчас Тотчас |
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на нашем уроке главными будут фразы: «Догадался!», «Хочу сказать!», «Я думаю!». Если у вас появляется интересная мысль, идея, воспользуйтесь этим сигналом - ! (сигнализируют на протяжении всего урока в случае желания ответить).
На уроке нас ждут открытия, которые помогут нам ответить на вопрос «Как образуются наречия?» (запись на доске)
У каждого из вас открытия будут свои, и большие, и маленькие. А чтобы не сбиться на неизведанном пути, мы будем работать по «Карте открытий» (рис. 1) .
(рис. 1)
Положите ее перед собой (получает каждый ученик).
II. Словарно-орфографическая работа.
- Прочитайте первое задание вашей «Карты открытий» (рис. 1)
- Вы назовете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините буквы.
- Какое слово получилось? (сверкать) Запишите в тетрадь.
- Что означает слово «сверкать»? (сверкать – ярко блестеть, сияя переливчатым светом)
- Почему это слово из словаря? (непроверяемая безударная гласная «е» в корне; - ть – н. ф. глагола)
- Прочитайте записанное на доске предложение.
На темном небе сверкнула и быстро исчезла молния.
III. Открытие новых знаний.
1) – Какое слово поясняет время исчезновения молнии? (быстро)
Запишите это слово в тетради на середине строки с маленькой буквы.
- К какой части речи относится это слово? (наречие)
- Что знаете о наречии?
- К наречию «быстро» подберите однокоренное слово:
- |
- К какой части речи относится это слово? (имя прилагательное)
- Выделите окончание, основу слова.
- Какая часть слова сохраняется при образовании наречий? (основа)
- Что отбрасывается? (окончание)
- Что присоединяется? (- о - суффикс)
- Какой можно сделать вывод?
Наречия образуются от прилагательных с помощью суффикса – о.
Молодцы! Идем дальше.
2) – Прочитайте слова и скажите, к какой части речи они относятся (запись на доске):
Горячий - | липовый - | |||
Холодный - | жаркий - | |||
Капустный - | темный - | |||
Страшный - | березовый- |
- Образуйте и запишите наречия от данных имен прилагательных. Выполняя задание, можете общаться друг с другом. У доски работают ребята первого ряда.
- От всех ли имен прилагательных и суффикса –о можно образовать наречия? (нельзя образовать наречия от относительных прилагательных капустный, липовый, березовый)
- А от каких прилагательных можно? (качественных)
- Выполните задание №2 вашей «Карты открытий» (рис. 1)
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
3) – Запишите одно предложение по выбору. (запись на доске)
Лошади шли шагом. Кругом расстилались поля.
- Выпишите из предложения словосочетание гл. + н. и задайте вопрос.
(2 уч-ся работают у доски)
|
Расстилались кругом ← круг.
- От какой части речи образованы эти наречия? (от имени существительного)
- В форме какого падежа? (творительного падежа)
- Какой можно сделать вывод?
Наречия могут образовываться от ф. Т.п. им.сущ. при помощи суффиксов
-ом, -ой, -ю.
- Выполните задание №3 «Карты открытий» (рис.1)
4) – Прочитайте слова. (записаны на ½ ватмана)
Сегодня Сейчас Тотчас |
- К какой части речи относятся эти слова? (наречия)
- Как они образованы? Слушаю ответы учащихся. Если они затрудняются ответить, то снимаю лист с доски и с помощью ножниц разрезаю слова.
Сего/дня Сей/час Тот/час |
- Что можно сказать?
Наречия могут образовываться от сочетания слов.
- Выполните задание №4 «Карты открытий»
IV. Закрепление изученного материала.
У каждого из вас есть карточка со словом-наречием.
издалека |
сейчас |
давно |
начисто |
кругом |
хорошо |
страшно |
ярко |
тотчас |
заново |
интересно |
справа |
плохо |
сыро |
сегодня |
верхом |
внимательно |
досуха |
весело |
мужественно |
Вы должны рассказать, как образовалось ваше наречие. Работаем устно (по «цепочке»)
Молодцы!
V. Итог урока.
- На какой вопрос мы должны были ответить? (уч-ся читают вопрос)
- А теперь, используя «Карту открытий», закончите предложения.
Теперь я знаю…………….
Теперь я умею………………
(записаны на доске)
- Я рада, что теперь вы много знаете и умеете. На лесенке достижений отметьте свой успех. Спасибо за урок.