Урок русского языка в 4-м классе по теме "Как образуются наречия"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала

Форма: проблемный диалог

Цель: знакомство с образованием наречий с опорой на языковой опыт учащихся.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся, приобретенные при изучении русского языка;
  • познакомить с образованием наречий от качественных прилагательных, формы Т.п. имени существительного, сочетания слов;
  • помочь учащимся увидеть свои успехи и осознать необходимость новых знаний.

Оборудование:

  • рабочие тетради,
  • информационная «Карта открытий» (на каждого ученика);
  • ножницы;
  • индивидуальные карточки со словами наречиями:

издалека

сейчас

давно

начисто

кругом

хорошо

страшно

ярко

тотчас

заново

интересно

справа

плохо

сыро

сегодня

верхом

внимательно

досуха

весело

мужественно

  • плакат со словами:

Сегодня

Сейчас

Тотчас

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на нашем уроке главными будут фразы: «Догадался!», «Хочу сказать!», «Я думаю!». Если у вас появляется интересная мысль, идея, воспользуйтесь этим сигналом - ! (сигнализируют на протяжении всего урока в случае желания ответить).

На уроке нас ждут открытия, которые помогут нам ответить на вопрос «Как образуются наречия?» (запись на доске)

У каждого из вас открытия будут свои, и большие, и маленькие. А чтобы не сбиться на неизведанном пути, мы будем работать по «Карте открытий» (рис. 1) .

(рис. 1)

Положите ее перед собой (получает каждый ученик).

II. Словарно-орфографическая работа.

- Прочитайте первое задание вашей «Карты открытий» (рис. 1)

- Вы назовете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините буквы.

- Какое слово получилось? (сверкать) Запишите в тетрадь.

- Что означает слово «сверкать»? (сверкать – ярко блестеть, сияя переливчатым светом)

- Почему это слово из словаря? (непроверяемая безударная гласная «е» в корне; - ть – н. ф. глагола)

- Прочитайте записанное на доске предложение.

На темном небе сверкнула и быстро исчезла молния.

III. Открытие новых знаний.

1) – Какое слово поясняет время исчезновения молнии? (быстро)

Запишите это слово в тетради на середине строки с маленькой буквы.

- К какой части речи относится это слово? (наречие)

- Что знаете о наречии?

- К наречию «быстро» подберите однокоренное слово:

прил.
 
н.
быстрый
-
быстро

- К какой части речи относится это слово? (имя прилагательное)

- Выделите окончание, основу слова.

- Какая часть слова сохраняется при образовании наречий? (основа)

- Что отбрасывается? (окончание)

- Что присоединяется? (- о - суффикс)

- Какой можно сделать вывод?

Наречия образуются от прилагательных с помощью суффикса – о.

Молодцы! Идем дальше.

2) – Прочитайте слова и скажите, к какой части речи они относятся (запись на доске):

         
Горячий -       липовый -
Холодный -       жаркий -
Капустный -       темный -
Страшный -       березовый-

- Образуйте и запишите наречия от данных имен прилагательных. Выполняя задание, можете общаться друг с другом. У доски работают ребята первого ряда.

- От всех ли имен прилагательных и суффикса –о можно образовать наречия? (нельзя образовать наречия от относительных прилагательных капустный, липовый, березовый)

- А от каких прилагательных можно? (качественных)

- Выполните задание №2 вашей «Карты открытий» (рис. 1)

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!

3) – Запишите одно предложение по выбору. (запись на доске)

Лошади шли шагом. Кругом расстилались поля.

- Выпишите из предложения словосочетание гл. + н. и задайте вопрос.

(2 уч-ся работают у доски)

  Н.    
Шли шагом шаг.
    Н.  

Расстилались кругом ← круг.

- От какой части речи образованы эти наречия? (от имени существительного)

- В форме какого падежа? (творительного падежа)

- Какой можно сделать вывод?

Наречия могут образовываться от ф. Т.п. им.сущ. при помощи суффиксов

-ом, -ой, -ю.

- Выполните задание №3 «Карты открытий» (рис.1)

4) – Прочитайте слова. (записаны на ½ ватмана)

Сегодня

Сейчас

Тотчас

- К какой части речи относятся эти слова? (наречия)

- Как они образованы? Слушаю ответы учащихся. Если они затрудняются ответить, то снимаю лист с доски и с помощью ножниц разрезаю слова.

Сего/дня

Сей/час

Тот/час

- Что можно сказать?

Наречия могут образовываться от сочетания слов.

- Выполните задание №4 «Карты открытий»

IV. Закрепление изученного материала.

У каждого из вас есть карточка со словом-наречием.

издалека

сейчас

давно

начисто

кругом

хорошо

страшно

ярко

тотчас

заново

интересно

справа

плохо

сыро

сегодня

верхом

внимательно

досуха

весело

мужественно

Вы должны рассказать, как образовалось ваше наречие. Работаем устно (по «цепочке»)

Молодцы!

V. Итог урока.

- На какой вопрос мы должны были ответить? (уч-ся читают вопрос)

- А теперь, используя «Карту открытий», закончите предложения.

Теперь я знаю…………….
Теперь я умею………………
(записаны на доске)

- Я рада, что теперь вы много знаете и умеете. На лесенке достижений отметьте свой успех. Спасибо за урок.