Оборудование: листы ЭТНОкалендаря, мультимедийный проектор, устройство Mimio Studio для доски, раздаточный материал для индивидуальной и для коллективной работы.
Цели
- Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: принцип разделения властей, права и обязанности, парламент и правительство РФ.
- Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
- Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.
Задачи:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;
- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ;
- развивать умение работать в группе (сотрудничество);
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
Ход урока
Учитель формулирует цель урока - познакомить учащихся с Конституцией РФ, познакомить со структурой документа, обратить особое внимание на новые понятия: Конституция, Федерация, Президент, Федеральное Собрание, правительство.
Организационный момент
Фронтальная беседа
1. Как называется наша Родина?
2. Кто является главою Российской Федерации?
3. Какие символы государства вы знаете?
4. Найди государственные символы России.
5. Как вы думаете, что означает - Российская Федерация?
(далее идёт расшифровка слова "федерация" - значит - договор, союз)
Учитель: Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения - русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в Федерацию - добровольный союз равноправных народов нашей страны. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
- Как называется основной закон нашего государства?
(прочитать вслух ст. 19 Конституции РФ; у каждого ученика текст Конституции РФ)
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Основная часть урока
Обратимся теперь к истории возникновения Конституции в нашей стране. В дореволюционной России не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г.
- Сколько всего раз менялась Конституция РФ?
- Расставьте даты принятия Конституций в нашей стране.
- Когда была принята 2-я? 3-я? 4-я? 5-я?
Ныне действующая Конституция была принята - 12 декабря 1993 г.
В нашем государстве День Конституции отмечают 12 декабря.
- Установите соответствие между праздником и днём календаря.
– Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о ваших правах и обязанностях, о правилах общения людей.
– Давным-давно тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? А что же такое право? (вывешивает на доску табличку)
Право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе. |
– В беседах между собой, путём переговоров людям удалось решить эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.
Декларация – название некоторых официальных документов с сообщением каких-нибудь нужных сведений.
10 декабря 1948 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека.
В России признана в 1973 году.
4 ноября 1950 года на V сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о проведении Дня прав человека.
10 декабря отмечается праздник День прав человека.
Взрослые люди имеют много различных прав. Есть ли права у детей?
(Ответ детей: Да, есть)
– Какие права детей вы знаете? (Ответ детей: право на жизнь, учёбу, отдых)
– Все права детей записаны в Декларации прав ребёнка.
(учитель демонстрирует детям книгу)
Выбери верное утверждение о правах человека.
- Выберите основное положение Конвенции о правах ребенка.
- Выберите: права ребенка – гражданина России.
- Давайте подумаем над вопросом: чем Конституция отличается от Декларации Прав Человека?
(Может это два совершенно одинаковых документа? Может мы можем пользоваться только одним?)
Работа по слайду.
- Сейчас, у нас с вами будет практическая работа.
Практическая работа
1. Давайте, применим ваши знания на практике. Посмотрите на слайд.
Какое прово было нарушено?
2. Сейчас, мы с вами попробуем свои силы в создании законов. При создании законов – одна группа людей их формулирует (создаёт), далее их предлагают на обсуждение, где они принимаются или нет.
Вот и вы сейчас попробуете свои силы, как создатели законов и как люди, которые их принимают.
Первое задание:
- возьмите бежевый лист, прочитайте обязанности ученика, подумайте, с чем вы согласны;
- обсудите в группе те пункты, с которыми вы согласны;
- представьте свою работу.
Второе задание:
- возьмите розовый лист, прочтите примерный кодекс класса, подумайте. С чем вы согласны;
- обсудите в группе те пункты, с которыми вы согласны;
- представьте свою работу.
(во время выполнения третьего задания идёт фильм о России)
Третье задание:
Вы редактировали предложенные варианты обязанностей ученика и кодекса класса.
Сейчас у вас будет более сложное задание.
Вам предстоит самим составить Декларацию, Декларацию нашего класса.
Возьмите белый лист. Подумайте и сообща заполните таблицу, представьте свою работу.
Игра «Сказки»
Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Но к нам обратились герои сказок, у них произошла беда, их права были нарушены. Давайте им поможем.
Возьмите листы со сказками. Найдите ту сказку, где было нарушено данное право.
Самостоятельная работа
Описание задания: учащимся предлагается фрагмент сказки «Золушка», где в тексте подчеркнуты те места, где нарушены права ребенка. Учащиеся должны прочитать и указать номера статей. Текст со статьями “Конвенции о правах ребенка” прилагается.
Итог урока
- Вы сегодня очень хорошо потрудились, молодцы.
Список использованной литературы
- Н.И.Элиасберг. Учимся думать о себе и о других. Специальная литература, СПб, 1996 г.
- Конституция РФ. Москва. Просвещения, 2009 г.
- Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь СПб, 2008 г.» Издательство «Фрегат». СПб, 2007 г.
- Календарь памятных дат, событий и праздников в культурных традициях жителей СПб. ЭТНОкалендарь 2008 г. Издательство «Фрегат», СПб, 2007 г.
- Диск «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. 3 класс», 2009 г.