Цели урока:
- Ознакомление детей с красотой родной осенней природы, с произведениями изучаемых авторов, которых нет в учебнике;
- Развитие выразительной речи, умения видеть и слышать прекрасное в природе;
- Воспитание у детей чувства красоты и любви к осенней природе.
Оборудование: оборудование мультимедиа, СD диск с презентацией изображений русской осенней природы, аудиомагнитофон.
Подготовительная работа: за 2 недели до урока дети учат стихи, специально подготовленные учителем.
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель.
Уже горят огнём рябины кисти,
И пожелтели на берёзах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо – тихо к нам приходит
Осень…
Ребята, может, кто уже догадался и назовёт нам тему нашего необычного урока. Правильно, тема нашего урока так и звучит: “Тема осени в литературе и музыке”.
III. Изучение данного материала.
1 ученик.
В журавлином небе
Ветер тучи носит,
Шепчет верба вербе:
Осень, снова осень.
Листьев жёлтый ливень,
Солнце ниже сосен,
Шепчет верба вербе:
Осень , снова осень.
2 ученик.
На кустарник иней,
Белый плащ набросил
Шепчет дуб осине:
Осень, снова осень.
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
Скоро заметелит
И завьюжит скоро!
Учитель. Прозвучали первые слова
о замечательном, прекрасном времени года – …
Все. Осень…
Учитель. Пронизанные светом дни поистине хрустальны!
Воздух крепкий, настоян на душистых яблоках, пышных садовых цветах и задубелой вянущей листве. Плывут по ветру паутинки, в поднебесье кружатся плотные птичьи стаи.
Распахнулись двери школ –
Что за месяц к нам пришёл?
Все. Сентябрь.
Учитель. В литературной поэзии тема осени занимает не последнее место. Это любимое время года самого известного русского поэта, стихи которого живут в душе каждого и нас. Стоит только сказать:
“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
И пышное природы увяданье!”
Все скажут, что это поэт – А.С.Пушкин.
Ученик.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Учитель. И течёт, течёт вянущий лист к подножию лип и берёз. Растрясают кудрявые кроны вязы, клёны, рябины. Славная осень видна повсюду.
Ученица.
Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
(А.С.Пушкин)
Учитель. Октябрь – пора листопада. Что такое листопад? (Ответы детей).
Физкультурная пауза.
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Учитель. Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке, вместе с перелётными птицами, оставляя лес… Лес… Какой он?
Ученик.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
(И.И.Бунин)
Учитель. Этот отрывок из стихотворения “Листопад” – одно из удивительных чудес русской лирики, автор которого Иван Иванович Бунин. Деревенские ребята знают, как тихо в лесу, а горожанам в нём кажется ещё тише после шумного города. Бунинский “Листопад” – это поэма тишины. А вот Аполлон Николаевич Майков не просто любуется красками родной земли. Он создаёт живые сценки на природе, в которых участвует человек. Вот описание сенокоса. Тут хорошо видны движения людей, вызывают сочувствие и улыбку трогательные портреты домашних животных.
Ученик. Сенокос.
Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Там сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают…
Воз растёт, растёт, как дом…
В ожиданье конь убогий,
Точно вкопанный, стоит…
Уши врозь, дугою ноги,
И как будто стоя спит…
Только жучка удалая,
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.
Учитель. Кроме домашних животных, у нас есть, что услышать от диких зверей.
Ученик. Грибничок.
У норы
Ежишка караулит мышку.
А сова над ним хохочет:
- Удивил меня ты очень!
Ну, охотник! Ну, хорош!
Зря ты здесь добычу ждёшь:
В норах (кто о том не знает?)
Запасная дверь бывает.
Мышка в норку прошмыгнёт,
Жди тогда хоть целый год…
Ёж насмешками сконфужен:
- Я искал грибы на ужин…
Учитель. А у нашего ёжика грибы необычные. На них осенние загадки. (Читают загадки).
Учитель.
Осень! Осень! К нам пришла!
Всем подарки принесла и грибов, и ягод,
Всем людям хватит на год.
А для супа и для щей
С огорода овощей.
(Театрализованная сценка овощей).
Горох.
Я – превосходный горох –
Зелёный, крупный, сладкий
Мне надоело наконец,
Стоять на чёрной грядке.
Свёкла.
Выросла я под землёй
С длинной, пышною косою
По машинам пробегусь
Сахарком на стол вольюсь.
Редька.
Как – то раз я в мёд попала
И хвалиться тут же стала
Всем вокруг твердила я:
“Очень с мёдом я вкусна!” –
Крикнул хрен мне с огорода:
“А какая ты без мёда?”
Лук.
Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю.
Помидор. Сочный я и кругленький
Расту в долинах, среди гор
В зелёненькой беретке –
Я красный помидор.
Учитель.
А вот уставяся в бока
Подсолнечник идёт
Приятель, ты не свысока глядишь на огород?
(Демонстрация слайда “подсолнух”)
Подсолнух.
Я не занёсся высоко, я нос не задираю
Вы думаете мне легко кормить
Воронью стаю?
Учитель.
Осень – нам и яблок, и мёду,
И хлеба принесла.
И хорошую погоду
Нам в подарок принесла.
Учитель. Дождику вы рады?
Все. Не хотим. Не надо!
Учитель. А вот герои мультфильма “Кот
Леопольд и его друзья” утверждают обратное.
(Звучит аудиозапись “Неприятность эту мы переживём”).
Учитель. Ноябрь – предвестник зимы. Осень заканчивается в ноябре. И мы заканчиваем урок прослушиванием музыки П.И.Чайковского “Ноябрь” (Времена года).
(Звучит музыка).
Учитель. Итогом урока будут ваши рисунки.
IV. Домашнее задание творческого характера.
Подготовить рисунки о том, какое впечатление у вас сложилось от сегодняшнего урока.