Урок литературы в 3-м классе по теме "Тема осени в литературе и музыке"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Ознакомление детей с красотой родной осенней природы, с произведениями изучаемых авторов, которых нет в учебнике;
  2. Развитие выразительной речи, умения видеть и слышать прекрасное в природе;
  3. Воспитание у детей чувства красоты и любви к осенней природе.

Оборудование: оборудование мультимедиа, СD диск с презентацией изображений русской осенней природы, аудиомагнитофон.

Подготовительная работа: за 2 недели до урока дети учат стихи, специально подготовленные учителем.

I. Организация класса.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель.

Уже горят огнём рябины кисти,
И пожелтели на берёзах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо – тихо к нам приходит
Осень…

Ребята, может, кто уже догадался и назовёт нам тему нашего необычного урока. Правильно, тема нашего урока так и звучит: “Тема осени в литературе и музыке”.

III. Изучение данного материала.

1 ученик.

В журавлином небе
Ветер тучи носит,
Шепчет верба вербе:
Осень, снова осень.
Листьев жёлтый ливень,
Солнце ниже сосен,
Шепчет верба вербе:
Осень , снова осень.

2 ученик.

На кустарник иней,
Белый плащ набросил
Шепчет дуб осине:
Осень, снова осень.
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
Скоро заметелит
И завьюжит скоро!

Учитель. Прозвучали первые слова о замечательном, прекрасном времени года – …
Все. Осень…

Учитель. Пронизанные светом дни поистине хрустальны!

Воздух крепкий, настоян на душистых яблоках, пышных садовых цветах и задубелой вянущей листве. Плывут по ветру паутинки, в поднебесье кружатся плотные птичьи стаи.

Распахнулись двери школ –
Что за месяц к нам пришёл?

Все. Сентябрь.

Учитель. В литературной поэзии тема осени занимает не последнее место. Это любимое время года самого известного русского поэта, стихи которого живут в душе каждого и нас. Стоит только сказать:

“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
И пышное природы увяданье!”

Все скажут, что это поэт – А.С.Пушкин.

Ученик.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

Учитель. И течёт, течёт вянущий лист к подножию лип и берёз. Растрясают кудрявые кроны вязы, клёны, рябины. Славная осень видна повсюду.

Ученица.

Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

(А.С.Пушкин)

Учитель. Октябрь – пора листопада. Что такое листопад? (Ответы детей).

Физкультурная пауза.

Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

Учитель. Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке, вместе с перелётными птицами, оставляя лес… Лес… Какой он?

Ученик.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

(И.И.Бунин)

Учитель. Этот отрывок из стихотворения “Листопад” – одно из удивительных чудес русской лирики, автор которого Иван Иванович Бунин. Деревенские ребята знают, как тихо в лесу, а горожанам в нём кажется ещё тише после шумного города. Бунинский “Листопад” – это поэма тишины. А вот Аполлон Николаевич Майков не просто любуется красками родной земли. Он создаёт живые сценки на природе, в которых участвует человек. Вот описание сенокоса. Тут хорошо видны движения людей, вызывают сочувствие и улыбку трогательные портреты домашних животных.

Ученик. Сенокос.

Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Там сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают…
Воз растёт, растёт, как дом…
В ожиданье конь убогий,
Точно вкопанный, стоит…
Уши врозь, дугою ноги,
И как будто стоя спит…
Только жучка удалая,
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Учитель. Кроме домашних животных, у нас есть, что услышать от диких зверей.

Ученик. Грибничок.

У норы
Ежишка караулит мышку.
А сова над ним хохочет:
- Удивил меня ты очень!
Ну, охотник! Ну, хорош!
Зря ты здесь добычу ждёшь:
В норах (кто о том не знает?)
Запасная дверь бывает.
Мышка в норку прошмыгнёт,
Жди тогда хоть целый год…
Ёж насмешками сконфужен:
- Я искал грибы на ужин…

Учитель. А у нашего ёжика грибы необычные. На них осенние загадки. (Читают загадки).

Учитель.

Осень! Осень! К нам пришла!
Всем подарки принесла и грибов, и ягод,
Всем людям хватит на год.
А для супа и для щей
С огорода овощей.

(Театрализованная сценка овощей).

Горох.

Я – превосходный горох –
Зелёный, крупный, сладкий
Мне надоело наконец,
Стоять на чёрной грядке.

Свёкла.

Выросла я под землёй
С длинной, пышною косою
По машинам пробегусь
Сахарком на стол вольюсь.

Редька.

Как – то раз я в мёд попала
И хвалиться тут же стала
Всем вокруг твердила я:
“Очень с мёдом я вкусна!” –
Крикнул хрен мне с огорода:
“А какая ты без мёда?”

Лук.

Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю.
Помидор. Сочный я и кругленький
Расту в долинах, среди гор
В зелёненькой беретке –
Я красный помидор.

Учитель.

А вот уставяся в бока
Подсолнечник идёт
Приятель, ты не свысока глядишь на огород?

(Демонстрация слайда “подсолнух”)

Подсолнух.

Я не занёсся высоко, я нос не задираю
Вы думаете мне легко кормить
Воронью стаю?

Учитель.

Осень – нам и яблок, и мёду,
И хлеба принесла.
И хорошую погоду
Нам в подарок принесла.

Учитель. Дождику вы рады?
Все. Не хотим. Не надо!
Учитель. А вот герои мультфильма “Кот Леопольд и его друзья” утверждают обратное.

(Звучит аудиозапись “Неприятность эту мы переживём”).

Учитель. Ноябрь – предвестник зимы. Осень заканчивается в ноябре. И мы заканчиваем урок прослушиванием музыки П.И.Чайковского “Ноябрь” (Времена года).

(Звучит музыка).

Учитель. Итогом урока будут ваши рисунки.

IV. Домашнее задание творческого характера.

Подготовить рисунки о том, какое впечатление у вас сложилось от сегодняшнего урока.