Интегрированный урок во 2-м классе (природоведение + труд) по теме "Наш дом"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Познакомить детей с жизнью в городе и селе, с разнообразием жилищ у разных народов и подробно с деревенской рубленной избой из брёвен.
  • Учить вылепливать дом из пластилина – катать жгутики, шарики (получение разных форм при раскатывании, сплющивании, надрезании и сгибании).
  • Развивать речь учащихся, умение слушать товарищей, умение вести беседу, кругозор.
  • Развивать творчество, воображение, мелкие мышцы кистей рук, любознательность.
  • Воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, дисциплинированность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Картинки с изображением жилищ (юрта, яранга, иглу, чум, рубленный дом – изба);
  • Карточки со словами;
  • Проигрыватель, грамзапись к сказке “ Три поросёнка ”.
  • Образец рубленного дома.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Урок у нас сегодня необычный: у нас сегодня много гостей и задач на уроке много, которые нам нужно выполнить, а тема нашего урока: “Наш дом ”.

ІІ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

1. Рассмотрите картинки на доске:

- На какой из картинок нарисован город, а на какой село?
- Почему вы так думаете?

2. Рассмотрите рисунки на стр. 90 в учебнике:

- На рисунках найдите то, что можно встретить в городе (накройте красными фишками).
- То, что можно встретить в селе (накройте жёлтыми фишками).
- А подробнее мы будем говорить о домах, в которых живут сельские жители.

ІІІ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. Игра “ Город и село ”

- 1-я команда: семья ИВАНОВЫХ.
- 2-я команда: “сельские” жители.
- 3-я команда: “городские” жители.

- У нас в гостях сегодня семья ИВАНОВЫХ.

Эта семья решила поселиться на новом месте, только они не могут решить, где поселиться: в городе или селе. Убедите их, что для вас самое лучшее место жительства: город или село.

ДИАЛОГ (приложение, слайды № 1-5):

Г. В городе есть многоэтажные дома, и в них много квартир. В квартирах есть отопление, не надо топить печь, есть газовая плита. Это очень удобно.
С. Мы тоже не топим печки. И готовим тоже на газовой плите.
С. Зато в селе живёт не так много людей. Все друг друга знают, здороваются друг с другом, ходят в гости, помогают соседям. А в городе люди почти незнакомы.
Г. У нас есть море, пляж, мы ездим на море купаться.
С. В городе много заводов и фабрик, которые загрязняют воздух, а у нас много деревьев, дышится легко.
С. В нашем селе есть река и находится она недалеко, мы тоже ходим купаться.
Г. У нас много разных автобусов, трамваев, троллейбусов. Можно в любой конец города быстро доехать. В селе транспорта нет, поэтому нужно ходить пешком, а это долго и утомительно.
Г. Ещё у нас есть цирк, театры, кинотеатры.
С. У нас рядом лес. Мы ходим за грибами, за ягодами. А ходить – это полезно для здоровья.

- Что же решила семья ИВАНОВЫХ ? (В село)
- Для того, чтобы переехать нужен дом. И мы с вами сегодня будем строить дом.
- Из чего можно построить дом? (Из кирпича, из дерева) “Архитектор” нам предлагает проект дома (слово “Архитектор”) и его макет (показ образца).

- Значит, мы с вами будем строить дома (бригады строителей по 2 человека) из брёвен. А ИВАНОВЫ затем выберут дом, который им больше понравиться. А я, ребята, буду “Прорабом” на стройке.

“Прораб” – это человек, который помогает строителям и руководит стройкой, чтобы дом был построен в срок и добротно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку из сказки “Три поросёнка”)

- Ребята, а чтобы построить хороший, добротный дом, как у поросёнка, что для этого нужно? (Повторение правил рабочего человека):

  • Стараться;
  • Строить аккуратно;
  • Слушать прораба;
  • Слушать и помогать друг другу;
  • Не болтать, не шуметь, не отвлекаться;
  • Делать свою работу с любовью.

ІV. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДОМА.

- С чего начинается строительство дома? (С фундамента);
- Делаем фундамент;
- А как вы думаете, везде строят такие дома?

V. ЗНАКОМСТВО С ЖИЛИЩАМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ (приложение, слайды № 6-15)

- Не в каждом селе строят дома из брёвен или кирпича. Есть дома из снега, из оленьих шкур, из войлочных ковров и другие.
- Где бы не поселился человек - в жарких странах, за полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода или жары, от дождя и ветра.

Люди всегда строили свои дома из того, что было под руками, приспосабливаются к природным условиям.

Сообщения детей: (на доску вывешиваются картинки)

1. Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец, поэтому каркас из жердей они покрывают войлоком из овечьей шерсти, и получалась ЮРТА.

2. На крайнем Севере всё покрыто снегом и льдом, эскимосы строили своё жилище из снежных кирпичей с окнами из кусочков речного льда. Чтобы было тепло, в доме зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами. Этот дом – ИГЛУ.

3. Это ЧУМ ненцев-оленеводов.

Он сделан из жердей (это длинные палки), на которые натянуты оленьи шкуры. В центре очаг – место, где готовили еду.

Справа и слева от входа в чум – жилая и спальная комнаты. Пол покрыт ковриками из прутьев или травы, на них раскладывали оленьи шкуры, постелью также служили зимние оленьи шкуры, т.к. у их мех гуще и теплее.

4. На Чукотке живут чукчи. Их жилище – ЯРАНГА, тоже делалась из жердей, но более округлой формы. На жерди натягивали оленьи шкуры. У задней стенки Яранги с помощью дополнительных шестов привязывали полог (полку) из оленьих шкур – это спальное место, куда влезали ползком.

5. УРАСАэто летнее жилище якутов. Сверху её покрывали полосками из коры.

Это тоже ЮРТА. Но это жилище охотников в тайге.

6. Индейцы в Северной Америке, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, связывали их верхушки, покрывали их ветками или корой и получался ВИГВАМ.

А другие индейцы-охотники жили в ТИПИ. Они были сделаны как Чумы, только покрыты были шкурами бизонов.

7. Папуасы делали ХИЖИНЫ из бамбука.

8. На Руси с давних времён рубили срубы (избы) из брёвен различных древесных пород.

9. Японские крестьяне строили домики из бамбука, бумаги не потому что они были бедными. Такое жилище наиболее безопасное во время частых землетрясений в Японии.

- А теперь давайте прочитаем, как называется наш дом и кто его строил (стр. 94)
- Как называются такие дома ?
- Из чего их строили ?
- Для кого ещё русские люди строили такие жилища ?
- А мы с вами строим дом для семьи ИВАНОВЫХ.
- Чтобы стены были ровные, на стройке применяют отвес, а у нас коробки будут служить отвесом. (Один ученик делает стены, а другой крышу).
- Сейчас мы с вами сходим на обед и с новыми силами примемся за стройку.

(Продолжение работы).

Современные строения домов.

VІ. ЗАГАДКА.

- Давайте отдохнём и отгадаем загадку.

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Цыплёнок)

- Какой дом был у цыплёнка ?
- Сможет ли он спрятаться в своём доме от непогоды и врагов?
- Каким должен быть надёжный дом ?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальная)

- Мы с вами должны построить для семьи ИВАНОВЫХ прочный дом, чтобы потом порадоваться как НАФ-НАФ.

(Продолжение работы).

VІІ. ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ.

(Выставка домов).

- Вы ребята, молодцы, вы хорошо потрудились, семья ИВАНОВЫХ посмотрит ваши дома и выберет тот, в каком они будут жить.

VІІІ. РАБОТА по сказке Н. НОСОВА.

- Мы с вами говорили о настоящих домах, а ещё какие дома есть? (Сказочные).
- Вот послушайте:
- Чтение отрывка из повести Н.Н. НОСОВА “ Незнайка в Солнечном городе ”.
- Какие дома увидел Незнайка ?
- А в каком из этих домов вы хотели бы жить ?
- А теперь давайте посмотрим, какие вы дома придумали, мои маленькие “ Архитекторы ”.

(Выставка).

ІХ. ИТОГ.

- Вы очень хорошо потрудились. Спасибо вам огромное.
- Как вы считаете, мы с вами все задачи выполнили ?

МОЛОДЦЫ!

Приложение 2.