Комплексное занятие по грамоте в старшей группе «Рыбка».
Программное содержание:- Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки.
- Называние слов с заданным звуком.
- Проведение графических линий в рабочей тетради.
- Развитие нравственного отношения к окружающей природе родного края.
Материал:
- фишки красного, синего, зеленого цвета,
- рабочие тетради,
- простые карандаши,
- силуэты рыбок,
- картинки с разными видами рыб,
- карточки с изображением различных предметов,
- капельки.
Ход занятия
Дети встают в круг, закрывают глаза.
Воспитатель. Мы сейчас будем превращаться. Я – мама-туча, а вы мои добрые дождинки. Откройте глаза. У меня в руках чашечка с волшебной водой доброты.
(Звучит веселая музыка, и все «дождинки» танцуют и кружатся вокруг мамы-тучи. Музыка обрывается, «дождинки» останавливаются. Мама-туча по очереди брызгает «водой» из чашечки на каждую дождинку и спрашивает, кому она помогла.)
Например: Я напоила цветочек, я помыла грязную машину, я развеселила детей, я напоила грибочек…
Воспитатель:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…(воды)
Воспитатель: А я сегодня видела на берегу нашей реки много рыб, им нужна вода. Мы поможем рыбам? Тогда отправляемся на берег. (Идут к берегу, звучит музыка дождя.)
Воспитатель:
Случается, случается беда
Река вдруг обрывается.
Куда ж она девается?
Быть может испаряется?
Вот и здесь была засуха, вода испарилась. Рыба оказалась на суше. Чтобы помочь рыбкам, нам нужно выполнить задания. Возьмите каждый по рыбке. (Присаживаются в круг.)
- Названия каких рыб вы знаете?
- Где живут рыбы?
- Если они живут в море, - они какие? – морские;
- В озере – озерные;
- В океане – океанические;
- В реке – речные.
Все они обитают в воде, им нужна вода.
Воспитатель: Возьмите картинку, что вы увидели? (карась, щука, окунь…)
Произнесите по очереди, возьмите в руку столько ракушек, сколько слогов в слове. (Например: У меня одна ракушка, потому что в слове один слог.)
Звучит музыка дождя, дети отправляются в путь.
Воспитатель: За стол садятся только те дети, которые придумают слово со звуком Р.
Воспитатель: Следующие задание: звуковой анализ слова РЫБА.
- Сколько слогов в слове РЫБА?
- Какие бывают звуки?
- Какой первый звук в слове РЫБА?
- Какой второй звук в слове?
- Какой третий звук в слове?
- Какой четвертый звук в слове?
- Сколько звуков в слове? Какой первый звук, третий…
Физминутка
Воспитатель: Следующее задание: обвести по точкам и заштриховать рисунок.
Открываем тетрадь и повторяем за мной:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою, карандашик так держу.
(Показываю, как правильно держать карандаш).
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
А для того, чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.
Пальчиковая гимнастика.
Звучит музыка дождя, дети отправляются в путь.
На ковре игра «Добрые дела».
Воспитатель раздает карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, корова, деревья, дом, посуда. Каждый ребенок должен сказать о доброте того, что изображено на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком (или о чем) рассказали их друзья.
Например: поит (вода), защищает от непогоды (дом)…
Воспитатель: «Доброе дело, что дождь в засуху».
Звучит музыка дождя, дети берут своих рыбок и несут их отпускать в воду.
Воспитатель:
Рыбка в воздухе блеснула, шлеп, нырнула…
Улизнула
Звучит магнитофонная запись, где рыбка благодарит детей за помощь.
Воспитатель: Закройте глазки, превратились в деток.
ИТОГ. Призы добрым дождинкам от тучи (капельки).
Комплексное занятие «Путешествие по стране сказок».
Цель занятия: дать детям представление о дружбе.Программное содержание:
- приобщать детей к истокам русского народного творчества,
- осваивать действия ориентировки в сказках, загадках,
- воспитывать дружелюбие, отзывчивость,
- учить решать нравственно-смысловые задачи.
Оборудование:
- камень,
- кочки,
- разрезная картина,
- дерево с загадками,
- сундук,
- большое сердце,
- поговорки,
- загадки,
- сказки.
Ход занятия
Дети входят в группу. Встали в круг, взявшись за руки.
- Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Давайте сегодня поздороваемся, передавая друг другу рукопожатия. Я передам вам свою дружбу, доброту, она идет от меня к Маше, (каждый называет свое имя и имя товарища, которому передает рукопожатие).
- Ребята, а я знаю вашу мечту: вы давно мечтаете найти настоящих друзей. А так как мы давно уже подружились со сказкой, то, наверное, каждый из вас хочет хоть на чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. Ведь так здорово иметь волшебную палочку, цветик-семицветик, шапку-невидимку. А еще, сесть на ковер-самолет или одеть сапоги-скороходы и быстро оказаться в нужном месте. Сегодня я предлагаю отправиться в Тридевятое царство, в Тридесятое государство и поискать там друзей. Вы согласны? Вот вам моя рука! (дети кладут свои ладони на ладонь воспитателя).
У нас получилось крепкое рукопожатие, узел дружбы и согласия, которое никому не разжать. Но как и многим сказочным героям, нам предстоят испытания. Запомните правило: видеть можно не только глазами. (Закрывают глаза, считают до трех, открывают глаза и оказываются в сказке).
Находят камень.
- Вот камень лежит у дороги, посмотрим, что здесь написано…
(На камне надпись: «Налево пойдешь – дружбу найдешь, направо пойдешь – богатство найдешь, прямо пойдешь – дружбу потеряешь»).
- Куда же нам идти? (Ответы детей).
- А вот и первое испытание, нам нужно перейти болото. Идти надо аккуратно, не намочив ног и помогать друг другу. Первым пойдет тот, кто закончит поговорку про дружбу.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Без друга, в жизни туго.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Старый друг лучше новых двух.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Один за всех и все за одного.
- Вы молодцы, справились с заданием. За это вы получаете ключ, а зачем он – узнаете позже.
- Мы оказались на сказочной поляне, какая красивая, сколько здесь сказочных цветов. Возьмите по цветочку и посмотрите, что там нарисовано (ответы детей - сказочные герои). А из каких они сказок? (ответы). А теперь переверните картинки, что вы видите? Да, это осколки картины. Давайте соберем ее и узнаем, что там нарисовано. (Дети собирают картину). Из какой сказки картина? О чем эта сказка? Назовите героев этой сказки. Кем они были? (Сказка «Зимовье зверей»).
- Справились и с этим заданием, получайте ключ.
Воспитатель делает вид, что они заблудились.
- Ой, а куда же идти дальше, кто нам поможет? (увидели деревце) Вот деревце, давайте спросим у него.
- Деревце, помоги, путь-дорогу укажи.
Деревце отвечает, что помогу, только выполните мою просьбу, отгадайте загадки. (На листочках написаны загадки).
Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
(«Колобок»)А дорога далека, а корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)Красна девица грустна, ей не нравиться весна.
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка»)Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко!
Не послушался кота, выглянул в окошко.
(«Кот, петух и лиса»)По тропе шагают бодро, сами воду тащат ведра.
(«По щучьему веленью»)Отворили дверь козлята, и… пропали все куда-то.
(«Волк и семеро козлят»)Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
«Теремок»).
- А вот и подсказка деревца – волшебный клубочек, он и укажет нам дорогу. Ой, да это клубочек сказок. Ребята, в клубочке запутались сказки, они все перепутались, наша задача: узнать, какие сказки перепутались и сосчитать их. Садитесь рядком и слушайте ладком.
«Клубок сказок»
- Жили-были дед да баба и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко – не простое, а золотое. Положила его баба на окошко студиться. А лиса его ам - и съела. Дед тянет-потянет – вытащить не может. Плачет Дед, плачет Баба. Да слезами горю не поможешь. Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги». День проходит, два проходит. Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. Долго ли, коротко ли, смотрит: стоит избушка на курьих ножках об одном окошке, вокруг себя поворачивается. Она и спрашивает:
- Кто, кто в теремочке живет? Кто, в невысоком живет?
- Я, Волчок – серый бочок.
- Пусти меня к себе жить.
- Дерни за веревочку, дверь и откроется!
Вошла она в избушку, Волк и говорит:
- Бабушка, бабушка! Почему у тебя такие большие зубы?
- Это чтобы тебя скорее съесть!
- Не ешь меня, я тебе песенку спою!
Я - веселый Серый Волк, в поросятах знаю толк!
Тут дед с ярмарки вернулся. Обрадовались они и стали жить-поживать и добра наживать.
(Воспитатель рассказывает и завязывает узелки).
- Сколько сказок свернулось в клубок? (Называют, считают и развязывают узелки).
- Вот и привел нас клубочек к сундуку. Как же нам его открыть (ответы детей). Достают ключи и подбирают нужный по рисунку. Посмотрите, что здесь (большое сердце). Положите руку на сердце и послушайте как оно бьется. Оно полно жизни, добра и любви.
Дид. игра «Верни слово» (сердце, добрый, смелый…).
- Преодолевая много опасностей и приключений вместе с героями сказок, чему научились ваши сердца? (ответы детей). Потому что «главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
- Закрываем глазки, считаем до трех и возвращаемся.
Итог.