Цели урока:
- Обобщить знания об имени прилагательном;
- Познакомить учащихся с синонимами, антонимами и фразеологизмами;
- Развивать устную и письменную речь;
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;
- Повысить интерес к родному языку;
- Обогащать словарь учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было написать небольшое сочинение на тему "Весна" и подчеркнуть в тексте имена прилагательные. (Дети зачитывают свои работы).
III. Повторение изученного об имени прилагательном.
- На доске написан отрывок из стихотворения В.А. Жуковского "Жаворонок". Давайте прочитаем его выразительно.
Жаворонок.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- Найдите в этом четверостишии имена прилагательные. (Тёмный, тонкий, раннюю, звонкий).
- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета). На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?) Ученик рассказывает стихотворение:
Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Ябприлежная.
- Теперь давайте прочитаем стихотворение без
имён прилагательных. (Чтение стихотворения).
- Как оно изменилось? Для чего используются
прилагательные в речи? (Они делают нашу речь
точной, выразительной и красивой).
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года
говорится в этом четверостишии? (О весне).
- Как вы понимаете выражение “лес зардел”?
Давайте обратимся к толковому словарю. Рдеть –
резко выделяться краснотой, отливать красным
цветом; краснеть. - Значит лес покраснел,
побагровел.
- Почему в стихотворении сказано “тёмный лес
зардел”? (От ярких лучей весеннего солнца
верхушки деревьев покрываются розовой дымкой.
Небо горит от солнца, лес становится
розово-красный).
- А о каком паре идёт речь в стихотворении? В
долине пар белеет тонкий. (Земля нагревается
под лучами солнца. При испарении влага
превращается в туман, который поднимается над
землёй).
- И песню раннюю запел в лазури жаворонок
звонкий. В лазури – это где? (Лазурь –
светло-синий свет, синева; речь идёт о
безоблачном голубом небе).
- Как вы думаете, ребята, о чём поёт жаворонок?
(Мы здесь, значит, пришла весна! Он поёт о
пробуждении природы от долгого зимнего сна, о
первом дыхании весны, о прекрасной поре года).
- Прочитайте ещё раз внимательно это
четверостишие, а затем вам нужно будет написать
его по памяти. Подчеркнуть имена прилагательные.
Как мы подчёркиваем прилагательные? (Волнистой
линией).
- А вам нравится весна? Вспомните строки из
стихотворений о весне. (Дети рассказывают
стихи о весне).
- Давайте обобщим. Что обозначает имя
прилагательное? На какие вопросы отвечает? С
какой частью речи связано? С какой целью мы
употребляем в своей речи имена прилагательные?
IV. Изучение нового материала.
- Ребята, как вы думаете, по каким признакам можно сравнивать два предмета? Учитель предлагает наглядные примеры – картинки с изображением высокого дерева и низкого, слона и божьей коровки, конфеты и лимона, белого карандаша и чёрного. (По величине, вкусу, размеру, температуре, цвету и т.д.)
- Давайте сравним два предмета по определённому признаку. У вас на партах лежат карточки с заданием.
Сравните:
По вкусу: перец и мёд.
По ширине: реку и ручей.
По цвету: уголь и мел.
По весу: камень и пушинку.
По величине: орла и воробья .
По смелости: зайца и тигра.
Выполняют в тетради по цепочке.
Образец: Клюква кислая, а сахар сладкий.
- В каждом предложении подчеркните
прилагательные. Как называются такие слова?
(Противоположные по значению).
- В русском языке слова, противоположные по
значению, называются антонимами.
Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.
- Можете привести примеры таких слов?
- А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд.
Подберите слова, противоположные по смыслу
данным: добрый, громкий, светлый, низкий, вредный.
Упр. 481
Ранняя весна – поздняя, высокое дерево – низкое, весёлая песня – грустная (печальная), глубокий пруд – мелкий, солнечный день – пасмурный (ненастный).
V. Физминутка.
- А теперь пришло время отдохнуть. Проводятся упражнения на развитие моторики пальцев рук:
Зайка.
Ушки длинные у зайца –
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперёд.
Дерево.
У дерева ствол –
На стволе много веток,
А листья у веток зелёного цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
VI. Изучение нового материала. Продолжение.
- В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения.
Слова, которые близки по смыслу,
рознятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
- В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. Подберите к данным словам прилагательные, близкие по значению.
Заяц робкий – трусливый.
Мальчик смелый – храбрый (отважный,
мужественный).
Ответ верный – правильный.
Ученик смышлёный – умный (толковый,
сообразительный).
Небо лазурное – голубое (синее).
- Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно.
- А сейчас внимательно послушайте отрывок из знакомой вам сказки. Только когда я дочитаю до конца, вы скажете, кто автор сказки, как она называется и синонимы, которые использовал известный сказочник в своём произведении.
Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке цветка сидел малюсенький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка была такая большая. Но он очень обрадовался, когда увидел ...
(Г.-Х. Андерсен. "Дюймовочка").
- Какие синонимы использовал Андерсен? (Малюсенький
– крошечный). Какое ещё слово, близкое по
значению, можно подобрать к данным словам? (Маленький).
- Обратите внимание, как точно автор подобрал
слова для описания эльфа. Не просто маленький, а
малюсенький, крошечный.
- А какое слово противопоставляется этим словам?
(Прилагательное большая).
- А сейчас я вам прочитаю предложение, а вы
подумайте, чем оно необычно.
Мальчик услышал, что старуха, которая пришла в гости, собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.
- Что испугало мальчика? Почему? (Собаку съела – значит, она очень хорошо в чём-то разбирается. Она очень опытная, а мальчик этого не знал).
- Собаку съесть – это фразеологизм, устойчивое выражение. В нашем языке таких выражений много. И я уверена, что вы их знаете и сейчас вспомните. Учитель показывает картинки, а дети называют фразеологизмы и объясняют их смысл:
Заметать следы, сесть в галошу, лить крокодиловы слёзы, льёт как из ведра, кот наплакал, днём с огнём не сыскать, спать без задних ног.
- А теперь вот какое задание. На доске вразнобой написаны фразеологические обороты. Вам нужно:
1. Соединить пары, противоположные по значению.
Сидеть сложа руки | Как кошка с собакой |
Жить душа в душу | Не покладая рук |
Коломенская верста | От горшка два вершка |
На ночь глядя | Ни свет ни заря |
2. Соединить пары, близкие по значению.
Как в воду канул | Валять дурака |
Ветер свистит в карманах | Мороз по коже дерёт |
Душа уходит в пятки | Как сквозь землю провалился |
Бить баклуши | За душой ни гроша |
- Прочитайте предложения. Какие ошибки допустила ученица? Составьте верные предложения.
- В рассказе рассказывается о собачке. (Говорится).
- С мальчиком случился необычный случай. (Произошел).
VII. Итог урока.
- К концу подходит наш урок.
Пора нам подвести итог.
- С какими словами познакомились на уроке? (С
близкими и противоположными по значению). Приведите
примеры таких слов.
- Какие фразеологизмы запомнили?
- Какое задание у вас вызвало наибольший интерес?
VIII. Домашнее задание.
- И ещё одно заданье
От меня вам на прощанье.
- Домашнее задание снова будет творческого характера. Вам нужно будет придумать окончание текста, соответствующее данному началу.
Воробей увидел на берёзе скворечник и занял его. Через неделю прилетели с юга скворцы. Поднялся шум.
Выставление оценок.