Урок физики в 7-м классе по теме "Ох эта сила трения, ах эта сила трения"

Разделы: Физика


Цель: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений учащихся, умений наблюдать, высказывать гипотезы, предположения, формулировать выводы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию представления о силе трения.
  2. Показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике.
  3. Выяснить от чего зависит сила трения.

Развивающие:

  1. Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  2. Способствовать расширению кругозора.

Воспитательные:

  1. Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.
  2. Развивать умение работать в паре или группой.

Тип урока:

  • урок формирования новых знаний

Вид урока:

  • комбинированный урок

Оборудование:

  • динамометр,
  • брусок деревянный,
  • набор грузов с двумя крючками,
  • лист бумаги,
  • лист наждачной бумаги,
  • карандаши круглые,
  • мультимедийный проектор,
  • проектор,
  • интерактивная доска Interwrite Воаrd.

Структура занятия

Этап занятия.

Дидактические задачи этапа.

Методы, приемы, средства.

Формы учебной работы.

1. Организация начала занятия. /1мин./

Подготовка учащихся к работе на занятии.

 

 

2. Подготовка к основному этапу. /5 мин./

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализация опорных знаний и умений.

Разминка, беседа с элементами проблемной ситуации

Мультимедийный проектор, интерактивная доска Interwrite Воаrd

Работа у доски,

фронтальная работа

3. Усвоение новых знаний. /22 мин./

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

Беседа

Метод наблюдения

Исследовательская работа

интерактивная доска Interwrite Воаrd

Фронтальная работа

Групповая работа

4. Закрепление знаний. /10 мин./

Обеспечение усвоения новых знаний и формирования умений применять их в ходе своей деятельности.

Классификационный метод

Метод сравнения

Фронтальная работа

5. Контроль знаний. /5 мин./

Выявление качества и уровня овладения знаниями обеспечение возможности их коррекции.

Мультимедийный проектор интерактивная доска Interwrite Воаrd

Анализ

Фронтальная работа

6. Информация о домашнем задании. /2 мин./

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

 

Ход урока

Разминка (Работа у интерактивной доски)

1. Из приведенных слов составьте два определения физических величин:

Сила, мера, масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел.

(масса – мера инертности тела; сила- характеристика взаимодействия тел)

(см. Слайд 1, Приложение 1)

2. Найдите закономерность и разделите на группы термины

Мензурка, масса, сила, метр в секунду, динамометр, весы, ньютон, объём, килограмм, скорость, спидометр, кубический метр.

(масса – весы, килограмм; сила – динамометр, ньютон; объём – мензурка, кубический метр; скорость – спидометр, метр в секунду)

(см. Слайд 2)

Из каждой группы слов исключите лишнее слово:

  • весы рычажные, стакан, мензурка, ареометр (стакан)
  • масса, объём, плотность, сила (сила)
  • миллиграмм, тонна, литр, пуд (литр).
  • железо, вода, пробка, фарфор (вода)

(см. Слайд 3)

- Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте, о чем эта загадка. «Что будет три, три, три?» (Дырка).

- Как вы думаете, о чем это загадка? (О трении).

Чем старше становится человек, тем меньше он удивляется тому, что происходит вокруг:

  • почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной;
  • почему бревно легче катить, чем тащить;
  • почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает.

- Как объяснить очевидное?

- Сегодня наша с вами задача разобраться со всеми «почему».

Усвоение новых знаний (см. Слайд 4)

Объяснение нового материала, используется Инновационный учебно-методический комплекс. Физика. 7 – 9 классы.

Вы знаете, что если на тело не действуют никакие силы, то оно либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно, если на него не действуют другие тела в горизонтальном направлении.

Автомобиль после выключения двигателя должен ехать равномерно и прямолинейно, так как на него не действуют другие тела. Однако через некоторое время он останавливается. Значит, на автомобиль действовала сила. Эта сила – сила трения. (Модель 3.50. Пример действия силы трения на автомобиль).

- Попытаемся дать определение силы трения и записать его в конспект нашего урока.

Определение: Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого тела, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой трения.

(Модель 3.51. Направление действия силы трения) Из рисунка видно, что сила трения направлена противоположно направлению движения.

- Почему возникает сила трения?

Проведите по столу рукой, что вы почувствовали? (Неровности).

Можно выделить две причины возникновения силы трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел (Модель 3.52. Причины возникновение силы трения)

Силу трения можно уменьшить во много раз, если ввести между трущимися поверхностями смазку (например, какое – либо масло). При наличии смазки соприкасаются не сами поверхности, а слои смазки. Трение между слоями жидкости слабее, чем между твёрдыми поверхностями. (Рисунок 3.36. Уменьшение силы трения между поверхностями с помощью смазки).

Различают три вида трения: трение покоя, скольжения и качения. (Модель 3.53. Виды трения).

- А сейчас давайте станем сами исследователями.

Выполняют эксперименты в группах.

Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.
  2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь.
  3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
  4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
  5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

Вес тела, Н

Сила трения покоя, Н

Сила трения скольжения, Н

Сила трения качения, Н

 

 

 

 

6. ВЫВОД: Сила трение качения….. силы трения скольжения. (Модель 3.54. Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения)

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.
  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
    а) по поверхности линейки трибометра;
    б) по гладкой бумаге;
    в) по наждачной бумаге.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву

 

Дерево по гладкой бумаге

 

Дерево по наждачной бумаге

 

ВЫВОД: Сила трения ….. от рода трущихся поверхностей.

Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.
  2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
  3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
  4. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.

 

F тр. скольжения

1 груз

 

2 груза

 

3 груза

 

5.ВЫВОД: Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ….. сила трения скольжения.

(Модель 3.55. Измерение силы трения)

Каждая группа представляет результат своей работы.

- В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить (Рисунок 3.37. Роль трения в природе и технике).

Контроль знаний

Работа у интерактивной доски (Само и взаимооценка знаний учащимися)

Тест

1. Значение силы трения скольжения зависит…

Только от материала соприкасающихся тел
Только от степени из обработки (шероховатости)
Только от силы прижимающей одно тело к поверхности другого
От всех перечисленных факторов
(см. Слайд 5)

Брусок лежит неподвижно на наклонной плоскости. Какое направление имеет вектор силы трения? (см. рисунок)

1
2
3
4
(см. Слайд 6)

Измеряют силу трения при движении металлического бруска по пластине из того же материала, постепенно полируя обе соприкасающиеся поверхности. По мере того как брусок и пластина будут становиться всё более гладкими, сила трения будет…

  • Постоянно уменьшаться
  • Постоянно увеличиваться
  • Оставаться неизменной
  • Сначала уменьшаться, затем увеличиваться
    (см. Слайд 7)

В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лёд… Выберите правильное утверждение.

  • … уменьшается
  • …не изменяется
  • …увеличивается
    (см. Слайд 8)

При смазке трущихся поверхностей сила трения… Выберите правильное утверждение.

  • …уменьшается
  • …не изменяется
  • …увеличивается
    (см. Слайд 9)

Подведение итогов

- Выставление оценок.

- Рефлексия. Фронтальная беседа методом «Неоконченного предложения»

На этом уроке я…

Информация о домашнем задании

Д/З: § 30-31 (вопросы поле § устно)

 - Как вы увидели тема очень актуальна и интересна, поэтому я предлагаю вам творческое задание. Мы уже с вами выполняли мини – проекты, сегодня я хочу предложить вам работу в долгосрочном проекте, творческое название которого «Её Величество – Сила Трения».

Распределение заданий для работы над проектом

- Конструкторское бюро; (Приложение №2)

- Медицинский центр; (Приложение №3)

- Менеджеры по продажам; (Приложение №4)

- Отдел маркетинга; (Приложение №5)

- Теоретический отдел; (Приложение №6)

- Экспериментаторы. (Приложение №7)

Определяем время консультаций.

Литература:

  1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб.для 7 класса сред. шк.- М: Просвещение, 2006 год.
  2. В.Г. Кадышевский, Ю.А. Панебратцев, И.Д. Ванков, М.И. Димитрова, И.А. Ломаченков, В.В. Белага Инновационный учебно-методический комплекс. Физика. 7 – 9 классы