Цель: создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений учащихся, умений наблюдать, высказывать гипотезы, предположения, формулировать выводы.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию представления о силе трения.
- Показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике.
- Выяснить от чего зависит сила трения.
Развивающие:
- Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
- Способствовать расширению кругозора.
Воспитательные:
- Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения.
- Развивать умение работать в паре или группой.
Тип урока:
- урок формирования новых знаний
Вид урока:
- комбинированный урок
Оборудование:
- динамометр,
- брусок деревянный,
- набор грузов с двумя крючками,
- лист бумаги,
- лист наждачной бумаги,
- карандаши круглые,
- мультимедийный проектор,
- проектор,
- интерактивная доска Interwrite Воаrd.
Структура занятия
Этап занятия. |
Дидактические задачи этапа. |
Методы, приемы, средства. |
Формы учебной работы. |
1. Организация начала занятия. /1мин./ |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
|
|
2. Подготовка к основному этапу. /5 мин./ |
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализация опорных знаний и умений. |
Разминка, беседа с элементами проблемной ситуации Мультимедийный проектор, интерактивная доска Interwrite Воаrd |
Работа у доски, фронтальная работа |
3. Усвоение новых знаний. /22 мин./ |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания |
Беседа Метод наблюдения Исследовательская работа интерактивная доска Interwrite Воаrd |
Фронтальная работа Групповая работа |
4. Закрепление знаний. /10 мин./ |
Обеспечение усвоения новых знаний и формирования умений применять их в ходе своей деятельности. |
Классификационный метод Метод сравнения |
Фронтальная работа |
5. Контроль знаний. /5 мин./ |
Выявление качества и уровня овладения знаниями обеспечение возможности их коррекции. |
Мультимедийный проектор интерактивная доска Interwrite Воаrd Анализ |
Фронтальная работа |
6. Информация о домашнем задании. /2 мин./ |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
|
|
Ход урока
Разминка (Работа у интерактивной доски)
1. Из приведенных слов составьте два определения физических величин:
Сила, мера, масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел.
(масса – мера инертности тела; сила- характеристика взаимодействия тел)
(см. Слайд 1, Приложение 1)
2. Найдите закономерность и разделите на группы термины
Мензурка, масса, сила, метр в секунду, динамометр, весы, ньютон, объём, килограмм, скорость, спидометр, кубический метр.
(масса – весы, килограмм; сила – динамометр, ньютон; объём – мензурка, кубический метр; скорость – спидометр, метр в секунду)
(см. Слайд 2)
Из каждой группы слов исключите лишнее слово:
- весы рычажные, стакан, мензурка, ареометр (стакан)
- масса, объём, плотность, сила (сила)
- миллиграмм, тонна, литр, пуд (литр).
- железо, вода, пробка, фарфор (вода)
(см. Слайд 3)
- Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте, о чем эта загадка. «Что будет три, три, три?» (Дырка).
- Как вы думаете, о чем это загадка? (О трении).
Чем старше становится человек, тем меньше он удивляется тому, что происходит вокруг:
- почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной;
- почему бревно легче катить, чем тащить;
- почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает.
- Как объяснить очевидное?
- Сегодня наша с вами задача разобраться со всеми «почему».
Усвоение новых знаний (см. Слайд 4)
Объяснение нового материала, используется Инновационный учебно-методический комплекс. Физика. 7 – 9 классы.
Вы знаете, что если на тело не действуют никакие силы, то оно либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно, если на него не действуют другие тела в горизонтальном направлении.
Автомобиль после выключения двигателя должен ехать равномерно и прямолинейно, так как на него не действуют другие тела. Однако через некоторое время он останавливается. Значит, на автомобиль действовала сила. Эта сила – сила трения. (Модель 3.50. Пример действия силы трения на автомобиль).
- Попытаемся дать определение силы трения и записать его в конспект нашего урока.
Определение: Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого тела, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой трения.
(Модель 3.51. Направление действия силы трения) Из рисунка видно, что сила трения направлена противоположно направлению движения.
- Почему возникает сила трения?
Проведите по столу рукой, что вы почувствовали? (Неровности).
Можно выделить две причины возникновения силы трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел (Модель 3.52. Причины возникновение силы трения)
Силу трения можно уменьшить во много раз, если ввести между трущимися поверхностями смазку (например, какое – либо масло). При наличии смазки соприкасаются не сами поверхности, а слои смазки. Трение между слоями жидкости слабее, чем между твёрдыми поверхностями. (Рисунок 3.36. Уменьшение силы трения между поверхностями с помощью смазки).
Различают три вида трения: трение покоя, скольжения и качения. (Модель 3.53. Виды трения).
- А сейчас давайте станем сами исследователями.
Выполняют эксперименты в группах.
Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.
Порядок выполнения работы:
- Определите цену деления шкалы динамометра.
- Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь.
- Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.
- Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
- Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
Вес тела, Н |
Сила трения покоя, Н |
Сила трения скольжения, Н |
Сила трения качения, Н |
|
|
|
|
6. ВЫВОД: Сила трение качения….. силы трения скольжения. (Модель 3.54. Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения)
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы:
- Определите цену деления шкалы динамометра.
- Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра;
б) по гладкой бумаге;
в) по наждачной бумаге.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей |
Сила трения скольжения, Н |
Дерево по дереву |
|
Дерево по гладкой бумаге |
|
Дерево по наждачной бумаге |
|
ВЫВОД: Сила трения ….. от рода трущихся поверхностей.
Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы:
- Определите цену деления шкалы динамометра.
- Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
- Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
- Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
|
F тр. скольжения |
1 груз |
|
2 груза |
|
3 груза |
|
5.ВЫВОД: Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ….. сила трения скольжения.
(Модель 3.55. Измерение силы трения)
Каждая группа представляет результат своей работы.
- В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить (Рисунок 3.37. Роль трения в природе и технике).
Контроль знаний
Работа у интерактивной доски (Само и взаимооценка знаний учащимися)
Тест
1. Значение силы трения скольжения зависит…
Только от материала соприкасающихся тел
Только от степени из обработки (шероховатости)
Только от силы прижимающей одно тело к поверхности другого
От всех перечисленных факторов
(см. Слайд 5)
Брусок лежит неподвижно на наклонной плоскости. Какое направление имеет вектор силы трения? (см. рисунок)
1
2
3
4
(см. Слайд 6)
Измеряют силу трения при движении металлического бруска по пластине из того же материала, постепенно полируя обе соприкасающиеся поверхности. По мере того как брусок и пластина будут становиться всё более гладкими, сила трения будет…
- Постоянно уменьшаться
- Постоянно увеличиваться
- Оставаться неизменной
- Сначала уменьшаться, затем увеличиваться
(см. Слайд 7)
В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лёд… Выберите правильное утверждение.
- … уменьшается
- …не изменяется
- …увеличивается
(см. Слайд 8)
При смазке трущихся поверхностей сила трения… Выберите правильное утверждение.
- …уменьшается
- …не изменяется
- …увеличивается
(см. Слайд 9)
Подведение итогов
- Выставление оценок.
- Рефлексия. Фронтальная беседа методом «Неоконченного предложения»
На этом уроке я…
Информация о домашнем задании
Д/З: § 30-31 (вопросы поле § устно)
- Как вы увидели тема очень актуальна и интересна, поэтому я предлагаю вам творческое задание. Мы уже с вами выполняли мини – проекты, сегодня я хочу предложить вам работу в долгосрочном проекте, творческое название которого «Её Величество – Сила Трения».
Распределение заданий для работы над проектом
- Конструкторское бюро; (Приложение №2)
- Медицинский центр; (Приложение №3)
- Менеджеры по продажам; (Приложение №4)
- Отдел маркетинга; (Приложение №5)
- Теоретический отдел; (Приложение №6)
- Экспериментаторы. (Приложение №7)
Определяем время консультаций.
Литература:
- Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб.для 7 класса сред. шк.- М: Просвещение, 2006 год.
- В.Г. Кадышевский, Ю.А. Панебратцев, И.Д. Ванков, М.И. Димитрова, И.А. Ломаченков, В.В. Белага Инновационный учебно-методический комплекс. Физика. 7 – 9 классы