Задачи:
- Дать общее представление о процессе биосинтеза белка
- Способствовать самостоятельному поиску биологической информации на основе анализа текста и рисунков, учиться давать объяснения рисункам, схемам и своим действиям.
- Содействовать развитию коммуникативных умений при работе в группе.
Тип учебного занятия: комбинированный
Стиль обучения: творческий
Форма организации учебной деятельности: групповая
Метод работы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Структура:
I. Организационный момент. Актуализация знаний
Учитель в очень быстром темпе озвучивает вопросы, записанные на доске:
- что является результатом реализации генетической информации?
- где и как происходит матричный синтез?
- в чем проявляется взаимосвязь процессов транскрипции и трансляции?
- кто установил структуру нуклеиновых кислот?
- Если вы подумали, что вас хотят уличить в незнании, то ошиблись. Наоборот, хочу подчеркнуть, как велик объем знаний, который необходимо усвоить.
- Учась в школе, вы овладеваете различными компетентностями, т.е. способностями решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. Для современной жизни характерна огромная скорость накопления информации. Мы с вами работаем с информацией биологической, и будем отрабатывать умения по воспроизведению, переработке и передаче именно биологической информации, а «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (У.Черчилль).
Я отдаю себе отчет, что, несмотря на то, что вы класс профильный, биологом станет далеко не каждый из вас. И все же, попробую убедить вас в личной значимости сегодняшнего занятия:
- Вы сможете пояснить некоторые вопросы своим одноклассникам, которые отсутствовали вчера.
- Услышав от знакомых фразу типа «о, это наследственность виновата», вы можете уточнить: «да, нарушение процессов метаболизма действительно может быть следствием реализации генетической информации», после этого ваши знакомые будут считать вас самым умным человеком.
Чтобы знания не стали залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, мы должны с ними работать, то есть применять, искать, преобразовывать, расширять и дополнять.
- А как мы можем интеллектуально обогатиться? Правильно, поделившись мыслями. Если Егор и Елизавета выскажут свою мысль, то каждый из нас будет обладателем двух мыслей.
II. Повторение и обобщение предыдущего учебного материала
Попробуем для начала определить тему сегодняшнего занятия по эпиграфу: «В конце концов, жизнь - это отношения между организмом и внешней средой» (французский физиолог (19 в.) Клод Бернар).
Учащиеся работают в группах, составляя схему (ватман 1\2,фломастеры), раскрывающую данный эпиграф, используя сведения предыдущего урока (уроков), можно использовать учебные пособия, компьютер.
Через 5 минут группы представляют свои мини-проекты и защищают. На защиту 0,5 минут.
- Таким образом, заслушав три варианта темы, выберем наиболее точный. Учитель подводит ребят к теме «Метаболизм – основа существования живых организмов».
Ш. Изучение нового учебного материала.
- Определившись с темой урока, двигаемся дальше.
Следующий прием работы называется «Остановка». Суть в следующем: работа над предложенным вопросом идет ограниченное количество времени (3 мин), после этого я говорю «остановка» и вы сразу же прекращаете работу и отдаете ее другой группе. Получив работу одноклассников, анализируете ее, маркируя при этом текст «+», «-», «?» и добавляете своё, работая, таким образом, до следующей «остановки», пока не получите назад свою первоначальную работу. После этого каждая группа осмысливает сотворенное и начинаем озвучивание.
Учитель предлагает «слепой» текст на ватмане для работы группы (с.119-120).
Реализация наследственной информации – ________________________
Процессы метаболизма в клетке являются результатом ___________________
_________________________. Первичная структура белка - _______________
_______________________ - определяет многообразие ___________________
_______________ _______________.
Соотнесите текст на с.119 (последний абзац) – 121 (первый абзац), рисунки 4.1. и 4.2. и вставьте необходимые термины в следующую схему:
Рисунок 1
Учитель предлагает найти более подробное объяснение понятию м-РНК, матричный синтез в энциклопедии по общей биологии
IV. Первичное закрепление знаний
Приступим к рефлексии. Что это такое? От слова… рефлекс – ответная реакция на раздражение. Ключевое слово – ответная реакция, т.е. возвращение назад. Вот и мы вернемся назад к нашим вопросам. (она записаны на доске).
Теперь Катя точно знает, (учитель помогает перестраивать фразу из вопросительной формы в повествовательную) что результатом реализации генетической информации, являются процессы метаболизма в клетке, а Толя может сказать, что матричный синтез происходит в ядре, путем синтеза и-РНК, Федя уверен, что процессы транскрипции и трансляции взаимосвязаны и ответственны за синтез белка, который происходит в два этапа; Ната подтвердит, что Уотсон и Крик установили структуру нуклеиновых кислот?
V. Домашнее задание.
Предлагается дома каждому индивидуально воспроизвести «слепой текст», дать объяснение рисунку 4.1., составить ребусы (по желанию). Ребята получают на листе А-4 домашнее задание.