Внеклассное занятие во 2-м классе по окружающему миру по теме "Общение" "Путешествие в Спасибоград"

Разделы: Начальная школа


Учитель: Дорогие ребята! Все вы окончите школу и станете строителями, капитанами, космонавтами, врачами, инженерами. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – воспитанными, вежливыми, отзывчивыми. Ребята, вы слышали когда-нибудь что-нибудь про этикет? Да, - скажите вы, - это: ни на кого не чихай, на ноги не наступай, не ругайся, говори вежливо, дверью не хлопай… Правильно. “Этикет” в переводе с французского – “правила поведения”. И придуманы они не потому, что кому-то захотелось, а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее.

Есть много разных правил поведения. Справедливых и добрых. Но нельзя забывать, что и в слове заключена великая сила. Недаром говорят: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. И это, действительно, так. Иногда от слова грубого, вылетевшего неожиданно, кому-то может быть плохо. Даже заболеть можно. Но словом можно и порадовать. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение, даже вылечить.… Есть много разных красивых вежливых слов. Сейчас мы вспомним эти слова.

На полках разложены большие конверты с названиями групп вежливых слов. Все вежливые слова записаны на отдельных карточках. Учитель вместе с детьми распределяет слова по конвертам.

  1. Слова приветствия (“здравствуйте”, “доброе утро”, “добрый день/вечер”).
  2. Слова, обозначающие просьбу (“пожалуйста”, “ разрешите”, “будьте добры”, “будьте любезны”, “нельзя ли…”, “не будете ли вы любезны…”, “не будете ли вы добры…”).
  3. Вежливые формы извинений (“извините”, “простите”, “извините, пожалуйста”).
  4. Слова благодарности (“спасибо”, “благодарю”).
  5. Слова-пожелания (“спокойной ночи”, “приятного аппетита”, “счастливых снов”, “до свидания”).

Учитель: Посмотрите, сколько добрых слов. Важно эти слова употреблять вовремя и с правильной интонацией, т.е. “правильным” тоном и голосом. Воспитанные дети должны всегда пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе.

Верите вы или нет, но есть даже город, который так и называется – город Спасибоград. Жители этого города постоянно пользуются этими и другими вежливыми словами и выполняют все правила поведения. Открывается план города Спасибограда.

Ученик читает стихотворение В.Аушева и показывает улицы на плане города.

Чтец:

Вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград?
Там на вежливом бульваре
Вежливо благодарят.
Там в переулке Гостевом
Зазывают в каждый дом,
Даже если вас не знают,
И никто вам не знаком.
Там на улице Веселья
Вас от грусти смех спасёт,
А на улице Везения
Вам на друга повезёт!
На проспекте Угощения
Вас на славу угостят.
Что вы любите?
Варенье?
Эскимо?
Халву? Печенье?
Или, может, лимонад?
На проспекте Угощения,
Где на славу угощения,
И на Вежливом бульваре,
Где соскучитесь едва ли,
И на улице Веселья,
Где забавное веселье,
И на улице Везения,
Где чудесное везение,
И в переулке Гостевом –
В этом городе кругом
Люди говорят друг другу,
Незнакомому и другу,
И особенно гостям:
“Очень рады, рады вам.
Если только захотите,
Не стесняйтесь –
Заходите!”
Скажут адрес, дом, подъезд
И “спасибо” за приезд.
- Извините,
Но за что же
Здесь такой почёт гостям?
А нельзя ль приехать тоже
Посмотреть на город нам?
- Приезжайте!
Всех ребят
Встретить рад
Спасибоград!

Учитель: Ну что, ребята, сходим в этот город? Прямо сейчас и отправимся туда. А чтобы нам не заблудиться, будем ориентироваться по этому плану. (Учитель ещё раз перечисляет улицы города).

А начнём мы наше путешествие с улицы Везения, ведь там “чудесное везение” и обязательно “на друга повезёт”. Друзей у каждого из вас много. Но в город Спасибоград лучше взять настоящего друга, который никогда и нигде не подведёт. Посмотрите внимательно друг на друга. Есть ли среди вас настоящие друзья? Давайте споём песню о настоящем друге и мысленно прошагаем по улице везения. (Дети исполняют песню “Настоящий друг”).

Пойдём дальше. Пройдём по Вежливому бульвару, где всегда “вежливо благодарят” и где вы “соскучитесь едва ли”. Смотрите, а на Вежливом бульваре есть театр. Может быть, сходим на одно его представление? А билеты на представление у вас есть? Нет? Как же нам попасть в театр? Кто знает? (Ответы детей).

Учитель: Вот, оказывается, как. Чтобы купить в театр билет, надо вежливое слово сказать. Попробуем?

Инсценировка сказки Э. Мошковской “Вежливое слово”.

Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются за вежливое слово. В три часа открылась касса, собралась народу масса. Даже ёжик пожилой притащился чуть живой…

- Проходите, Ёжик, Ёжик! Вам билет, в каком ряду?
- Мне поближе, плохо вижу… Вот спасибо, ну пойду.

Говорит Овечка: Мне одно местечко! Вот моё БЛАГОДАРЮ – доброе словечко.
Утка: Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят! И достала Утка “ДОБРОЕ УТРО!”.
А Олень: Добрый день! Если только вам не лень, уважаемый кассир, я бы очень попросил мне, жене и дочке дайте лучшие места, вот моё ПОЖАЛУЙСТА!

И вдруг, отпихнув старух, стариков, барсуков, бурундуков вдруг ворвался Косолапый, отдавил хвосты и лапы, стукнул зайца пожилого…

- Касса, выдай мне билет!
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет!
- Ах, у вас такого нет, не получите билет!
- Мне билет!
- Нет и нет! Не стучите, не кричите, до свидания, привет.

Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал и ушёл он со слезами, и ушёл к мохнатой маме. Мама шлёпнула слегка косолапого сынка и достала из комода очень вежливое что-то… Развернула, и стряхнула, и чихнула, и вздохнула: Ах, слова, какие были! И не мы ли их забыли? Изволь, Позволь…Их давно уж съела моль! Бедные Пожалуйста, что от них осталося?..

Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются за вежливое слово! Вот уже второй звонок! Медвежонок со всех ног подбегает к касс

- ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАВСТВУЙТЕ! ДОБРОЙ НОЧИ! И рассвета! Замечательной зари!

И кассир даёт билеты – не один, а целых три!

- С новым годом! С новосельем! Разрешите вас обнять.

И кассир даёт билеты – не один, а целых пять.

- Поздравляю с днём рожденья, приглашаю вас к себе.

И кассир от восхищенья постоял на голове! И кассиру всё под силу, очень хочется запеть:

“Очень, очень-очень-очень вежливый медведь!”

- Благодарен, извиняюсь!
- Славный парень!
- Я стараюсь.
- Вот какая умница!

Вот идёт медведица, и она волнуется и от счастья светится!

- Здравствуйте, медведица, знаете, медведица, славный мишка ваш сынишка, даже нам не верится! - Почему не верится?—говорит медведица. - Мой сыночек молодец!

До свидания! Конец!

(Вежливые слова, которые называют герои сказки, написаны на отдельных карточках. Герой называет слово, показывает карточку зрителям и отдаёт её “кассиру”).

Учитель: Давайте поблагодарим аплодисментами артистов и продолжим наше путешествие по Спасибограду. Мы выходим на улицу Веселья, где забавное веселье, где от грусти смех спасёт. Чтобы развеселиться, мы сыграем в одну игру. Я вам буду читать строчки стихотворения, а вы будете их заканчивать. Но договоримся, что вы будете не просто называть слово, но и изображать его. Начинаем:

Если это рыбка – у неё улыбка,
Если это рыбочка – у неё …,
Если это рыба – у неё …,
Если это рыбина – у неё …,
Если это рыбища – у неё ….

Так мы развеселились, что и не заметили, как подошли к переулку Гостевому. А раз переулок Гостевой, может, в гости к кому-нибудь сходим? Кстати, в этом переулке живут знакомые вам герои сказки “Цапля и Журавль”. К кому пойдём в гости? К Журавлю? А может, к Цапле? Или всё-таки, к Журавлю? Тс-с-с! Тихо.… А мне, кажется, им пока не до нас. У них серьёзная проблема. Посмотрим, смогут ли наши герои её разрешить.

Инсценировка “Цапля и Журавль”.

Сцена первая.

Дом Журавля. Журавль задумчиво ходит во дворе дома.

Журавль:

Уж сколько лет живу один,
И стал давно я важной птицей.
Такой солидный господин,
Пора мне, Журавлю жениться.
Да и невеста мне подстать:
Я знаю на болоте Цаплю.
Её нетрудно отыскать.
Пойду, не буду ждать ни капли!

Журавль отправляется в путь, идёт по болоту и мечтает вслух.

Журавль:

Приду, представлюсь, поклонюсь.
Не может Цапля не влюбиться.
В любви до гроба поклянусь,
И всё – пожалуйста, жениться.

Журавль скрывается за кулисами.

Сцена вторая.

Дом Цапли. Хозяйка хлопочет по хозяйству во дворе дома. Появляется Журавль.

Журавль (важно): Привет, соседка.
Цапля: И тебе привет. Входи, располагайся, будь как дома.

Журавль:

Живём с тобою порознь столько лет.
Решил тебя сегодня взять я в жёны.
Не надобно меня благодарить,
Я это по-соседски, так и быть.

Цапля (возмущённо):

Что?! Мне в мужья?! Такой урод?
Уж нет, увольте, я ещё не дура!
Лягушкам на смех! Пугало болот!
Кикимор лишь пугать такой фигурой.

Журавль:

Ты смеешь издеваться надо мной?
Всё, прочь! Не быть тебе моей женой!
И ей хотел оказывать я честь!
Ноги моей не будет больше здесь!

Журавль возмущённый уходит.

Цапля (крича ему вслед): Давай-ка, женишок, катись! Да на болоте не споткнись!

Сцена третья.

Проходит ночь.

Цапля:

А всё же одиноко жить одной.
Быть может, я напрасно горячилась?
Ведь он солидный господин такой,
Да я в него почти уже влюбилась!
Пойду и помирюсь, и, может быть,
Обиду он сумеет позабыть.

Цапля отправляется в путь. Цапля идёт по болоту и рассуждает.

Цапля:

Скажу: “Сосед, забудем ссору.
Мне так несладко жить одной.
Я поддаюсь на уговоры,
Согласна быть твоей женой”.
И так мы славно заживём!
Вон показался его дом!

Сцена четвёртая.

Дом Журавля. Журавль выглядывает в окно, замечает подходящую Цаплю и издевательски произносит.

Журавль:

Кто к нам пришёл,
Скажи на милость!

Цапля:

Я давеча погорячилась,
Но ты прости, друг милый мой,
Согласна быть твоей женой.

Журавль:

Ну, нет, подружка, всё ты врёшь!
Теперь меня не проведёшь.
Зачем, скажи-ка, мне нужна,
Как ты, сварливая жена?
Или назад, в своё болото!
Болтать с тобой мне неохота!

Цапля, опустив голову, удаляется за кулисы. Журавль остаётся один.

Сцена пятая.

Проходит ночь. Журавль (задумчиво):

По правде сказать,
Зря я Цаплю прогнал,
Не так уж она сварлива.
И, может быть, если б не этот скандал,
Мы б с Цаплею зажили счастливо.
Схожу-ка к ней в гости опять и скажу,
Что более зла на неё не держу,
Что снова готов её взять себе в жёны
И больше не буду таким раздражённым.
Решил – и за дело!
Не мешкая, в путь,
Я Цаплино сердце смогу разомкнуть.

Журавль идёт по болоту, разговаривает сам с собой.

Журавль:

Ну что же, до счастья осталось чуть-чуть:
Один поворот и ещё шагов двести.
А солнечный свет освещает мой путь,
И ноги несут меня прямо к невесте.

Сцена шестая.

Дом Цапли. К дому подходит Журавль. Цапля выглядывает из окна.

Цапля: Чего тебе надо, болотный зазнайка?
Журавль: Пришёл я мириться, ты выйди, хозяйка.

Цапля:

Ещё чего! Надо мне ноги топтать!
Дел много. С тобой недосуг мне болтать.
Иди восвояси, раз важный такой,
А то помогу. Вон ухват под рукой!

Журавль:

Да полно, хозяйка, довольно браниться.
Ведь я, в самом деле, хочу помириться.
Мы оба горячи, но надо остыть,
Ведь трудно сейчас в одиночку прожить.

Цапля:

И слушать я больше тебя не желаю!
Давай уходи! Я тебя оставляю.

Цапля скрывается внутри дома, с треском закрывая окно.

Журавль (обращаясь к зрителям):

Ну что же нам делать и как же нам быть?
Кому-то ведь надо хоть раз уступить,
А то так и будем всю жизнь день за днём
Ходить друг за другом, пока не умрём.

Цапля (выглядывая из окна):

Обидеть легко, но ведь может случиться,
Что будет труднее в сто раз помириться.
Об этом, дружок, не забудь ненароком.
Пусть эта история будет уроком.

Цапля и Журавль (вместе): Пусть наша история будет уроком!

Учитель: Да, жить одному несладко. Наши герои, к счастью, это поняли: поняли, что ссора до добра не доводит.

Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.

Мы выходим на самый приятный проспект – проспект Угощения, “где на славу угощения”. Может быть, нас тут угостят чем-то вкусным? Хотя с угощением тоже разные истории случаются.

Сценка “Как Света гостей принимала”.

У Светы день рождения. Дети сидят за столом, поздравляют именинника, поют песню “Пусть бегут неуклюже…”. Раздаётся стук в дверь.

Вбегает Миша: На вот! Это тебе!

Света: Спасибо! (небрежно бросает подарок на стол, дети продолжают петь). А что ты принёс? (Разворачивает).
Миша: Я…
Света: И зачем ты мне куклу подарил? У меня вон их сколько!
Миша: Извини, я не знал!

Раздаётся стук в дверь. Приходит Серёжа и дарит книгу.

Света: Хорошая книга. Ничего, что её уже перечитали все твои друзья и родственники.

Аня пришла в гости в новом платье.

Света: Ничего платье, только зачем ты этот бант нацепила?

Раздаётся стук в дверь – входит Дима, здоровается, поздравляет, дарит имениннице коробку конфет.

Света (радостно): Вот спасибо! Я конфеты очень люблю. (Начинает есть конфеты, громко чавкая, нахваливает) Вот это да! Вот это вкуснятина!

Гости переглядываются, поочерёдно прощаются и уходят. Света жуёт … жуёт….

Света: И чего они разошлись? Чем я им не угодила? Может быть, моё угощение не понравилось?
Учитель: В угощении ли тут дело? Конечно, нет. Приятно угощаться у тех, кто больше рад гостям, а не подарку, приятно угощаться у вежливых людей. У таких, как эта девочка.

Девочка:

Я стол накрыла к чаю
Я сегодня жду гостей.
Я в прихожей их встречаю,
Пусть они идут скорей!
Всех за стол я усажу.
“Угощайтесь!” – всем скажу…
Вот и гости тут как тут.
Вот они к столу идут,
Все садятся по местам.
Я сейчас им чаю дам.
Всем друзьям и всем подружкам
Разливаю чай по кружкам.
Чай горячий, ароматный.
Быть хозяйкой мне приятно!

Учитель: В подарок всем нам исполняется песня “Если добрый ты”.

Ребята, будьте внимательны, сейчас мы свернём на улицу Нельзя. Удивительно, почему вдруг в Спасибограде улица с таким названием – Нельзя?!

Чтец:

Весьма опасно это—не правда ли, друзья? –
Когда кругом запреты: нельзя, нельзя, нельзя!
Их чуть не миллионы: нельзя топтать газоны,
Нельзя срывать цветы, нельзя шуметь,
Нельзя сорить! Нельзя…Да что там говорить!
А людям – вот ведь странно! – запретное – желанно,
Удержишься едва ли, нетрудно нас понять…
А что, нельзя, нельзя ли на можно поменять?
Напомнить нам про то, что можно кое-что:
Беречь природу – можно, и можно не шуметь,
И можно осторожно ходить – не как медведь.
И можно (даже надо!) самим соображать,
Что можно тех, кто рядом, любить и уважать!

(С.Погореловский)

Учитель: Мы к названию улицы “Нельзя” допишем “и Можно”.

Нравится вам такое название? А для того, чтобы доказать, что такая улица может существовать в Спасибограде, мы сыграем в игру “Можно и нельзя”.

Я вам буду говорить правила поведения со словом “нельзя”, а вы мне – то же правило, но со словом “можно”.

  1. Нельзя переходить улицу на красный свет светофора. (Можно—на зелёный).
  2. Нельзя говорить “Привет” учителю, взрослому человеку. (Можно “Здравствуйте!”)
  3. Нельзя дарить старые, потрёпанные вещи; не дарить то, что подарили тебе самому. (Можно дарить то, что порадует твоего друга или подругу).

Учитель: Ребята, я сама не знаю, куда выходит улица “Нельзя и можно”. Пусть кто-нибудь из вас, самый смелый, сходит в направлении этой улицы и посмотрит, что там дальше находится.

Ученик выходит из класса. Возвращаясь, он говорит, что там коридор и другие классы школы.

А сейчас конкурс “Доскажи словечко”.

Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно добавляйте.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят,
Водой …(не разольёшь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…(медвежью услугу).
Фальшивят. Путают слова.
Поют кто в лес, кто …(по дрова).
Ребята слушать их не станут,
От этой песни уши …(вянут).

Наше путешествие подходит к концу. Осталось подвести итоги. Каждому из вас я выдам по три цветочка разного цвета. По моей команде вы подарите свои цветочки:

  • Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении;
  • Зелёный – самому уступчивому, покладистому;
  • Красный – кому хочется сказать сегодня “спасибо”.

Посмотрите, у кого получился самый большой букет?

Путешествие в Спасибоград, я думаю, прошло успешно. Наша школа тоже находится в Спасибограде. А это ко многому обязывает. Мы должны пользоваться вежливыми словами и выполнять правила поведения. Спасибоград может быть частью любого города нашей страны. Чтобы вы не забывали об этом, сегодня вам вручаются такие дипломы.

Текст диплома: “Настоящий диплом выдан ученикам …класса в том, что они действительно являются учениками необычной начальной школы, которая находится в Спасибограде. С правилами поведения в городе ознакомлены. Директор школы”.

Вручение дипломов.

Учитель: Надеюсь, что от этого путешествия вы не только получили удовольствие, но и стали вежливее. До свидания! До скорой встречи!